Апрельское знакомство с Сегозером породило множество вопросов, на них надо было искать ответы… И вот мы снова здесь. На какие-то вопросы ответить удалось, на остальные – пока нет, да и когда такое бывало, чтобы на рыбалке было найдено больше ответов, чем поставлено новых вопросов?
Путевые заметки
На этот раз мы подбираемся к Сегозеру с другой стороны, с востока, через населенный пункт под названием Попов Порог. При выбранных нами транспортных средствах (личные автомобили, лодки, моторы) так гораздо удобнее, чем через Паданы. Машины собираемся оставить в Поповом Пороге, пересесть в лодки и поплавать дней 10 по Калицкому архипелагу, разбивая лагерь в понравившихся местах.
До Вытегры дорога в приличном состоянии, а дальше как повезет. Может, залатают ямы как раз перед вашей поездкой, а скорее всего, нет. Мы не разбортировались ни разу, но неоднократно были к этому близки. Поэтому если нет надежных сведений о состоянии дорожного полотна, лучше ехать в светлое время суток.
Ночуем на берегу Онежского озера, немного не доезжая до Медвежьегорска. Рассчитываем завтра не спеша закупить бензин и продукты, доехать до места, стапельнуться, погрузиться и где-нибудь в обед отчалить. Так все и получается.
Переход от Попова порога к Калицкому архипелагу прошел без осложнений, и вот мы уже выбираем место для стоянки. Нам нужен мыс, чтобы ветер сдувал комаров и мошку, но не слишком открытый, такой, чтобы внезапный шторм не лишил нас возможности отчалить от берега. Первые два не понравились, третий – хорош. Не спеша разбиваем лагерь, налаживаем быт, готовим снасти. Рыбалка будет завтра.
Хариус
Удачное начало
Дивное утро, солнце вот-вот покажется из-за сосен, поверхность воды рябит легкий ветерок. Идем под мотором вокруг «нашего» острова, ищем каменистую отмель. Обследуем несколько ближних островков. Не сказать, что все они одинаковые, но сходство есть, все несколько вытянуты в меридиональном направлении, северная оконечность – обрывающийся в глубину каменный «лоб», южная – вытянутый мыс, сложенный из крупных камней и более-менее плавно уходящий в глубину. Ледник постарался.
У самого длинного из таких мысов останавливаемся. Максим остается в лодке, я предпочитаю половить взабродку. Второй или третий заброс некрупной «вертушки» наискосок вдоль края мыса приносит стограммового харьюсеныша, четвертый или пятый – еще одного… За четверть часа ловлю с десяток таких – вот тебе и раз, в апреле самый маленький был граммов 300! Хорошо хоть цепляются не опасно для жизни.
Тем временем Максим находит обширную отмель в стороне от мыса и вынимает полукилограммового – значит, дело не в сезоне, а в месте. Залезаю в лодку, вдвоем методично «чешем» перспективный участок различными приманками с упором на среднего размера вертушки с удлиненным лепестком. Клюет нечасто, но поживее, чем в апреле, тогда на поимку нескольких хариусов уходил целый день, теперь справились за три часа. Ну что ж, отлично! Пора проверить, как там наши семьи.
К обеду ветер разогнал приличную волну, интересно, как поведет себя хариус, во-первых, в такую погоду, во-вторых, ближе к вечеру. Наш герой повел себя достойно, нечастые, но верные поклевки рыб от полкило до килограмма, все - на «вертушку», почти все – на первом метре проводки, сразу после «включения». Хариусу волна не мешает, а нас, признаться, слегка укачало. На обратном пути упражняемся с выходом на глиссирование по ветру, против ветра, под углом к нему… Хорошо.
Места ловли
В дальнейшем мы пробовали ловить хариуса в самых разных местах. Много внимания уделили ловле «на прибое» - у крутых наветренных берегов. Приходилось слышать, что в больших озерах этот метод весьма продуктивен… но, видимо, в других озерах. Нам попалась одна щука, больше – ничего. Ловля вдоль длинных выпуклых берегов с плавным нарастанием глубины возможна, но, во-первых, средний вес хариуса здесь невелик, меньше полкило (хотя иногда попадается до килограмма), а во-вторых, он здесь стайный: километр побережья пробрасываешь впустую, а потом десяток поклевок подряд. Переставлять лодку, пользуясь якорем, мучительно, ловить надо в дрейфе, что возможно не при любом ветре. С берега ловить комфортней, но тут другая проблема: дно сложено из крупных валунов, проводка вдоль дна, приносящая больше поклевок, дает и много зацепов.
А самыми лучшими местами, как ожидалось и как и в апреле, оказались каменистые отмели. Все они расположены с южной стороны островов, и чем дальше от северного материкового берега, тем больше хариуса. Оно и понятно: основной плес ближе, окружающие глубины больше, затопленного леса меньше, вода холодней и чище.
Приманки и проводка
Некрупный стайный хариус не церемонится, когда заметит приманку, тогда ее и хватает. С крупным все не так просто. Ему-то, может, все равно, на что клевать, нам не все равно. Поскольку нормально ловить удавалось только на вертушки, с них и начну.
Быстрого движения приманки хариус определенно не боялся, при этом явно предпочитал проводку с чирканьем по дну. В такой ситуации, тем более на обширной однообразной акватории с немногочисленной рыбой, фаворитами должны были стать тяжелые и очень тяжелые модели с малым лобовым сопротивлением – и стали бы, если б не одно «но». Примерно половина поклевок приходилась на первый оборот катушки, сразу после включения блесны. Тяжелые вертушки быстрее тонут и хуже включаются, для такой проводки они подходят плохо. В итоге лучше всего ловили средне-тяжелые вертушки с лепестком «ивовый лист». Такую проще всего сделать из Mepps Aglia Long № 1+, утяжелив на грамм-два ее сердечник и уменьшив до разумного предела тройник. Из готовых моделей, извините, ничего не посоветую, так давно делаю вертушки сам, что не в курсе состояния рынка. Возможно, DAIWA Silver Creek (типа Long) и Abu Garcia Reflex.
Было ощущение, что ветер и волна на малой глубине могут заметно влиять на клев в том смысле, что поклевок будет заметно больше при определенном угле заброса по направлению к ветру. Не подтвердилось. Самый удобный заброс, по ветру, оказался и самым продуктивным за счет большей дальности.
Очень хотелось поймать хариуса на воблер, но не удалось. Лично я экспериментировал с TD Minnow 50 SP натуральной расцветки и разными Salmo Hornet. Вроде бы все получалось, и заброс, и проводка, порой казалось ( это ощущение меня редко обманывает), что вот сейчас… но нет. От души погонял я и семиграммовый «кастмастер», тоже безрезультатно. Честно говоря, вертушка и в реках дает основную массу улова, но там другие приманки позволяют разнообразить рыбалку и поймать самых «несговорчивых» рыб. Это я о хариусе.
Прочие дары природы
Грибы и ягоды
Грибов при нас не было в карельском смысле этого слова, то есть приходилось есть не только белые, но и маслята с сыроежками. Черника и брусника есть везде, застать их одновременно можно во второй половине августа, но к этому времени уже сходит морошка, то есть получается так: либо черника и морошка, либо черника и брусника. Морошки, кстати, немного, мы нашли ее только на двух небольших болотах.
Каждый остров архипелага, при значительном сходстве с соседними островами, имеет свои особенности. На первом было болото с морошкой, на втором – белые грибы, на третьем – много сладкой черники и голубики. Поэтому чем больше островов посетить и исследовать, тем больше будет радости.
Щука
Специально мы ее не ловили. Хотелось бы сказать, что «щука попадалась попутно при ловле язя», но, к сожалению, было иначе – щука попадалась вместо язя, которого поймать не удалось. Местные рыболовы сказали нам потом, что для язя слишком холодно (t* воды была 12-14*). За утреннюю рыбалку на «язевые» вертушки размером от 1+ до 4 попадались две-три щуки весом 1-3 кг. Трудно сказать, насколько удалось бы улучшить этот результат, если б заниматься щукой целенаправленно. Да и надо ли его улучшать? Одна щука была поймана «на прибое» у одного из островов Калицкого архипелага, все остальные – в неглубоких заливах северного берега. Говорят, при ловле на дорожку в протоках между островами на глубинах порядка 10 м регулярно попадаются рыбины «за десятку».
Окунь
Должно быть, Сегозеро – слишком глубокий, холодный и малокормный водоем для него. Окуня немного, и он некрупный. Если воспринять это как вызов и упереться именно по окуню, на уху и копчение наловить можно. Возможно, больше всего окуня окажется в глубине узких заливов. А может быть, успех принесут участки затопленного леса. На «котлы» надежды мало, мы не видели ни одного, хотя чайка присутствует.
Что осталось за кадром
В первую очередь, конечно, лосось. Его в Сегозере с переменным успехом ловят троллингом. По слухам, можно поймать штук 5 по 2-3 кг за день. Но встреченные нами рыболовы за неделю не поймали ни одного, хотя бензина сожгли неимоверное количество.
Затем – сиг и палия. Об их ловле сведений у меня нет. Предположительно они держатся летом на значительной глубине и могут быть обнаружены с помощью эхолота. А дальше, как говорится, дело техники – если рыба есть, она не может не есть.
Если говорить откровенно, формат нашего путешествия не предполагал серьезной рыбалки, для этого надо ехать без жен и детей. Мы даже не пытались ловить на серьезных глубинах, хотя понимали, что в такой прозрачной воде жизнь отнюдь не замирает на отметке 20 м, напротив, только начиная с этой глубины эхолот начинал показывать рыбу. Но что это за рыба и как ее ловить, мы постараемся установить во время следующих поездок.
Комментарии (0)