Изображение Ретривер – утиная собака
Изображение Ретривер – утиная собака

Ретривер – утиная собака

В последние годы в нашем собаководстве интенсивно идут поиски наилучшего теста и правил испытаний для определения, насколько поведение собаки соответствует ее породной принадлежности.

Обсуждение и проверка врожденных качеств сплетены практически неразрывно. Поэтому часто возникает путаница, что именно мы проверяем. Не нужно путать врожденные качества с пригодностью для использования в определенной работе. Ведь есть классификация пород по происхождению, а есть по рабочему использованию. У каждой породы существуют врожденные поведенческие особенности, они наследуются по гораздо более сложным законам, чем классические менделевские. Проверка рабочих качеств – это отбор по профпригодности. Для оценки врожденных качеств важно отстроиться от приобретенного опыта. Отсюда возникают парадоксы: собака используется не по тому назначению, для которого была выведена.

В нашей стране отрицательную роль играет еще то, что подавляющая часть собак содержится не в питомниках, а у частных лиц, большинство из которых представления не имеет о племенной работе (вяжут, кого и с кем хотят).


То, что охотничье поведение наших собак это важнейший комплекс врожденных навыков, передающихся по наследству, ни у кого не вызывает сомнения. Для определения того, на что способна определенная порода, надо рассмотреть это охотничье врожденное поведение собаки и что в этом поведении было изменено человеком. Предок всех наших собак имел следующие врожденные охотничьи черты: преследование, засада, мышкование, облава, нагонка. Но ни один из компонентов охотничьего поведения не является чисто врожденным, каждый требует довольно сложного обучения. Человек, исходя из своих потребностей, развивал у них нужные ему качества, а другие притуплял. Например, в охотничьем поведении ретривера были сделаны значительные изменения. Все, что у него осталось от охотничьего поведения предков, это поиск по свежему следу, выпугивание птицы под выстрел и подноска битой птицы охотнику (Е.Н. Мычко). Все это заложено в собаке и передается по наследству. Каждая порода собак наследует определенные, свойственные только ей реакции на внешние стимулы.


Потребность в ретриверах возникла, когда стала распространяться стрельба влет и начал увеличиваться интерес английской аристократии к охоте на птицу. Точнее, даже не потребность в тех ретриверах, каких мы имеем сейчас, а в подающих собаках. В ХIХ веке ретриверами называли собак разных пород. Особенно долго ретриверами называли спаниелей. Утверждение о стремлении англичан оградить легавую от работы после выстрела (и поэтому появился ретривер) верно, только отчасти. У англичан была четкая специализация по объектам охоты. По куропатке охотились с легавыми, на фазана и вальдшнепа со спаниелем, на утку с ретривером. При такой специализации ретривер поднимает птицу на крыло под выстрел, т.е. их все больше и больше переквалифицировали для работы в манере спаниеля с целью выпугивания дичи из густых зарослей. Здесь еще уместно вспомнить, что известный ирландист Дж. К. Мильнер не считал хорошими тех легавых, которые не подавали птицу после выстрела.


Все ретриверы прекрасно чувствуют себя на воде. Это подтверждается его статями: выдровый хвост и водонепроницаемая шерсть (экстерьер функционален). Ретривер охотно ищет водоплавающую птицу и никогда не откажется плыть за подранком и подать его. Но надо понимать, что с биологической точки зрения занятие одной только апортировкой совершенно бессмысленное занятие. Наверное, поэтому апортировка не очень привлекает владельцев ретриверов, с которыми реально охотятся в угодьях. Апортировка это еще не охота, это всего лишь один из элементов охоты. Для Гайд-Парка одна только подача, может быть, и подходит, но для бескрайных российских болот, где бродит наш охотник, неприемлемо.


Теперь обратимся к официальным документам, существующим в настоящее время, как они определяют назначение ретривера. Во всех стандартах ретриверов (лабрадора, голдена, прямошерстного, курчавого, чесапик бея, новошотландского) записано, что это подружейная собака. А это значит, что собака должна найти птицу, поднять ее на крыло, после выстрела принести птицу и отдать ее в руки ведущему. В «Правилах охоты» подтверждается, что ретривер – подружейная собака. Летняя охота для ретривера на болотно-луговую птицу открывается 25 июля, как и для всех легавых. Тогда возникает вопрос: почему Кинологический совет РОРС считает ретривера только подающей собакой? Нужно не только считать, но и аргументированно это доказать. Причем желательно в прессе. Что-то никто из них ничего не пишет о ретриверах. Кто из членов Кинологического совета хорошо знает ретриверов? У кого из них есть ретривер? Правда, некоторые из них иногда встречались с ретриверами на испытаниях. Но чтобы познать породу, этого мало. Фактически получается так, что судьбу ретриверов определяют люди, не имеющие никакого отношения к ретриверам. Какие бы документы и решения по ретриверам не принимались, мнения самих владельцев никто никогда не спрашивал. Время умеет мстить. Пройдет немного лет, и сторонники только одной подачи будут свидетелями крушения своих идей. А сейчас они знания замещают проповедью. Они не разъясняют, а только «вещают».


Давайте посмотрим на положение дел у американцев. У них самое большое в мире поголовье ретриверов. Там судьбу этой породы решают эксперты по ретриверам. У нас посторонние люди. В тридцатые годы в Америке при содействии и субсидировании АКС был создан Национальный Ретривер Клуб. С 1931 г. он начал проводить полевые испытания. В этом ведущем американском клубе есть два направления работы с ретриверами: только для подачи и использования как универсальных подружейных собак. В Национальном Ретривер Клубе есть мощная популярная и очень богатая Ассоциация АРL (Американская Ассоциация Пойнтинг Лабрадоров). Она устраивает испытания в условиях реальной охоты с отстрелом вольной птицы (стоимость участия в этих состязаниях $50 000). Есть в Америке Клуб Охотничьих Ретриверов (HRC), входящий в менее известный, чем АКС UKC. Он занимается в основном испытаниями типа тестирования.


В Америке экспертом по ретриверам может стать только тот, кто имеет своего ретривера и его самостоятельно натаскал. Причем его собака должна иметь высшие рабочие титулы. В противном случае эксперт не будет знать и понимать все тонкости работы этой породы. Что же делается в России? Даже подавляющая часть экспертов не имеет и никогда не имела ретриверов. И многие из них даже не судили ретриверов на испытаниях и выставках. Скорее всего, таким экспертам безразлична судьба ретриверов в России. Совершенно неясно, зачем и как они получали категорию по ретриверам?
В настоящее время основная проблема у ретриверов заключается в том, что они в большой степени превращаются в декоративных собак. У них происходят заметные изменения в нервной системе, и даже у некоторых собак отмечается водобоязнь. И это у водолаза Сент-Джон! Наверное, «пророки», вещающие, что такое ретривер, забыли некоторые основы собаководства. Универсальных, способных на все пород, не существует. Обучать собаку тому, к чему она не приспособлена от рождения – пустая трата времени.


Многие специалисты за рубежом пишут, что лабрадор – это утиная собака. Не надо много читать и слушать наших «пророков» о том, что лабрадор не утиная собака, Достаточно посмотреть, как она ведет себя на воде и как плавает. Сразу становится ясно – на воде профессионал и это его родная стихия. А раз так, то ясно – у лабрадора должны быть свои, особые правила испытаний по утке. Ведь эксперимент – единственный способ познания полевых качеств собак. Другое дело, что, создавая такие правила, нужно четко понимать и стараться как можно меньше смешивать в одной расценочной таблице природные и приобретенные качества.


При работе по утке у ретривера нужно выявить качества, необходимые при работе по этой дичи. К ним нужно отнести: чутье, поиск, настойчивость, мастерство, подача, постановка, послушание и отношение к выстрелу. Без наличия точного определения этих признаков результаты испытаний не могут быть использованы в разведении.
Чутьем ретривера признается врожденная способность, именно врожденная, с помощью обоняния улавливать запах птицы и реагировать на него. Обоняние передается по наследству, но оно является только основой чутья. Теоретически чутье можно определить как сложное произведение обоняния на ум (способность с помощью головного мозга квалифицировать запах). Таким образом, чутье – это смешение природных и приобретенных навыков.


Оценивать обоняние весьма непросто. Поэтому у легашатников давно идут споры об его оценке. Много в общепринятых взглядах неясностей. Что и чем воспринимается? Например, известно, что по росе лучше сохраняется след. Так, что и как улавливает собака, которая, в отличие от человека, еще не потеряла связь с окружающим миром, нам пока неизвестно.
Поиск включает в себя быстроту и манеру поиска. Быстрота – врожденное охотничье качество, и передается оно по наследству. Манера поиска у всех собак заложена в виде челнока или на кругах. Она должна быть рациональной, без пропусков необысканных мест. Быстрота поиска – наследуемое качество, а манера закладывается натаской. То есть фактически поиск тоже оказывается смешением природных и приобретенных качеств. (Непонятно, какое отношение имеет поиск водоплавающей дичи, о которой идет речь, к поиску легавой? – Прим. ред.)
Теперь остановимся на настойчивости, которую можно определить как способность собаки безотказно и непрерывно работать по птице, дойти до нее и поднять на крыло. Это качество не только воспитываемое, но и в определенной степени наследуемое.


Одним из важнейших качеств рабочей охотничьей собаки является мастерство. Это наивысшее проявление породных наследуемых качеств. Мастерство является переплетением разных качеств собаки, таких как ум и сообразительность, поиск, постановка, настойчивость, а значит, и в этом качестве пересекаются природные и приобретенные качества. Чем больше собака охотилась, тем она мастеровитее. Здесь приобретается способность быстро разобраться в набродах, найти птицу в любом «крепком» месте и выставить ее под выстрел.


Подача является одним из наиболее обсуждаемых и спорных качеств ретриверов. При рассмотрении этого качества нельзя впадать в крайности: подача – полностью наследуемое качество, или подача – только приобретаемое качество. Л.В. Крушинский и Л.Ф. Уитни отметили, что у всех собак доминирует интерес к летающим объектам над равнодушием, и он является наследуемым, а вот подноска и отказ от подноски является приобретаемым при дрессировке качеством. Если подходить к подаче с этих позиций, то станет ясно, что всякие навороты в подаче типа тройной и т.д., не что иное, как усложнение дрессуры, бесцельное с биологической точки зрения и не дающее никаких знаний об охотничьих качествах собаки.


Постановка и послушание необходимы охотничьей собаке, чтобы она стала помощником хозяину на охоте по птице. Одним из очень важных природных качеств собаки является способность ее усваивать требования охотника и склонность подчиняться им. Это как раз и зависит от ума и характера собаки.


Выяснение отношения собаки к выстрелу – проверка силы нервной системы. Это важно для всех собак, но особенно для ретриверов. Агрессия у них заблокирована, но легко может быть разблокирована.
Вот такими охотничьими качествами должен обладать ретривер. Хотя они сильно урезаны и искажены по сравнению с качествами его предка. Понятно, что наиболее важным делом для охотничьей собаки является прежде всего охота. Здесь собака может полностью раскрыть все свои возможности, испытать максимум положительных эмоций, трудиться с полной отдачей сил. И, более того, при этом охотничья собака и ее хозяин представляют крепчайший союз, который образовался благодаря их общему любимому делу.

Что еще почитать