На озеро с мормышкой

Изображение На озеро с мормышкой
Изображение На озеро с мормышкой

Сильный ветер, а вместе с ним и мокрый снег, приносящий промозглую слякоть и сырость, наконец, отступили. Ночи стояли тихие, и явно морозило «за семерочку». Да и дневной минус к концу недели стал потихоньку прибавлять. Утром перед работой я, пробегая по мосту городской речки, закованной в бетон, бросал жаднй взгляд на серую студеную гладь, вздыхал, и, подхватываемый дневными заботами, кружил в водовороте дня. А утром все повторялось вновь. Река никак не сдавалась.

В один из вечеров заглянул в гости к приятелю. Тот днем ездил на болото и набрал мерзлой клюквы. Угостил, хоть я и отказывался. Кислые ягоды щипали и саднили нёбо. Но бодрили. Как и рассказ приятеля о том, что на озере, которое по пути на болото, встал лед! Выждав для верности еще пару дней, морозным декабрьским утром мы выехали на загадочное озеро. Белая свежая снежная крупа, выпавшая за ночь, прикрыла грязь разбитой грунтовой дороги.

Лет пять назад я рыбачил в тех местах со спиннингом. Отсутствие приемлемых подъездных путей вселяло надежду на добычливую ловлю. Около двух километров пробирался с резиновой лодкой за плечами по заросшей лесной тропинке. Но кроме пяти или шести щурят и пары средних окуней озеро ничем примечательным меня тогда не одарило, и я про него благополучно забыл. О том, что кто-то бывает на озере зимой, никто из моих ближних и дальних знакомых ничего и не слыхивал. Коли так, то вполне могло оказаться, что озеро заморное, а та рыба, которой удается кое-как выжить под толстым, почти в метр, слоем льда, очень немногочисленна.

Но в ту единственную разведывательную рыбалку по открытой воде, плывя по периметру и облавливая прибрежные участки, в самом дальнем углу я видел почти полностью заросшую узенькую протоку. Широкие листья кувшинок слегка шевелились от слабого течения. Протока терялась в густых прибрежных зарослях и была уже ширины лодки, вела в откровенный бурелом, и я поплыл тогда дальше, оставив ее без внимания.
Теперь, пробираясь по едва заметной стежке, протоптанной сборщиками «северной вишни», проваливаясь местами по щиколотки в грязную слегка подмороженную жижу и прыгая с кочки на кочку, я вел приятеля как раз в дальний конец озера к той протоке.

И вот первые робкие, сначала семенящие шаги по свежему льду. Держит… Просверливаем контрольную лунку для замера толщины. Елки-сосенки, да около десяти сантиметров! Этого вполне достаточно, чтобы расслабиться. Хотя «спасалки» все равно остаются болтаться на шее. Эх, вот он, завораживающий миг первой мормышечной проводки в новом сезоне!

Мормышечной – это я про себя. Приятель разматывает удочку с балансиром. Ну, как говорится, на вкус и цвет… Просто я все лето пополнял коллекцию безнасадочных мормышек, заставляя продавцов заглядывать в закрома и торгуясь. Летом сани должны стоить дешевле. Я уже соскучился по чуткому кивку, по тонкой леске, по отчетливой и властной поклевке…

Глубина чуть больше метра. Кое-где виднеются подо льдом зеленые листья рдеста. Выбрал полянку, где лед прикрыт тонким слоем снега, проткнул лунку в четыре витка и… опять на рдест попал. Интересно: голо, стыло, морозно кругом. Преобладают исключительно серо-белые тона, и вдруг свежий зеленый стебель падает на лед, соскользнув с ножей ледобура, как запоздалое письмо с ошибочно написанным адресом на конверте из прошедшего лета…

Это еще один показатель, на мой взгляд, что озеро не является заморным. Вообще, озер в наших краях много. Большинство имеет ледниковое происхождение, а сейчас подвержено обмелению и зарастанию. Видовой состав рыб сужается. Исчезают более чувствительные к изменениям условий виды рыб (налим, красноперка, синец, ерш, лещ и другие), и на этом фоне увеличивается относительная численность плотвы, называемой в наших краях сорогой, как менее требовательного вида. Затем в озерах выживает только один вид (окунь - при закислении или карась - при заморах, заилении и зарастании), что сопровождает эвтрофирование водоемов, когда образуются новые органические вещества.

*Кислые (ацидные) озера - озера со значением рН воды значительно ниже 7,0, которые чаще представлены болотными водоемами. Кислые дожди - атмосферные осадки, содержащие соединения серы и азота и характеризующиеся низкими значениями рН вследствие большого объема промышленных выбросов в атмосферу. К закисленным относят озера с рН воды ниже 6,0, когда дальнейшее снижение этого показателя сопровождается изменением химического состава вод.

Повышение кислотности… Теперь я понимаю, почему во многих мелких болотистых озерках в наших краях встречается лишь окунь.

Но это теория. А сейчас мы с приятелем заняты поиском. Я ухожу от протоки правее вдоль берега. Глубина не изменяется, но подводной растительности все меньше и меньше. Приятель пошагал на середину озера – уж ему-то постоянно цеплять траву балансиром быстро надоело. Ну, что же, разделиться на неизведанном водоеме всегда полезно. Я меняю лунку за лункой, постепенно разбуривая большущий квадрат и наконец… То ли показалось, то ли зацепил подводный стебель рдеста, но мягкий лавсановый кивок неестественно дрогнул. При следующей быстрой проводке тишина. Я сменил темп подъема с быстрого на умеренный, поднимая мормышку на полметра от дна. И, наконец, полностью остановил. Поклевка последовала незамедлительно. Резкая, уверенная. И в долю секунды полосатый красавец заскакал по полированной ледяной поверхности.

Изображение Первый окунь сезона
Первый окунь сезона 

Эх, вот он, счастливый миг – первая рыбка нового подледного сезона. Но дальше опять затишье, сколько ни изощрялся с проводкой, увеличивая темп до просто «бешенного» с последующей остановкой. Смещаюсь на новое место. Два-три подъема, и опять слабое прикосновение. Ага, ну теперь я уже научен. Повторяю все, как на первом уроке. Резкий сгиб кивка даже в руку передался и…сход. Эх, вот чего обычно не люблю очень, так это схода окуня прямо сразу. Если протащишь его от места поклевки дальше, то куда ни шло, а так… Как правило, исходя исключительно из собственного опыта и субъективных суеверий, сошедшая рыба рассказывает (брехня, что рыбы немы) окружающим, что приперся в их спокойную обитель чудак на др. букву, и нужно быть осторожным.

В подтверждение суеверия трясу удочкой еще пять проводок – нет отзыва. Опять меняю лунку, попадаю на траву, но мормышка все же протискивается между стеблей, и поклевка, нет, даже не поклевка – я ее не увидел, а просто как только мормышка упала, тут же села рыба. Но, видимо, при вываживании окунь хвостом сбил стебли в кучу – не протискивается больше мормышка через них. Опять нужно менять лунку. Хорошо, что лед тонкий, а то, бывает, в феврале-марте на такой клев попадаешь. Лунка – рыба, а лед под восемьдесят сантиметров. Хочешь рыбы – крути… Опять кручу лунку прямо в траве. Протискиваю мормышку. Три подъема, и уверенная поклевка!

Приятель уже почти на другой берег озера ушел. Раз бегает, значит не нашел свою рыбу. Созваниваемся – так и есть. Зову к себе. Приятель не увидел и поклевки за все это время. Щука никак не проявилась, да и осталась ли она в озере, а окунь, видимо, к балансиру отнесся скептически. Объясняю технику. Мол, балансир долой, исключительно на мормышку. И не беда, что лунка с травой. Нужно попытаться найти для нее окошечко. Окунь здесь, сидит в траве. Видимо, любуется свежей зеленью.

И пошло дело. Нет, не в каждой лунке. В некоторых вообще поклевок не было ни одной. Но, как правило, эти лунки были чистые, без травы. Попытался разнообразить мормышки. Особых изменений не заметил. Если начинал ловить исключительно черной. То теперь и на светлую, с серебристой коронкой клевала рыба. Главное – пробиться сквозь заросли.

Но в наших краях зимний день так короток, что пролетает, кажется, в миг. А нам еще по непростой тропе болотистых кочек брести. Отдохнули душой, и спасибо озеру. Скоро и крупные водоемы встанут, будет где разгуляться хоть с мормышкой, хоть с блесной, хоть с жерлицами. Не спеша двинули обратно в ватную береговую серость. С кочки собрал горсть слегка припорошенных снежком мороженых глубоко-бордовых ягод клюквы. Всю пригоршню кинул в рот. Кислющая! Но бодрит! Как и воспоминания об удачной сегодняшней окуневой рыбалке на озере с повышенной кислотностью… Интересно, удастся ли среди зимы, через снежные заносы сюда пробраться, или так и будет озеро ждать нас до следующего перволедка…