ОХОТА — ДЕЛО РАЗУМНЫХ ЛЮДЕЙ


Редакция газеты представляет читателю беседу с православным священником о духовно-нравственных аспектах охоты. Надеемся, что она будет интересна широкому кругу читателей, так как затрагивает вопросы отношения Церкви и ее пастырей древнейшему виду деятельности человека – охоте. Не секрет, что среди духовенства на этот счет нет единого мнения. Некоторые хотели бы вообще запретить охоту, считая ее убийством «братьев наших меньших», т.е. смертным грехом. Но правы ли они? Или это ограниченный, односторонний взгляд на охоту и охотников?

А что если это частное заблуждение, и Церковь вовсе не противится охоте и не запрещает своим чадам (в том числе священникам) охотиться? 

КАКОЙ ОН, СОВРЕМЕННЫЙ ОХОТНИК? 

Нетрудно составить собирательный образ современного охотника. Охоте подвержено взрослое население нашей страны обоих полов, всех национальностей, практически всех профессий и всех вероисповеданий. Охотники проживают чуть ли не в каждом населенном пункте России. Явный перевес среди них имеют охотники-любители: их абсолютное большинство – около 90%. Остальные – охотники-промысловики и егеря. К этой же группе относятся представители малочисленных народов Крайнего Севера, для кого охота – образ жизни.

Именно профессиональные охотники, аборигены отдаленных регионов России и показывают пример разумного, гармоничного отношения к природе, животному миру. А он особенно важен для тех, кто впервые взял в руки ружье. И если, скажем, вам повезет охотиться с таким человеком, то всего за один день вы узнаете о древнейшем ремесле больше, чем о нем написано в иных учебниках.

У охотничьего люда существует присказка: «На охоте и в бане все равны». Конечно, попробуйте закурить в парилке или зайти в нее намыленным! Да вас тотчас выгонят за дверь! Это в бане. А на охоте? Оставить после привала мусор – в порядке вещей, не погасить в лесу окурок – сплошь и рядом, выбрать для мишени аншлаг местного охотхозяйства – пара пустяков.

Особенно этим грешат охотники, приехавшие в угодья из больших городов. Об их поступках, несовместимых с нравственными нормами, прекрасно осведомлены местные жители. И в лицо, и за глаза они обличают таких горе-охотников. Но у тех всегда виноваты кто угодно (а чаще всего егеря!), только не они сами.

Вот типичный случай. Сидит клиент ночью на вышке в ожидании кабанов. Надоело ждать. Глотнул из фляжки коньяку, закурил, а потом и закемарил. Кабаны учуяли дым и не пришли. Или же пришли, а клиент их проспал. Кто виноват? Егерь!

 

Эти и другие вопросы мы обсудили с нашим собеседником – московским священником Ярославом Шиповым, который служит в храме Св. Георгия Победоносца на Варварке.

 

  В конце 1980-х он, страстный охотник и рыболов, приобрел избу в Вологодской области, а спустя несколько лет был рукоположен в сан священника и четыре года прослужил в Тарногском р-не сельским батюшкой. Впечатления тех лет и наблюдения над жизнью деревенского прихода легли в основу его книг «Отказываться не вправе» (2000), «Долгота дней» (2002), «Лесная пустынь» (2009), «Первая молитва» (2011). Недавно вышел в свет новый сборник рассказов отца Ярослава Шипова «Райские хутора» и другие рассказы».

 

«Проза писателя-священника лишена назидательности и морализаторства, отличается умным и немного грустным взглядом на жизненные нестроения, чувством сострадания» (В.В. Дементьев).

 

 Вот что рассказал нам об охоте и охотниках отец Ярослав.

 – Сегодня можно встретить тех, кто выезжает охотится на джипах с прицепами: везут квадроциклы, электронные приставки-манки на гусей. Багажники забиты оружием. Шум, грохот. Стреляют по любой птичке, которую увидели. А оруженосцы им  только стволы меняют. Эти люди сами ничего делать не умеют: ни костра разжечь, ни обед приготовить, а след зайца от следа белки не отличат…

С тех пор, как меня рукоположили, я не охочусь, езжу в Астрахань на рыбалку. Рыбачу с приятелем – местным жителем, а он охотник. Мотаемся с ним на моторке по протокам, и он даже на скорости по запаху определяет места, где кабаны находятся! Вот это опыт! Вот это чутье! Люди, живущие на природе, обнаруживают зверя по запаху, как мы на городских улицах по запаху выхлопа определяем тип двигателя автомобилей…

В конце 80-х я охотился в глухих лесах на севере Вологодской области. Купил там избушку. Помогал местным жителям восстанавливать храм. А в 1991 году стал священником, принял приход. Время было голодное. Деревенские как-то выручают друг друга – кругом ведь родня, а я один, и никакого хозяйства – как выживать? Спрашиваю архиерея: «Что делать?» Тот: «Если есть нечего, занимайся охотой. Ты же умеешь. На Аляске в тяжелые времена наши священники охотились». Он имел в виду времена, когда численность русского населения на Аляске стала сокращаться. Думается, что священники тогда занимались не только любительской охотой – для пропитания, но и промысловой, добывая пушнину для заработка.

Однако вскоре мне удалось наладить и рыбалку, и огород, и заготовку грибов, так что тяготы выживания отступили.

Письменных указаний о том, что священник не может охотиться, очень немного. Они относятся в основном к средним векам, когда охота была развлечением, барской забавой – на конях, с собаками. Невозможно же представить себе архиерея или священника с крестом, на коне, в руках ружье… Нет, охота – не священническое дело. Строго говоря, священник вообще не должен работать, и это абсолютно правильно: надо быть в постоянной готовности к служению.

Скажем, приедут с просьбой отпеть преставившегося или причастить умирающего, а батюшки нет. И где он? А на охоте (в лесу, на стройке и т.д.)! Так нельзя. Мне многое приходилось делать своими руками: и баню строить, и дом ремонтировать, и дрова заготовлять… Руки от работы черные – как потом служить или венчать? У меня в алтаре была шкурка-нулевка, вот только с ее помощью чистоту и наводил.

Как-то отправился я валить лес, а за мной приехали, чтобы отвезти к больному и причастить его.

Где батюшка? – спрашивают.

Батюшка дрова заготовляет.

Батюшка не должен дрова заготовлять. Он должен сидеть и ждать.

Конечно, если есть нечего, священнику придется и на охоту пойти. Православие – это религия здравомыслия. Здесь ничто не доводится до абсурда. Вот, скажем, женщинам нельзя в алтарь входить. Но, допустим, упала свечка, начался пожар. Что же? Ждать, когда все сгорит? Нет, пусть уж женщина войдет и поможет в тушении пожара. Бог, конечно, как правило, оберегает нас от сложных для разрешения ситуаций, но время от времени Он же и попускает их по причинам, только Ему известным. Возможно, для того, чтобы испытать нас.

СВЯТОЙ ТРИФОН, ЗАМОЛВИ ЗА НАС СЛОВО! 

В Библии записано, что Господь заповедал людям употреблять в пищу мясо животных, птиц и рыб. Церковь правильную охоту считает богоугодным делом, иначе не было бы у охотников и рыболовов такого мощного помощника и покровителя, как святой мученик Трифон. Его житие охотникам хорошо известно. Но кроме мученика Трифона, покровителями охотников и рыболовов почитаются на Руси еще 19 угодников Божиих. В 2005 году по просьбе членов Русского охотничьего клуба и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была написана икона «Собор святых покровителей охотников и рыболовов» (она находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках).

Святые, изображенные на ней, действительно не раз спасали людей от потопления во время бури и шторма, от гибели в суровые морозы, заблудившимся указывали путь, а охотникам и рыболовам даровали обильную добычу. Помогают они и сегодня всем, кто обращается к ним с верой и молитвой. Просите – и дастся вам! Кстати, икона святого мученика Трифона есть и в храме Георгия Победоносца на Варварке, где служит о. Ярослав.

ОХОТА ВЕЛИКИМ ПОСТОМ

Перед весенней охотой идет Великий пост, и частенько случается так, что охота выпадает на Светлое Христово Воскресение, то есть на Пасху. Можно ли охотиться в это время? Ни в коем случае! И это – традиция. Кто-то, вероятно, не придаст этому значения, но человек верующий и воцерковленный ни во время Великого поста, ни на Пасху, охотиться не станет. Ведь если ты постишься, и не только телесно, но и духовно, то все постороннее, отвлекающее нужно от себя отстранить.

У меня неоднократно во время Великого поста просили дать благословение на весеннюю охоту, – рассказывает о. Ярослав. – Говорю: «Подожди. Вот Светлая пройдет – поедешь!» – «Да как же так? Все утки улетят!» – «Потерпи!». Не потерпел – поехал. Но оказалось, что там лед еще не сошел, а снег в лесу вообще не таял. Зато после Пасхи рвануло! Чуть ли ни в один день наступила весна.

После Великого поста и пасхальных праздников у человека появляется особый душевный настрой, чувство, что все в жизни складывается правильно: тут уж любое доброе дело пойдет успешно.

В дореволюционной России, когда Православие было основой русской жизни, охота – что в дворянской среде, что в мещанской или крестьянской – была делом совершенно естественным, и я не могу припомнить никаких особенных запретов или ограничений со стороны Церкви по этому вопросу.

Беседовали Вячеслав ЛОБАЧЕВ, Александр ЛИСИЦИН.

 

 

От редакции

 

Если у читателей-охотников есть вопросы к священнику, просим присылать их в редакцию. Они будут переданы о. Ярославу, и его ответы мы опубликуем в «РОГ».

Что еще почитать