ОХОТА — ДЕЛО РАЗУМНЫХ ЛЮДЕЙ
Редакция газеты представляет читателю беседу с православным священником о духовно-нравственных аспектах охоты. Надеемся, что она будет интересна широкому кругу читателей, так как затрагивает вопросы отношения Церкви и ее пастырей древнейшему виду деятельности человека – охоте. Не секрет, что среди духовенства на этот счет нет единого мнения. Некоторые хотели бы вообще запретить охоту, считая ее убийством «братьев наших меньших», т.е. смертным грехом. Но правы ли они? Или это ограниченный, односторонний взгляд на охоту и охотников?
А что если это частное заблуждение, и Церковь вовсе не противится охоте и не запрещает своим чадам (в том числе священникам) охотиться?
КАКОЙ ОН, СОВРЕМЕННЫЙ ОХОТНИК?
Нетрудно составить собирательный образ современного охотника. Охоте подвержено взрослое население нашей страны обоих полов, всех национальностей, практически всех профессий и всех вероисповеданий. Охотники проживают чуть ли не в каждом населенном пункте России. Явный перевес среди них имеют охотники-любители: их абсолютное большинство – около 90%. Остальные – охотники-промысловики и егеря. К этой же группе относятся представители малочисленных народов Крайнего Севера, для кого охота – образ жизни.
Именно профессиональные охотники, аборигены отдаленных регионов России и показывают пример разумного, гармоничного отношения к природе, животному миру. А он особенно важен для тех, кто впервые взял в руки ружье. И если, скажем, вам повезет охотиться с таким человеком, то всего за один день вы узнаете о древнейшем ремесле больше, чем о нем написано в иных учебниках.
У охотничьего люда существует присказка: «На охоте и в бане все равны». Конечно, попробуйте закурить в парилке или зайти в нее намыленным! Да вас тотчас выгонят за дверь! Это в бане. А на охоте? Оставить после привала мусор – в порядке вещей, не погасить в лесу окурок – сплошь и рядом, выбрать для мишени аншлаг местного охотхозяйства – пара пустяков.
Особенно этим грешат охотники, приехавшие в угодья из больших городов. Об их поступках, несовместимых с нравственными нормами, прекрасно осведомлены местные жители. И в лицо, и за глаза они обличают таких горе-охотников. Но у тех всегда виноваты кто угодно (а чаще всего егеря!), только не они сами.
Вот типичный случай. Сидит клиент ночью на вышке в ожидании кабанов. Надоело ждать. Глотнул из фляжки коньяку, закурил, а потом и закемарил. Кабаны учуяли дым и не пришли. Или же пришли, а клиент их проспал. Кто виноват? Егерь!
Эти и другие вопросы мы обсудили с нашим собеседником – московским священником Ярославом Шиповым, который служит в храме Св. Георгия Победоносца на Варварке.
В конце 1980-х он, страстный охотник и рыболов, приобрел избу в Вологодской области, а спустя несколько лет был рукоположен в сан священника и четыре года прослужил в Тарногском р-не сельским батюшкой. Впечатления тех лет и наблюдения над жизнью деревенского прихода легли в основу его книг «Отказываться не вправе» (2000), «Долгота дней» (2002), «Лесная пустынь» (2009), «Первая молитва» (2011). Недавно вышел в свет новый сборник рассказов отца Ярослава Шипова «Райские хутора» и другие рассказы».
«Проза писателя-священника лишена назидательности и морализаторства, отличается умным и немного грустным взглядом на жизненные нестроения, чувством сострадания» (В.В. Дементьев).
Вот что рассказал нам об охоте и охотниках отец Ярослав.
– Сегодня можно встретить тех, кто выезжает охотится на джипах с прицепами: везут квадроциклы, электронные приставки-манки на гусей. Багажники забиты оружием. Шум, грохот. Стреляют по любой птичке, которую увидели. А оруженосцы им только стволы меняют. Эти люди сами ничего делать не умеют: ни костра разжечь, ни обед приготовить, а след зайца от следа белки не отличат…
С тех пор, как меня рукоположили, я не охочусь, езжу в Астрахань на рыбалку. Рыбачу с приятелем – местным жителем, а он охотник. Мотаемся с ним на моторке по протокам, и он даже на скорости по запаху определяет места, где кабаны находятся! Вот это опыт! Вот это чутье! Люди, живущие на природе, обнаруживают зверя по запаху, как мы на городских улицах по запаху выхлопа определяем тип двигателя автомобилей…
В конце 80-х я охотился в глухих лесах на севере Вологодской области. Купил там избушку. Помогал местным жителям восстанавливать храм. А в 1991 году стал священником, принял приход. Время было голодное. Деревенские как-то выручают друг друга – кругом ведь родня, а я один, и никакого хозяйства – как выживать? Спрашиваю архиерея: «Что делать?» Тот: «Если есть нечего, занимайся охотой. Ты же умеешь. На Аляске в тяжелые времена наши священники охотились». Он имел в виду времена, когда численность русского населения на Аляске стала сокращаться. Думается, что священники тогда занимались не только любительской охотой – для пропитания, но и промысловой, добывая пушнину для заработка. …
Однако вскоре мне удалось наладить и рыбалку, и огород, и заготовку грибов, так что тяготы выживания отступили.
Письменных указаний о том, что священник не может охотиться, очень немного. Они относятся в основном к средним векам, когда охота была развлечением, барской забавой – на конях, с собаками. Невозможно же представить себе архиерея или священника с крестом, на коне, в руках ружье… Нет, охота – не священническое дело. Строго говоря, священник вообще не должен работать, и это абсолютно правильно: надо быть в постоянной готовности к служению.
Скажем, приедут с просьбой отпеть преставившегося или причастить умирающего, а батюшки нет. И где он? А на охоте (в лесу, на стройке и т.д.)! Так нельзя. Мне многое приходилось делать своими руками: и баню строить, и дом ремонтировать, и дрова заготовлять… Руки от работы черные – как потом служить или венчать? У меня в алтаре была шкурка-нулевка, вот только с ее помощью чистоту и наводил.
Как-то отправился я валить лес, а за мной приехали, чтобы отвезти к больному и причастить его.
– Где батюшка? – спрашивают.
– Батюшка дрова заготовляет.
– Батюшка не должен дрова заготовлять. Он должен сидеть и ждать.
Конечно, если есть нечего, священнику придется и на охоту пойти. Православие – это религия здравомыслия. Здесь ничто не доводится до абсурда. Вот, скажем, женщинам нельзя в алтарь входить. Но, допустим, упала свечка, начался пожар. Что же? Ждать, когда все сгорит? Нет, пусть уж женщина войдет и поможет в тушении пожара. Бог, конечно, как правило, оберегает нас от сложных для разрешения ситуаций, но время от времени Он же и попускает их по причинам, только Ему известным. Возможно, для того, чтобы испытать нас.
СВЯТОЙ ТРИФОН, ЗАМОЛВИ ЗА НАС СЛОВО!
В Библии записано, что Господь заповедал людям употреблять в пищу мясо животных, птиц и рыб. Церковь правильную охоту считает богоугодным делом, иначе не было бы у охотников и рыболовов такого мощного помощника и покровителя, как святой мученик Трифон. Его житие охотникам хорошо известно. Но кроме мученика Трифона, покровителями охотников и рыболовов почитаются на Руси еще 19 угодников Божиих. В 2005 году по просьбе членов Русского охотничьего клуба и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была написана икона «Собор святых покровителей охотников и рыболовов» (она находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках).
Святые, изображенные на ней, действительно не раз спасали людей от потопления во время бури и шторма, от гибели в суровые морозы, заблудившимся указывали путь, а охотникам и рыболовам даровали обильную добычу. Помогают они и сегодня всем, кто обращается к ним с верой и молитвой. Просите – и дастся вам! Кстати, икона святого мученика Трифона есть и в храме Георгия Победоносца на Варварке, где служит о. Ярослав.
ОХОТА ВЕЛИКИМ ПОСТОМ
Перед весенней охотой идет Великий пост, и частенько случается так, что охота выпадает на Светлое Христово Воскресение, то есть на Пасху. Можно ли охотиться в это время? Ни в коем случае! И это – традиция. Кто-то, вероятно, не придаст этому значения, но человек верующий и воцерковленный ни во время Великого поста, ни на Пасху, охотиться не станет. Ведь если ты постишься, и не только телесно, но и духовно, то все постороннее, отвлекающее нужно от себя отстранить.
– У меня неоднократно во время Великого поста просили дать благословение на весеннюю охоту, – рассказывает о. Ярослав. – Говорю: «Подожди. Вот Светлая пройдет – поедешь!» – «Да как же так? Все утки улетят!» – «Потерпи!». Не потерпел – поехал. Но оказалось, что там лед еще не сошел, а снег в лесу вообще не таял. Зато после Пасхи рвануло! Чуть ли ни в один день наступила весна.
После Великого поста и пасхальных праздников у человека появляется особый душевный настрой, чувство, что все в жизни складывается правильно: тут уж любое доброе дело пойдет успешно.
В дореволюционной России, когда Православие было основой русской жизни, охота – что в дворянской среде, что в мещанской или крестьянской – была делом совершенно естественным, и я не могу припомнить никаких особенных запретов или ограничений со стороны Церкви по этому вопросу.
Беседовали Вячеслав ЛОБАЧЕВ, Александр ЛИСИЦИН.
От редакции
Если у читателей-охотников есть вопросы к священнику, просим присылать их в редакцию. Они будут переданы о. Ярославу, и его ответы мы опубликуем в «РОГ».
Комментарии (26)
Юрий Александров
Пока кроме обоснования содержания церкви и их служителей за счет прихожан, ничего содержательного не услышал. Хотелось бы узнать позицию батюшки по поводу притиснения простых охотников, и выяснить насколько он готов поддержать их в борьбе за социальную направленность и доступность охоты.
3 ответа
Igor Dedov
1. С Вами, Юрий Александрович, полностью согласен!
2. Также интересно проследить логику, и понять причины столь активной оценки комментариев.
Юрий Александров
Это "месть" Николая Бутакова за мои отзывы к его комментариям к статье "Без удачи - никуда". Только загадка, как он это делает. Здесь его умению однозначно оценка 5+.
Igor Dedov
Какая страшная месть)
Dilshod Gaziev
Я например пастор протестантской церкви, охочусь. ничего плохого или греховного в этом не вижу. животное убить не грех- грех мучить, издеваться над животным так как это Божье творение.
7 ответов
Сергей Сорокин
У вас, протестантов, всё проще - веруешь в Бога, значит уже спасён, и все грехи тебе прощены априори. А если так, то можно всё - пастору охотиться и "убивать" животных, а прихожанам не только животных, но и мирных людей, когда и где вздумается (Югославия, Ирак и т.д.). Облегченное христианство, под себя переделанное. И католики в этом от вас ушли не очень далеко. А Православным быть труднее, кое-чем приходится жертвовать. Вот и Православному священнику охотиться не пристало.
Филипп Стогов
Не нужно пытаться быть святее Папы Римского, не так много у нас истинных верующих, тем более среди охотников. Большей частью это не верующие, а люди, заходяшие в церковь, в горести. Кстати, православная церковь разрешает употреблять мясо бобра даже в пост. Да и протестанская вера не так уж и плоха, по крайней мере ее выгодно отличает от других отсутствие надуманности и вычурности. Всем удачи на охоте, по своему Природа - это тоже храм.
Сергей Сорокин
Я с Вами в дискуссию вступать не буду, я сказал своё мнение, а Вы его не поняли. А вот прочесть книгу Ярослава Шипова "Отказываться не вправе" советую всем. Даю гарантию - понравится и глупей никто не станет (есть отдельно книга, Роман-газета №14 2000г., в интернете). А здесь хочу привести небольшую выдержку из книги, это ответ настоятеля монастыря школьному учителю: "— А вот у меня еще вопрос, — снова учитель: — Вы говорите, что истина одна — Христос, а при этом христиане разделены на православных, католиков и так далее?..
— Это просто, — с готовностью отвечает архимандрит: — Те, кто остался при Кресте на Голгофе, называются православными. Некоторые решили, что не обязательно находиться на самой горе, когда под нею богатый еврейский город: спустились вниз, в харчевню, и оттуда смотрят на Крест. Это — католики. Другие вообще пошли в услужение торговцам и ростовщикам. Это, стало быть, протестанты…
— А, к примеру, Свидетелей Иеговы где разместите?
— На ступеньках синагоги. Да они и вышли из ее дверей."
Юрий Александров
Я, как атеист с "православным уклоном", больше привык делить людей по их поступкам, а не по их отношению к церкви. Злых и нетерпимых к инакомыслящим, как не странно, можно встретить больше в чертогах храма, чем на улице.
Филипп Стогов
Раскол церквей на Римско-католическую и Православную произошел в 1054 году. Приведенные же Вами измышленя Я.Шипова - схоластика чистейшей воды,да и к теме разговора она не относится.
Сергей Сорокин
Вы, сударь, опять ничего не поняли.
Филипп Стогов
Да чего тут не понять-то: тема надуманная. Не думаю, что охота во время постов или в дни церковных праздников безнравственна, безнравствено Православной церкви безпошлинно ввозить (а значит и торговать) табак и алкоголь. И ответственным за эти действия был в свое время нынешний патриарх. Лучше бы чем заниматся пустопорожней болтовней на охотничью тематику обратили бы свое внимание на молодежь (католическая церковь в этом направлении работает очень плодотворно).
С.Ю.
"– У меня неоднократно во время Великого поста просили дать благословение на весеннюю охоту, – рассказывает о. Ярослав. – Говорю: «Подожди. Вот Светлая пройдет – поедешь!»
К сожалению, сроки весенней охоты определяют правила охоты и региональные охотуправления. И сейчас опять всего 10 дней. Так что у охотника выбора нет. Хорошо бы после Светлой- но уже НЕЛЬЗЯ- будешь браконьером.
Олег
На церковные праздники не хожу охотиться. Не идет охота - и все. то промах или еще хуже, как было раз, не нашел 2 битых фазанов...
1 ответ
Юрий Александров
Великий пост от масленицы до пасхи, практически перекрывающий весь сезон весенней охоты в центральных областях.
Рождественский пост - Он начинается 28 ноября и продолжается до 7 января.
Успенский пост. Продолжается две недели от 14 до 28 августа.
Плюс к этому с десяток праздников попадающих на охотничий сезон.
Так, когда же охотиться?
НИК.ИВАНЫЧ
Да Вы, что здесь все верующие пря таки, чтобы на охоту не ходить? И правильно был здесь задан вопрос, какова позиция священника, да и церкви в целом, по поводу притиснения охотников, того греховного поведения, по другому и не скажешь, чиновничьего люда в охоте и охотничьей деятельности?
Сергей Сорокин
Уважаемая редакция! Передайте, пожалуйста, Ярославу Алексеевичу огромное СПАСИБО за его книги, особенно за книгу "Отказываться не вправе". И пожелание здоровья и долгих лет!
Сергей Матвейчук
Мне близко понимание Я.Шиповым православия как религии здравомыслия.
Но его мнение, что "письменных указаний о том, что священник не может охотиться, очень немного", "они относятся в основном к средним векам, когда охота была развлечением, барской забавой – на конях, с собаками", кажется мне ошибочным, не с точки зрения средневековой охоты - тут ошибка явная (разные виды охот существовали), а потому, что пролитие крови священникам запрещает действующий Номоканон. На него ссылался Синод, когда отказывался от права на охоту в церковных угодьях при разработке Закона об охоте 1892 г.
Я посылал недавно запрос в МП РПЦ, протоиерей В.Чаплин ответил, что для православного (не священника) допустима только охота для пропитания (с голоду).
Юрий Любимский
В свое время, для меня как для Православного человека, возник вопрос весенней охоты. С ним я подошел к своему духовному наставнику. Он внимательно меня выслушал, все мои доводы и сомнения. Немного расспросил о самой весенней охоте и о сроках. Запрета на весеннюю охоту из его уст я не услышал. Он улыбнулся мне доброй улыбкой и сказал: - "Не мучай себя - ходи на охоту, за исключением Главного Православного Праздника - Пасхи. Только всегда когда находишься на охоте про себя молись Господу нашему и не стреляй больше того чем тебе надо." С тех пор у меня нет особых душевных переживаний. В весеннем поле многое открывается человеку и Вера этому способствует. Душа немного по другому смотрит на мир - добрыми, любящими глазами. Очень часто с собой на тягу в лес беру своих дочерей, вместе слушаем весенний лес, пение птиц, журчание ручейков и блеяние токующего бекаса. Для меня Весна - это самое любимое время года. Весна - время Великого поста, время покаяния и время радости.
С.Ю.
Очень благодарен Юрию Любимскому за высказанное мнение- полностью поддерживаю! Для меня весенняя охота, чаще всего приходящаяся на время Великого поста, это, прежде всего общение с природой, познание ее таин и мудрости Творца. Именно здесь, на этой охоте, в шалаше ли с подсадной или на тетеревином току, на вечерней тяге или глухарином подслухе, вдали от человеческой суеты, можно спокойно сосредоточится и помолиться. Беру с собой на эти охоты молитвослов. Сидишь в шалаше, взойдет солнце- и с первыми его лучами читаешь утренние молитвы. А также обязательно- молитву перед иконой "Собор покровителей охотников и рыболовов" (она всегда у меня в ягдташе). Ну а перед тягой, в ожидании вальдшнепа творишь Иисусову молитву.
А у священнослужителей нет единого мнения по этому вопросу. Но если батюшка поймет, что для нас охота- это не страсть и развлечение, а образ жизни, то всегда благословит. Что касается охоты в пост, один батюшка сказал: "Надо незадолго до Пасхи добыть глухаря, чтобы разговеться им в Светлое Христово Воскресение". А вообще наш настоятель всегда просит нас с братом заготовить дичь для праздничной трапезы на Пасху в нашем храме.
Tanya K
Резюме: если убиваешь, чтобы спастись от голода - то не грех, если ради интереса (испытать ружье, ради трофея, погурманить, развлечься и т.п.) - то грех. Охотники, не обижайтесь всех прировнять в одну линейку не хочу, но по моим долгосрочным наблюдениям (в Ленинградской области) - это все-таки не из-за голода происходит. Только в лесу заведется какой-нибудь медведик или лосенок - приезжает толпа хорошоупитанных подвыпивших мужиков и вот начинают колесить и палить по этому лесу. И ведь пока не добьют - не успокоятся. Осенью медведицу с маленькими медвежатами так и убили, лосиху, которая в деревню сено приходила есть - убили. Персонажи каждый раз разные, но объединыет один признак - в глазах проблески интелекта отсутствуют. Не остановят таких разговоры про грех. Но остается надеятся только на Бога, что спасет наши полувырубленные леса и кое-как выживающих зверушек от этого безумного вандализма
1 ответ
Юрий Александров
У ночных VIP-клубов встретишь людей, потерявших человеческий облик, значительно чаще, чем "дебилов" с ружьем в лесу. Так, что дорогая Танечка не ходите в лес и не заглядывайте в глаза
кому-попало, а главное держитесь подальше от "золотой" молодежи и не заходите без разрешения старших на сайт "Охотники.ру". Здесь кавалером не обзаведешься, одни пенсионеры "упражняются" в комментариях. С новым годом!
Лисовин
Мне,как одному из авторов этой беседы со священником, было важно узнать как относилась церковь к охоте при царе батюшке. Т.е. во время , когда Православие было не отделимо от государства и было основой бытия народа. А охотились и простые мужики ради того, чтобы добыть и съесть и господа, главным образом ради удовольствия, хотя дичины никто из них не чурался, но было у них что поесть и без этого.И знаете , что мне ответил о. Ярослав ?. Он сказал:" Охота была настолько органичной частью жизни Православных, что не существовало особых церковных уложений, охоту ограничивающих или запрещающих". Вот это, с моей точки зрения и есть главное.Любите охоту, охотьтесь, храните мир в душе и оставайтесь людьми.Но воздерживайтесь от охоты в дни великих праздников.Проверено, удачи все равно не будет.
Филипп Стогов
Повторение - мать учения. Сдается мне, что к теме отношения православия к охоте настало время вернуться. А то есть всякие мнения от числа "немного православных", "истинно партийных" и прочих, наводящих "тень на плетень". Дискуссию не собираюсь организовывать, просто рекомендую всем не определившимся по теме, почитать высказывания церковных старцев, а не всяких дур, воротящих нос от кровяной колбасы.
КСН
Когда высказывания и рассуждения служителя церкви не на потребу дня, то и читать приятно.
Вячеслав Михайлов
Редакция спасибо! Может авторы резких слов в адрес представителей РПЦ, прочитают.
Доходчиво, разумно, кратко и в рамках православной концепции. Хотя материал опубликован давно.
Спасибо.