Блеснение окуня по тонкому льду

Изображение Блеснение  окуня  по тонкому льду
Изображение Блеснение  окуня  по тонкому льду

Когда приходит долгожданная для многих рыболовов пора ледостава, то активный клев разной рыбы начинается не сразу, потому что подводные обитатели различно относятся к изменившейся обстановке. Первое время после начала «оледенения» большинство из них пребывает в шоковом состоянии, вызванном быстрым охлаждением воды, и адаптация к новым условиям порой занимает не одну неделю.

Первыми к скачку температуры обычно приспосабливаются некрупные окуни-травяники, постоянно живущие на мелководье, где вода уже давно ледяная. Поэтому в самом начале ледостава, когда делать большое количество лунок совсем нетрудно, наиболее азартна и добычлива рыбалка в прибрежной зоне малых и больших водоемов при использовании в качестве приманки узкой серебристой блесенки, хорошо имитирующей малька – основной корм ненасытных окуней. При этом «полосатые» ловятся или вполводы, или под самым льдом, куда они «выдавливают» стайку мелочи, лишая ее свободы маневра – подобным же образом окуни действуют и по открытой воде, когда наблюдается их зрелищный «бой» на поверхности. В техническом и тактическом плане блеснение окуня в начале ледостава требует от рыболова в первую очередь, не жалея сил и времени, отыскивать по акватории мелководья, как говорят, окуневые «пятна», где хищники собрались в охотничью стаю – только в этом случае окунь активен, пребывает в азарте и поэтому мгновенно нападает на приманку, появившуюся в поле его зрения. А чтобы азарт хищника не угас и даже еще более усилился, необходимо поддерживать высокий темп ловли, стараясь после извлечения из лунки очередного хищника мгновенно подавать приманку в воду. При этом опытные блеснильщики, даже невзирая на небольшую глубину ловли, тем не менее после каждого трофея немного укорачивают леску, что уменьшает время погружения приманки до нижней точки и вынуждает стайку окуней подниматься всё выше и выше, порой под самый лед, что до предела увеличивает скорость ловли. Однако так можно делать только в пасмурную погоду, поскольку подо льдом окунь не любит излишне яркого света, поэтому в солнечный день после очередного «подъема» рыбы вверх поклевки вдруг прекращаются, а с трудом найденная стая рассеивается.

Поддерживать необходимую высокую скорость ловли окуня по перволедью помогает и грамотный выбор блесны. Пока рыба очень активна и нападает на приманку буквально на стадии ее вертикального падения в толще воды, то нет особой нужды в применении блесен с какой-то изысканной, заманчивой игрой, что более актуально в пору глухозимья, когда, впрочем, окуня гораздо легче поймать на мормышку. В начале ледостава, напротив, чтобы не разбивать компактную стаю хищников под лункой, лучше использовать относительно тяжелые, мало отклоняющиеся при погружении от вертикали приманки, чем блесны рыскающие или далеко планирующие в сторону. К уловистым блеснам, на каждом цикле блеснения «работающим» буквально в точку, к примеру, можно отнести приманки под названием «гвоздик», «столбик», «малек» – узкие по форме, с малым изгибом тела и значительно утяжеленные в нижней части. В последнее время отличные результаты по окуню в начале ледостава дает новая приманка под названием «балда», которую трудно отнести как к мормышкам, так и к блеснам – главное, «балда», представляющая из себя продольный по форме грузик с двумя крючками на поводках, не обладает собственной игрой и при технике ловли, похожий на блеснение, движется только по вертикали.

Однако блеснение по перволедью не ограничивается только прибрежной рыбалкой и ловлей относительно некрупного, «стандартного» по размеру окуня, вес которого редко превышает 200 граммов. Во многих водоемах, особенно обширных водохранилищах, озерах, глубоких карьерах, речных затонах, отличающихся разнообразными условиями обитания и развитой кормовой базой, всегда есть популяция крупного глубинного окуня – настоящего матерого хищника, образ жизни которого заметно отличается от повадок его более мелкого и тугорослого собрата, но «интересы» их всё же иногда пересекаются, так же как и кормовые угодья того и другого не имеют четко обозначенных границ. Кроме того, крупный окунь – известный каннибал, в огромных количествах пожирающий мелких окуньков, как наиболее доступный корм в ледяной воде, поэтому матерый «полосатый» вполне может проявить себя вблизи обнаруженного скопления мелких окуньков. Но это, как говорится, единичные случаи, тем более что крупные окуни редко образуют многочисленные стаи. Поэтому с блесной на них, а тут уже и на судака, и на щуку, лучше всего охотиться в характерных местах их зимнего обитания: во-первых, по мере укрепления льда отправляться на большие водоемы; во-вторых, рыбацкую удачу искать здесь по характерному донному рельефу и на значительных глубинах – везде, где поклевки крупных окуней отмечались при спиннинговой ловле в пору предзимья.

Для глубинной рыбалки с блесной необходима и соответствующая снасть – более мощная и мобильная, чем для ловли на мелководье. Мощность ее обеспечивается прочным хлыстиком на удилище и применением в качестве лески тонкой плетенки, не лишним будет и металлический поводок, чтобы избежать обидных потерь приманки и рыбы после хватки зубастой щуки, а необходимую мобильность при переходе с места на место или при смене лунок дает установка на удильнике катушки большого диаметра, что позволяет быстро выбрать или сбросить леску. По той же причине и приманки желательно применять достаточно тяжелые, которые могут собственным весом раскручивать снятую с тормоза катушку и быстро достигать нужного горизонта. Кроме того, в какой бы стадии ни находился зимний сезон, солидного размера окунь редко когда положительно реагирует на приманки с избыточно активной игрой, поскольку потенциальный корм крупного хищника, на большой глубине зимой ведет замедленный образ жизни, экономя энергию, а также испытывая определенный недостаток кислорода. По этой причине зимней порой, пока крупный окунь достаточно активен, его наиболее стабильно ловят относительно тяжелые балансиры определенных моделей и узкие массивные вертикальные блесны, отличающиеся монотонной игрой. В оснащении последних, как показывает практика, самое главное – использовать не впаянный крючок, а подвесной тройничок, лишь слегка, а не густо, опушенный красными шерстинками, поскольку чрезмерное «украшательство» часто портит игру хорошей приманки.

Оснащение подвижным тройником полезно по той причине, что глубинный окунь обычно совершает хватку блесны не в момент ее сброса вниз, как это делает мелкий «полосатый», а на стадии затухающих колебаний даже не самой приманки, а ее «украшенных» крючков. Поэтому при блеснении на большой глубине как с балансиром, так и с вертикальной блесной не следует приманку резко дергать вверх и на большую высоту, что может отпугнуть осторожную рыбу. Технически грамотно поднимать приманку с небольшим ускорением на высоту 10-50 сантиметров и свободно сбрасывать вниз, где ее падение будет тормозить и немного смягчать трение лески об воду и кромку льда в лунке. Очень важно каждый цикл блеснения, состоящий из подъема и сброса повторять один в один, тогда при наличии рыбы под лункой поклевка рано или поздно произойдет, но, сделав сбой в игре, затем вновь придется долго «настраивать» окуня на хватку.

Но самое главное, чему рыболов должен научиться, чтобы достичь желаемого результата блеснения и поверить в эффективность данного способа ловли – это держать паузу между циклами подачи приманки. Именно правильно найденная продолжительность паузы в зависимости от активности и плотности рыбы, глубины ловли, типа и веса приманки, амплитуды игры, времени суток, погоды и много еще от чего только одна способна обеспечить безусловный успех рыбалки. И не раз вместо стандартных 5-7 секунд задержки между очередными циклами блеснения приходилось сидеть неподвижно над лункой до 20-30 секунд – только тогда следовал уверенный «тычок» и толстый окунь оказывался на крючке. Порой на замирающих колебаниях приманки окунь клюет очень осторожно, едва заметно, поэтому не лишним будет применение в оснащении удочки чувствительного и хорошо подобранного по жесткости под приманку кивка, который, кстати, не только смягчает колебания блесны, но и заметно продлевает их по времени, что тоже очень важно.
И последнее: блеснение хищника – дело очень «интимное», тут любое вмешательство извне с другими и, хуже того, беспорядочно, неумело дергающимися под водой приманками может совершенно испортить с трудом налаженный процесс ловли. Поэтому не стоит «обрубать» рыболова, нашедшего уловистое место, лучше искать «свою» рыбу, тем более что делать это по тонкому льду довольно легко. А рыбацкая этика должна быть превыше всего, иначе каждый «обрубивший» другого рано или поздно сам окажется в незавидной роли «обрубленного».

1224