Рыбалка со льда на сильном вихревом течении и при значительной глубине – наиболее сложная в техническом и тактическом плане, в зависимости еще от выбранного объекта ловли, а на таких больших реках, как Ока или Верхняя Волга, выбрать есть из чего. Причем тут после установления надежного льда определенная рыба быстро покидает мелководные прибрежья и сосредотачивается на фарватерных участках, собираясь там в большие стаи. К подобным стайным речным рыбам, безусловно, следует отнести густеру и белоглазку, которые всю зиму сохраняют достаточную активность, в отличие, например, от леща или плотвы, и потому представляют постоянный интерес для многих искушенных рыболовов.
На быстрых участках больших рек, где только и можно встретить густеру и белоглазку достойного размера, стаи этих широкотелых рыб, значительно отличающихся друг от друга по внешнему виду, зачастую перемешиваются, что вызвано ориентацией на одинаковую кормовую базу, представляющую из себя мелкие донные организмы, а также частично в нее входят обрастания и органические отложения. И все же замечено, что густера более привержена к большим глубинам и к зонам с замедленным и обратным течением, но тут она чаще лишь отстаивается и почти не клюет, а «кормовые» набеги совершает на относительно неглубокие участки, где в неких пограничных зонах встречается с белоглазкой, тяготеющей к быстринам и твердому дну. Обычно это подводные каменистые бугры или гряды, границы перекатов и ям, свалы глубоких русловых канав.
Рыболовы из года в год стараются запоминать такие «рыбьи столовые» и регулярно их посещают, и все же при поиске уловистых мест каждую новую зиму приходится вносить поправку, учитывающую «работу», проделанную очередным весенним половодьем. Хорошо ориентироваться на месте и надежно засекать найденную с немалым трудом уловистую «точку» – одно из основных слагаемых успеха в подобных условиях ловли. Ошибка всего в 1-2 метра может привести к полному отсутствию клева. Часто на Оке приходится наблюдать, как в толпе рыболовов хорошо ловят лишь один-два, а остальные присутствуют в роли статистов. Однако если не ждать «у моря погоды» и начать планомерно сокрушать лед на выбранной акватории, где заведомо на дне имеются притягательные для рыбы особенности, то удача не заставит себя долго ждать. И нет тогда особого смысла ориентировать на густеру или белоглазку – они рядом, а хороший клев как раз и возможен в том случае, если на очень локальном участке совпадают несколько благоприятных для рыбы факторов и возникает жесткая не только внутривидовая, но и межвидовая конкуренция, что обыкновенно для многих быстрых рек, где нужный рыбе корм способен накапливаться далеко не везде.
Учитывая характер ледостава на быстрой и широкой реке, надо быть готовым к тому, что поиск рыбы здесь может оказаться сопряженным с неприятными неожиданностями: мало того, что толща льда на течении обычно пронизана «абразивом» в виде мельчайшего речного песка, так еще в местах сбоя струй, где как раз больше корма и где реальна встреча с рыбой, зачастую формируются ледовые торосы, укрытые снегом и содержащие в своей толще не только песок, но и камни, что может быстро вывести ледобур из строя. И поэтому, чтобы не испортить себе рыбалку, нужно иметь еще несколько комплектов запасных ножей, а также алмазный надфиль для быстрой правки подсевших ножей.
Из другого рыбацкого инвентаря обязательно понадобятся черпак с длинной ручкой и багорик, имеющий в рабочем состоянии длину не менее метра. Дело в том, что, например, на Оке даже на сильном течении из-за постоянного перемешивания и охлаждения воды лед достигает толщины, большей, чем на водохранилищах.
Не лишним приспособлением окажется тонкая палка с рогулькой на конце, длина которой также должна превышать толщину льда. Ее можно вырезать в прибрежном лозняке или совместить оба инструмента в багорике, укрепив на тыльной части загиба крюка небольшой отрезок мягкой алюминиевой или медной проволоки диаметром около 1 мм. Сделать это проще всего с помощью плотной резиновой муфты или обмотки хлорвиниловой изоляции. Такой инструмент необходим по той причине, что на сильном вихревом течении леска прижимается к стенке лунки и постоянно движется вверх-вниз из-за изменений давления воды на нее: леска постепенно «пропиливает» лед и в этой щели при вынимании снасти застревают то грузило, то мормышка. А если на крючке рыба, то такая помеха обычно ведет к ее сходу. С помощью рогульки снасть «отжимается» от пропила и благополучно изымается из лунки. Чтобы еще больше избавиться от этого неудобства, лунку следует сверлить во льду со значительным наклоном в направлении течения: ледобур вначале забуривается вертикально, а затем заваливается набок насколько позволяет диаметр шнека – оптимально получить отверстие во льду под углом 50-60 градусов к вертикали.
Что касается снастей, пригодных для ловли на течении не только густеры и белоглазки, то теми же окскими рыболовами используется несколько их вариантов, среди которых есть и весьма пассивные по технике применения, и очень активные, даже можно сказать, что спортивные – тут многое связано с характером самого рыболова, с его привычками и пристрастиями, есть и немалая доля консерватизма, прижившегося в среде местных рыболовов, когда разной рыбы в реке было гораздо больше, а наловить ее в достаточном количестве не составляло особого труда.
В качестве пассивных обычно применяются два типа тяжелых снастей: с концевым грузилом и поводком выше него и окская «дурилка», где эксцентричное грузило, по форме близкое к «оливке», надето непосредственно на леску выше поводка. Но внешняя простота таких снастей весьма условна. Главное – в настройке оснастки под конкретные условия ловли: глубину и силу течения, активность рыбы, наличие рядом других рыболовов. Последнее существенно, поскольку слишком легкая снасть будет подвержена большому сносу течением и станет «ловить» ниже сидящих рыболовов. Напротив, чересчур тяжелую снасть, стоящую в лунке вертикально, будут зацеплять близко расположившиеся выше по течению собратья по страсти, да и рыба её скорее всего проигнорирует.
Оптимально, чтобы леска с грузилом под действием течения уходила в лунку под углом хотя бы в 60 градусов – так снасть в обоих вариантах оснащения становится предельно чувствительной к поклевке, поскольку большая часть усилия при потяжке рыбы будет прилагаться к леске, идущей к сторожку, а не идти на смещение грузила.
Другие понятные правила, которые необходимо соблюдать при подборе параметров оснастки: чем сильнее течение, тем тяжелее груз и длиннее и тоньше поводок; чем меньше глубина или слабее течение, тем легче груз понадобится. Обычно рыболовы имеют при себе набор сменных грузил разного веса и поводков различной длины и диаметра, оснащенных то мормышкой, то крючком, а хранятся они на маркированных мотовильцах.
В обоих вариантах оснащения грузило и поводок крепятся к основной леске с помощью карабина и вертлюжка – это предотвращает перекручивание лески и позволяет оперативно видоизменять снасть. Основная леска используется достаточно большого диаметра, 0,2-0,25 мм, что замедляет процесс «пропиливания» стенки лунки, поскольку этими снастями обычно ловят в стационарном режиме с долгим по времени размещением в одних и тех же лунках. Кроме того, толстая леска предохраняет снасть от запутывания на льду при ловле в сильный ветер. На поводки идет качественная прозрачная мононить толщиной до 0,15 мм.
Важнейшая деталь снасти – сторожок с переменной длиной упругого элемента. Его рабочая часть должна противодействовать лишь давлению потока на леску, поскольку грузило при данном способе ловли лежит на дне. В идеале, правильно подобранный сторожок сгибается под воздействием течения под углом 30-45 градусов к поверхности льда.
Удильник лучше использовать с катушкой для оперативного маневра со снастью. Он должен иметь достаточно тяжелую рукоять, а на шестике – рогульку-подставку: так его не «затянет» в лунку или не сбросит туда при резкой поклевке.
При данном варианте оснащения рыбалка начинается с насаживания мотыля на крючок и опускания снасти под лед. Чтобы поводок не обкрутился вокруг основной лески или крючок не зацепился за другие элементы оснастки, а также за неровности ствола лунки, следует пальцами одной руки зажать леску около крючка или мормышки с наживкой, а другой рукой опускать в лунку грузило, приближая одновременно на натянутой леске приманку к поверхности воды, а потом отпустить и ее в лунку. Затем стравливается в воду основная леска до достижения грузилом дна, что будет видно по кратковременному ослаблению прогиба сторожка. Ни в коем случае нельзя допускать свободного падения оснастки на дно! Когда грузило ляжет на дно, необходимо сдать на течение дополнительно 0,5-1 м основной лески и удильник установить над лункой.
Если какое-то время нет поклевок, то следует снасть плавно приподнять на 1-1,5 м и вновь медленно опустить на дно. Грузило при этом несколько сместится вниз по течению, но запас свободной лески уже сделан. Часто поклевки происходят именно при этой манипуляции или сразу после нее – рыба хватает, как говорят, «на потяг», чем особенно отличается белоглазка, которая даже на сильном течении способна подниматься до трех и более метров от дна, а густера в речных условиях практически привязана к донному образу жизни. Такую работу со снастью следует производить постоянно, чередуя с паузами, длительность которых определяется активностью рыбы. При хорошем клеве или в случае преобладания под лункой густеры и леща надобности в подобной «игре» обычно не бывает.
Поклевки на сильном течении, когда леска постоянно напряжена потоком, выражаются в дробных и резких колебаниях сигнального кончика сторожка – подсечка должна следовать немедленно и сразу переходить в вываживание, если рыба на крючке. Если рыба не попалась, то снасть вынимают и насаживают свежего мотыля – на течении рыба его обычно обрывает или, как говорят, «разбивает» хвостики личинок и затем такую наживку не берет.
В последние годы, когда количество рыбы, особенно крупной, явно уменьшилось и клевать она стала капризнее, в значительной мере реагируя не только на грубость снасти, но даже на характер поведения крючка с наживкой в придонном слое воды, техника ловли на сильном речном течении, в частности на Оке, была рыболовами значительно усовершенствована, отчего рыбалка получилась более активной, ходовой, нежели достаточно пассивное высиживание над лункой со стационарной и тяжелой донной оснасткой.
Этот прогрессивный метод ловли, чем-то напоминающий работу с мормышечной снастью, зачастую образно называют «катать шарик» и он более всего подходит именно для ловли подвижных и быстрых на поклевку густеры и белоглазки, чем осторожного в клеве леща, которого как раз лучше высиживать, не трогая без особой нужды снасть. Суть «катания шарика» состоит в таком подборе грузика сферической формы, чтобы его вес в данном конкретном месте с определенной глубиной и силой потока позволял осуществлять донную проводку оснастки на расстояние до четырех метров от лунки и даже более, пока не потеряется надежный контакт огрузки с дном. Монтаж снасти таков: удочка с катушкой и кивком определенной жесткости, леска диаметром от 0,1 до 0,15 мм, на конце грузик на застежке для быстрой его замены, примерно в 10-15 см выше грузика ставится поводок с крючком длиной от 0,5 до 1,5 м, что зависит от условий ловли и активности клева. Насадив на крючок мотыля и опустив снасть на дно, рыболов слегка, только упругим кивком, выбирает вверх неизбежный на течении прогиб лески, отчего правильно подобранный по весу грузик за счет давления на леску потока немного смещается по дну вниз по течению, а количество лески над лункой на эту же длину уменьшается, поэтому леску приходится периодически стравливать с катушки. Кроме проводки по дну, полезно делать медленные потяжки снасти вверх на высоту до 1,5 м. Довольно резкие поклевки хорошо видны по кивку, они могут случаться на любой стадии проводки. При данном способе ловли удается вызвать на клев даже неактивную рыбу в середине зимы. Кроме того, долго не засиживаясь над лункой, это позволяет быстро находить локальные стоянки рыбы. Такой способ в удачно найденной лунке, при облове ходовым методом приличной площади дна под ней, позволяет за короткое время вытащить от нескольких «хвостов» до десятка и более рыб, пока подвижная стайка в поисках корма не сместилась дальше. При этом грубая стационарная снасть тут же дает лишь несколько невнятных и безрезультатных «тычков».
И еще, при ловле на мотыля, как оказывается, единственную приемлемую для речной густеры и белоглазки наживку, в начале ледостава, пока рыба не утратила достаточно высокую активность, она хорошо клюет, когда крючок наживлен двумя-тремя личинками крупного мотыля. Однако затем поклевки становятся очень осторожными, и берет рыба только на единственную личинку, которую приходится часто менять на крючке, ловить на свежую. При этом при совсем плохом клеве мотыля лучше прокалывать жалом крючка насквозь не около головки, а по середине тела – так бывает больше результативных поклевок.
Комментарии (0)