С курцем на высыпках

Изображение С курцем на высыпках
Изображение С курцем на высыпках

Впервые мне посчастливилось попасть на вальдшнепиную высыпку в этом районе 18 октября 2003 года с моим второпольным курцхааром Аргусом.

Это был пасмурный, очень холодный день, с порывистым северо-восточным ветром, но без дождя. По пути от деревни к роще старого лиственного леса с преобладанием березы, как ни странно, Аргус сработал перепела в столь поздние сроки для этого региона. Затем, буквально в десяти метрах от меня, азартно выковырял петляющего косача, которой, после стойки по нему, пару минут никак не хотел взлетать из довольно высокой мокрой пожухлой травы вперемешку с бурьяном.


Но самое интересное началось всего лишь через несколько сотен метров, на краю зарастающего полосами березового карандашника поля. Оказалось, что там нас поджидал самый дорогой и долгожданный подарок золотой осени легашатнику, главное охотничье событие года. Настоящая вальдшнепиная высыпка — чудесный природный феномен, в предстоящей встрече с которым никогда невозможно быть заранее полностью уверенным. А если чаще бывать в подходящих угодьях во время пролета, тогда удача будет способствовать каждый сезон и в очередной раз удастся вкусить сполна охотничьего счастья самого высокого разбора.


И вот начались, одна за другой, полноценные работы моего молодого двухлетнего курцхаара. Ему уже удалось заработать по первому полю дипломы третьей и второй степени по дупелю. Затем из-под него было взято более сотни дупелей и другой птицы разных охотничьих видов. А в дальнейшем Аргусу было присвоено еще одиннадцать дипломов второй степени по «классике», исключительно на состязаниях, не считая нескольких дипломов первой и второй степени на чемпионатах по боровой дичи. Кроме того, при подготовке ко второму полю с ним был отработан отзыв со стойки по перепелу, чтобы в дальнейшем исключить на охоте нелепые поиски своей «потерявшейся» на стойке легавой в высокой траве.


Начиная с первых работ по вальдшнепу, на этой первой высыпке в жизни Аргуса, я сразу стал заниматься с ним закреплением отзыва со стойки, отложив стрельбу на второй план. Видимо, от более сильного запаха вальдшнепа он азартился значительно больше, чем от перепела. К тому же, я пытался отзывать его со стойки, находясь не так уж далеко, в зоне прямой видимости за ним, поэтому ни закрепить отзыв, ни пострелять вальдшнепа, как следует, на той высыпке все же не удалось, ибо, «если за двумя зайцами погонишься, то…».
В результате примерно на десять работ на отрезке длинной 500–600 метров вдоль рощи удалось стрельнуть лишь трех вальдшнепов. Тогда важнее для меня было качественно и полноценно подготовить свою легавую к вальдшнепиной охоте — одной из самых сложных для подружейной собаки. Как известно, сначала нужно, как следует, поработать на легавую, а в последующие годы четвероногий партнер по охоте вернет сторицей усилия, затраченные на его постановку.


На следующий день, 19 октября, ни одного лесного кулика в этой местности уже найти не удалось. Видимо, высыпка слетела с попутным ветром, но Аргус неожиданно по ветру сработал коростеля, почти точно на том же месте, где он накануне стоял по одному из вальдшнепов… Ожидал я, конечно, в этом месте и в это время подъема вальдшнепа, но только не коростеля…


В следующие годы я плодотворно охотился с ним на отличных высыпках в различных регионах — от Архангельской области до Крыма. И особенно много и часто — на богатейших, иногда даже баснословных и совершенно невероятных скоплениях птицы на ограниченном пространстве в наилучших вальдшнепиных вологодских угодьях. Там Аргус в его пятое поле и начал анонсировать по вальдшнепу. Его первый доклад не явился каким-то неожиданным сюрпризом.


Резкое похолодание с обильным снегопадом 11 октября 2009 года вынудило покинуть эти первоклассные вологодские охотничьи угодья. За два дня до этого вальдшнепа уже было очень мало, а 10 октября за несколько часов не удалось найти ни одного. В самых лучших местах оставались еще довольно свежие наброды лесных куликов, которые отмечал курцхаар, но 11 октября к полудню столбик термометра никак не хотел подниматься выше -2 градусов, повалил снег, однако по дороге домой, не доезжая Ярославля, снег прекратился и перешел в дождь.


Мы опять остановились у друга в той же самой деревне, с символическим названием Куликовка, на западе Владимирской области, чтобы выйти в угодья 12 октября и наудачу попробовать перехватить высыпку в этот день. За прошедшие шесть лет памятная опушка той рощи и закраек поля уже порядочно подзаросли плотным мелколесьем, поэтому повторно искать там высыпку я не стал, а решил проверить другие, более открытые места, в противоположной стороне от деревни за заброшенными полями.
И вот первая стойка почти на самом краю острова леса, который мы обходили по периметру и такой долгожданный вальдшнеп опять на выстреле… В этот день стояла ветреная погода, но было не слишком холодно, довольно комфортно. При температуре +7 градусов поначалу накрапывал дождик, но потом в легкой туманной дымке время от времени стало пробиваться солнце, слегка пригревая и придавая особую прелесть этому осеннему дню. Недалеко от того мыска леса мы перешли в небольшой массив местами плотного и в то же время разреженного по закрайкам березового, типично вальдшнепиного карандашника, высотой 3-4 метра. На сплошной подстилке из слежавшихся листьев почти без травы и последовали подряд, одна за другой, работы курцхаара.


Стало ясно, что нам здесь снова повезло с отличной высыпкой. Запомнилось, что в тот день птица вела себя весьма строго, за резкими подъемами на пределе выстрела следовали стремительные и непредсказуемые скоростные виражи лесных куликов. Причиной этому, скорее всего, был сильный ветер и хороший обзор в угодьях, стрельба была очень сложной и азартной.


Этот великолепный охотничий день запомнился еще одной финальной работой Аргуса и удачным, легким выстрелом по вальдшнепу, когда мы проверяли совсем коротенькую полоску молодого облетающего березнячка вдоль леса уже на фоне разгорающегося яркого октябрьского заката, при затихшем ветре в наступающих ранних сумерках, перед выходом на вечерку к утиному кормовому озерку. Во время валового пролета птицу можно встретить в любом более или менее подходящем месте, так что не стоит пренебрегать проверкой — при удобном случае. Такие золотые осенние дни, конечно, остаются в памяти на долгие годы…


Вот и пролетели стремительно десять лет, заполненных охотой, и наступил, уже так привычно, очередной удачный сезон 2013 года. И посчастливилось опять найти высыпку во вновь разведанном разреженном мелколесье, граничащим с большим лесным массивом, буквально в нескольких километрах от тех двух прошлых высыпок 2003 и 2009 годов. Особенно дорога и любима мне эта местность, потому что здесь лет двадцать тому назад начиналась весной моя охотничья биография. И тут же, в памятном месте, в паре километров от деревни, возле заброшенной лесной дороги, был взят мой первый вальдшнеп на весенней тяге.


Почти при каждом выходе убеждаюсь, что если на маршруте вальдшнепы начинает встречаться даже в не самых лучших местах, то в наиболее характерных уже гарантированно будет достаточно птицы. При определенном опыте эти излюбленные места видны и чувствуются, что называется, «за версту». Если на пролете очередная волна ушла, и по этой причине лесных куликов осталось совсем мало в угодьях, то минимальное количество, хотя бы одна-две птицы, всегда выбирают для дневного отдыха такие места, наилучшие с их точки зрения.


Часто бывает, что останавливаешься в таком месте, и через несколько секунд легавая доходит до запаха птицы, причуивает и замирает в напряженной стойке прямо напротив, точно указывая местонахождение вальдшнепа. Именно такое зрелище и является кульминацией этой охоты. Но, как ни вглядываешься, не часто удается увидеть неподвижный большой черный и блестящий вальдшнепиный глаз, хотя иногда случается увидеть и затаившуюся птицу.


Тот день, 11 октября 2013 года, был одним из самых ярких и запоминающихся дней прошлого сезона, богатого и щедрого на любую пернатую и не только пернатую дичь. За несколько часов было взято «счастливое число» — 7 вальдшнепов за выход, из-под четких работ уже поднабравшихся вполне достаточно охотничьего опыта, надежных, но пока еще молодых моих курцхааров. Всего же, только в этом небольшом уголке Владимирской области, в течение прошедшего осеннего пролета, в наиболее характерных, исключительно удобных местах с отличным обзором неспешно удалось подвесить на тороках 29 этих красивейших птиц.