Охотничьи ресурсы вроде бы и наши, да не совсем. Взять, к примеру, нашего соболя. Чтобы он попал на рынок, его нужно добывать только гуманными капканами. А гуси и утки? Они тоже почти свои, но, оказавшись за пределами России, добываются как угодно и в любом количестве. Какой уж там популяционный учет добычи!
Нам постоянно делают предложения по интеграции наших ресурсов в мировую экономику. Часто такие предложения завуалированно или прямо предполагают отказ от национального суверенитета над этими ресурсами.
ИГРА ПО НАШИМ ПРАВИЛАМ
А может быть, нужно продвигать свои правила этих интеграционных процессов и договариваться о разделенных между регионами, странами и континентами ресурсах охотничьих животных с позиции силы (особенно мигрирующей пернатой дичи — главном объекте добычи для массового российского охотника)?
Эта сила — в высокотехнологичном оперативном мониторинге, позволяющем лидировать в контроле этих ресурсов и диктовать свои правила игры.
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРАВ
Мы прекрасно понимаем, что в наше время правовое поле не способствует работе природных ресурсов на граждан России. Приходится сталкиваться с законодательной неразберихой и откровенным бардаком. «Волшебная рука» рынка, заграница с ее финансированием-инструктированием, экологически ориентированные НКО и прочие «заманухи» и «халва» за последние двадцать пять лет не сделали сельское хозяйство и природопользование России процветающими.
Состояние инфраструктуры на селе (дороги, газ, перинатальные центры, школы) по-прежнему не способствует их интенсивному развитию. Главный ресурс — земля — в значительной мере пустой. Было бы неправильно не упомянуть и прижившийся за годы советской власти феномен иждивенчества.
Инициатива в различных сферах природопользования, включая и охотничье хозяйство, часто по-прежнему наказуема.
При вертикально интегрированной организации мониторинга, квотирования и охраны должны учитываться региональные схемы развития охотничьего хозяйства, а охотничий бизнес не должен сдерживаться искусственными ограничениями (например, по площади охотхозяйств); здесь нужно исходить из географической дифференциации.
Рекреационный и экономический ресурс таких хозяйств огромен. Для ряда промысловых регионов с неразвитой инфраструктурой, включая Крайний Север и Дальний Восток, необходимо безотлагательное возрождение структур, координирующих охотхозяйственную деятельность и оказывающих ей государственную поддержку.
В Главохоте функцию такого рода выполняли госпромхозы, ориентированные на рынки промышленно развитых регионов.
ЧИНОВНИКИ И НАУКА
В эпоху бурного развития информационных технологий чиновничеству, в том числе и в сфере природопользования, показалось, что оно может обойтись без науки. Вместо того чтобы спросить ученых, а что, собственно, происходит в охотничьем хозяйстве, все полезли в интернет, стали создавать «нетленки» типа «правил добывания», «удивительного» закона об охоте и пр. Начались проблемы.
После отделения науки от охотничьего хозяйства и связанного с этим резкого сокращения наукоемких технологий, в реальном охотничьем хозяйстве возникли проблемы утери контроля ресурсов.
Все, что было наработано охотничьей наукой в последние десятилетия, было забыто или игнорировалось.
Кадастры, включая Красную книгу и списки охотничьих животных, стратегии, охотустройство на ландшафтной основе, организация технологичного мониторинга и многое другое — прерогатива науки. Чиновников, вырядившихся в одежды ученых, на пушечный выстрел нельзя допускать до подготовки таких документов.
НУЖЕН СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
При определении этапов в разрешении задач, связанных с вышеперечисленными проблемами, очень важно определить приоритеты, очередность. На данный момент не подготовлен научно обоснованный список объектов охоты. Вместо объективных понятий «вид» и «популяция» возникают туманные «особо ценные виды», наблюдается путаница в систематике и оценке ценности животных.
Если нет «Книги охотничьих животных», составленной ведущими учеными, специализирующимися по конкретным видам, то нет и системного понимания их мониторинга, охраны и опромышления.
Нет этого понимания — нет и системного мониторинга, где в конкретном случае необходимо ДНК-тестирование и спутниковое мечение. Нет популяционной стратегии охраны и опромышления, в то время как лист «Книги охотничьих животных» и должен быть краткой схемой такой стратегии.
Именно под нее должны выстраиваться схемы мониторинга и охраны, включая сеть ООПТ, нормативы и организацию квотирования. Этот лист должен предусматривать их периодический пересмотр и ответственность за ненадлежащее следование этим схемам. И принцип должен быть один: нет надлежащего мониторинга — нет и квоты.
Взгляните на лист Красной книги, и вам станет многое понятно. Будет понятен и источник сопротивления научно-методическому подходу, актуальному уже не одно десятилетие. Нет стратегии мониторинга и опромышления в пределах всего популяционного ареала; процветает безграмотное и тенденциозное квотирование на уровне субъектов федерации, квотирование групп видов — «гусей» или «уток».
Это вместо объединения усилий в области мониторинга, охраны и квотирования на уровне популяционного ареала. Можно, конечно, игнорировать необходимость нормативного ДНК-тестирования, отлова и радиомечения и необходимость миграционного мониторинга.
Однако, как показывает практика, в этом случае ресурсы не контролируются, а дезинтеграционные процессы нарастают. Нет интегрирующих СНГ-пространство программ по совместному использованию биоресурсов (например, мигрирующих водоплавающих птиц), в то время как даже популяционные ареалы охватывают не только многие субъекты федерации, но и многие страны постсоветского пространства.
Самое главное — реальные проблемы растаскиваются на менее важные подпроблемы, и таким образом торпедируется общая стратегия сохранения популяционного биоразнообразия.
При отсутствии уровня популяционного мониторинга, включая миграционный мониторинг, о каком сохранении биоразнообразия может идти речь?
Уничтожена экологическая экспертиза на федеральном уровне как мощный инструмент мониторинга и контроля ресурсов. Все это — вызовы не только охоте и охотничьему хозяйству, это вызовы Российскому государству, его гражданам и их безопасности.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА
Обобщая все вышесказанное, назовем проблемы, возникшие в связи с развалом охотничьей системы страны, и обозначим пути их решения. Социально-экономическая.
Для сохранения стабильности в обществе и пресечения массового браконьерства, включая «легальное», не обеспеченное данными мониторинга, для создания условий высокотехнологичного мониторинга ресурсов охотничьих животных и их устойчивого роста необходимо принятие нового социально ориентированного закона об охоте и охотничьем хозяйстве, предусматривающего возврат к отраслевому устройству.
В разработке концепции закона и подготовке проекта должны участвовать ведущие ученые-охотоведы, в том числе РАН и ВНИОЗ.
Технологическая. На основе нового закона нужно безотлагательное принятие основополагающих нормативных документов в охотничьем хозяйстве, определяющих и систематизирующих ресурсы и систему их контроля. В их число должны входить Положения: о кадастровой «Книге охотничьих животных» (и сама «Книга…»); о федеральных и региональных программах мониторинга охотничьих животных; о государственной службе мониторинга; о федеральной экологической экспертизе; о региональных схемах ведения охотничьего хозяйства.
В новом законе должна быть отражена реальная и унифицированная структура отрасли, включающая любительскую и промысловую охоту.
В соответствии с этой констатацией закон должен предусматривать не только биологический мониторинг ресурсов охотничьих животных на популяционном уровне, но и мониторинг социально-экономического положения в охотничьем хозяйстве.
Закон должен предусматривать эффективную систему формирования грамотного охотника — главного субъекта реальной охраны охотничьих животных и природы в России.
В связи с тем что существует угроза безопасности гражданам страны и охотничьим животным, связанная с массовыми эпизо-отиями, биологический мониторинг должен
предусматривать и обязательную ветеринарную составляющую. Она должна быть отражена в структуре научно-методического обеспечения охотничьего хозяйства.
Безопасность государства, его граждан и важной части биологических ресурсов находится под угрозой. Ущерб от несвоевременного предотвращения этих угроз, например АЧС, уже исчисляется миллиардами рублей, а при непринятии предлагаемых изменений может возрасти многократно (например, при распространении прионных инфекций, связанных с бесконтрольным завозом в страну и расселением иностранной дичи, и, главное, при отсутствии миграционного мониторинга пернатой дичи).
Наука многие десятилетия способствовала устойчивому росту охотничьего хозяйства России и обеспечивала научно-методическими решениями, позволяющими выходить из сложных ресурсных и социально-экономических ситуаций.
Главохота РСФСР обеспечивала 1% валового национального продукта России.
В сегодняшней непростой социально-экономической ситуации, при полной утрате контроля состояния ресурсов охотничьих животных и в связи с возникновением серьезных угроз государству игнорирование рекомендаций ведущих ученых страны в сфере охотничьего хозяйства недопустимы.
Комментарии (10)
Кола Бельды
По человечески понятно стремление «ведущих ученых страны в сфере охотничьего хозяйства» создать новую-старую бюрократическую структуру «Главохоту», войти в число ее бенефициаров, рулить и распределять финансовые потоки и прочие охотничьи радости, не забывая себя, грешных.
Вот только в чем будет заключаться польза для животного мира, общества и основной массы охотников от создания дополнительной бюрократической структуры в 21-м веке – вопрос остается открытый.
На мой скромный взгляд нашей стране ближе американская система организации «охотничьего хозяйства».
1 ответ
Валентин Бодунков
Согласен.
Виктор Яичкин
Ненужен нам никакой американский опыт, хватит туда смотреть, мы не американцы мы русские.Нужен четкий и ясный закон об охоте и охотничьих ресурсах и законы эти должны принимать люди понимающие в этом, а не абы кто, типа зеленых существующих за подачки из за бугра.Должна быть строгая отченость и контроль в финансовой сфере, а не загагулины как у некоторых господ.И охотничьим хозяйством России должен руководить охотовед, а не абы кто типа швея-мотристка.
1 ответ
Валентин Бодунков
Давайте начнём с иномарок: закроем для них границы, закроем заводы по сборке иностранных машин, построенных известными в мире автоконцернами в нашей стране... Железный занавес и баста!
Что Вы знаете про американский опыт природопользования???
олег крымцев
Для защиты интересов охотничьего сообщества страны перед иностранными "благодетелями" и их российскими прихвостнями в виде так называемых "зелёных" и "зоозащитников" прежде всего нужны квалифицированные и патриотически настроенные кадры в Департаменте охоты, опирающиеся в своей постоянной работе на опытных охотоведов, представителей охотничьих общественных организаций и учёных-биологов.
1 ответ
Валентин Бодунков
Конечно, в охотничьих общественных организациях продолжим строительство коммунизма... :)
Андрей Рапота
При действующей "власти" в России ничего не изменится,хоть 100 новых "народных" фронтов открывай.Надеюсь,что здравомыслящие люди понимают,что и кризис в стране будет всегда,хоть 10 Кудриных вытащат из нафталина экономические программы писать.В стране создан феодальный строй,который МЕНЯТЬ ФЕОДАЛЫ не будут им и так хорошо.
НИК.ИВАНЫЧ
Коллеги! С Праздников всех ваших ДЕВЧОНОК!
Охота и Природа это тоже наши женщины! И мы их ЛЮБИМ и ЛЮБИТЬ будет до последних дней нашей жизни и передадим по наследству!