Таким исключением можно назвать мастера из Санкт-Петербурга Ивана Алешкина. Как же так получилось, что российский мастер, выпустивший немало ружей, причем самого высокого разбора, которые в свое время ценились дороже изделий вышеперечисленных оружейников, практически неизвестен охотникам и любителям оружия?
Надо сказать, что дорогое оружие — это предмет культурного наследия, который обычно сохраняется лучше других вещей-сверстников. Его не используют на износ, за ним хорошо ухаживают, его берегут. Со временем цена на такой предмет только растет, и нет смысла «убивать» его жесткой эксплуатацией.
Так почему же большое количество оружия в России безвозвратно утрачено, а сохранившееся находится далеко не в идеальном состоянии?
Мне кажется, ответ на этот вопрос кроется прежде всего в нашей истории. К сожалению, в России отношение власти к оружию всегда было, скажем так, настороженным. Двадцатый век стал для оружия и для его владельцев настоящей катастрофой.
Декрет о поголовной сдаче оружия был подписан 10 декабря 1918 года. В нем говорилось: «Обязать все население и все учреждения гражданского ведомства сдать находящиеся у них все исправные и неисправные винтовки, пулеметы и револьверы всех систем, патроны к ним и шашки всякого образца».
По сути, декрет ставил жирный крест на всем сохранившемся оружии, требовал его сдачи независимо от цен, систем, качества и других аспектов. Более того, что не могло быть использовано для армии, пошло в переплавку.
А оставшееся на руках оружие перестало быть легальным и, следовательно, утратило свою ценность. Именно поэтому мы можем встретить среди криминального оружия обрезы Перде и Зауэра.
Потомки, получившие их в наследство, часто не знали их цены. Да цены и не было, так как легально продать оружие было невозможно, а нелегальное стоило, как обычная рядовая «тулка». Мы потеряли огромную часть нашей истории, которую невозможно вернуть или компенсировать.
![Изображение](https://www.ohotniki.ru/upload/ohotniki/article_images/6c/a8/bd/495_29869.jpg)
Сегодня на наших глазах происходит очередной виток по уничтожению истории оружия, о котором я рассказал в статье «Капкан для коллекционера».
Если кратко, то суть проблемы такова. В начале 2000-х из категории оружия, требующего для владения им (купли или продажи) специального разрешения — лицензии, убрали все огнестрельное оружие старше 100 лет. Иными словами, такое оружие можно было покупать или продавать свободно.
И тут в страну с иностранных аукционов хлынул поток антиквариата. «Русские практически вымыли все антикварное оружие, особенно оружие, так или иначе связанное с историей России», — так писали на иностранных форумах.
Но вскоре закон изменили и в воздухе повисла угроза, что многие ввезенные образцы станут нелегальными и будут подлежать изъятию, как в 1918 году.
Такое положение вещей иначе как диверсией против исторического оружия назвать нельзя. Именно поэтому так ценно и интересно оружие отечественных мастеров, которое сохранилось до наших дней.
![Изображение Цена оружия зависит не только от места его производства и имени мастера, но и, конечно, от степени сохранности. Часто цена определяется по аналогии с ранее продаваемым ружьем какого-либо оружейника. Но, к сожалению, далеко не всегда удается найти аналог, особенно если оружие редкое и выпущено небольшим тиражом. В случае с Алешкиным дело осложняется еще и тем, что до нас дошло крайне мало его изделий — всего 11 экземпляров.](https://www.ohotniki.ru/upload/ohotniki/article_images/ba/68/3b/495_29873.jpg)
Когда мне стало известно, что в одном из московских магазинов в продаже появилось ружье петербургского мастера Ивана Алешкина, я поспешил туда, чтобы поближе познакомиться с этим артефактом и рассказать о нем нашим читателям.
Читайте материал "Антикварный капкан"
История жизни самого мастера, к сожалению, малоизвестна, доподлинно мы знаем только то, что он работал в фирме Н. Гонно, что его мастерская располагалась в Санкт-Петербурге на Мойке, 38.
Есть свидетельства, что Алешкин так или иначе сотрудничал с известным мастером того времени Мацкой и возможно выступал партнером при заказе комплектующих.
Интересно, что Иван Алешкин сам не изготавливал колодки и стволы, а заказывал их у различных зарубежных производителей, причем иногда это были действительно отдельные комплектующие, а иногда агрегаты (например, спаянные блоки стволов, как на ружье, которое мне удалось посмотреть).
Нередко это были так называемые белые ружья, то есть полностью собранные, но без приклада, цевья, отделки и гравировок.
![Изображение](https://www.ohotniki.ru/upload/ohotniki/article_images/44/6a/c7/495_29872.jpg)
Оружие, собранное Алешкиным, на российском рынке ценилось даже выше, чем то, которое собирали его зарубежные именитые коллеги. Так, изделие Перде стоило порядка 700 рублей, а ружье Алешкина — 1000.
Можно сделать вывод, что это была не агрегатная сборка с целью удешевления оружия именитого бренда, а наоборот, российский мастер использовал иностранные комплектующие для изготовления своего шедевра.
Но вернемся собственно к ружью Алешкина за номером 83. Бескурковое ружье, блок стальных стволов Килби № 23571, замки Энсон-Дили, запирание рамкой на два подствольных крюка и горизонтальной задвижкой на выступ ствольного блока, полупистолетная ложа, эжекторы, полный набор лондонских клейм...
Эта классическая двустволка 20-го калибра с эжекторами неплохо сохранилась, в стволах есть небольшие участки с сытью, но подобное встречается практически во всех сохранившихся ружьях (часто этот дефект связан с длительным хранением без соответствующего ухода).
При длительной эксплуатации очаги ржавчины обычно распределяются равномерно по всему стволу, если же небольшая сыпь идет в виде «дорожки» с одной стороны, такой дефект связан с длительным хранением без чистки. Оружие не ремонтировалось и не проходило процедуру переворонения.
![Изображение](https://www.ohotniki.ru/upload/ohotniki/article_images/cd/62/74/495_29871.jpg)
Дерево — прекрасный орех — немного поцарапано, но при реставрации может быть возвращено в первоначальное состояние. Очень интересна коробка с растительным орнаментом. Колодка имеет тонкую гравировку в русском стиле, характерную для Мацки или, как мы видим, для Алешкина.
Настрел небольшой. Форма приклада с полупистолетной рукояткой весьма удобна. Все детали аккуратно врезаны в дерево. Несмотря на время и явно нелегкую судьбу, на дереве нет сколов, оно нигде не деформировалось. На подушках стволов лондонские клейма, порядковый номер ружья — 83-й.
Совпадающие номера на обоих стволах и клейма говорят о том, что стволы были приобретены уже в виде блока. На прикладе расположен медальон без инициалов.
Скорее всего, оружие изначально изготовлялось не по заказу, а для свободной продажи. Новый владелец, видимо, посчитал ненужным указывать на нем свои инициалы.
![Изображение Фото Антона Журавкова](https://www.ohotniki.ru/upload/ohotniki/article_images/b9/8e/5a/495_29875.jpg)
Как и большинство штучных ружей, оно имеет свой характер и, не побоюсь этого модного слова, харизму.
К сожалению, до нашего времени дошло крайне мало ружей Ивана Алешкина, достоверно известно всего об одиннадцати единицах.
И среди них практически нет оружия в идеальном состоянии, все они явно покупались для охоты, а не для того, чтобы висеть на стене. Всего было выпущено около ста экземпляров.
![Изображение](https://www.ohotniki.ru/upload/ohotniki/article_images/4d/61/2e/495_29870.jpg)
Что касается цены на ружья Алешкина, то она всегда была высокой, недорогих ружей мастер не делал. Как отмечено выше, цена на его ружья достигала тысячи рублей и в среднем превосходила цены на иностранные бренды. Сегодня цену на ружье Алешкина определить трудно, и прежде всего потому, что их нет в продаже.
Проходила информация, что на американском аукционе ружье мастера средней сохранности было продано за сумму, близкую к 200 тысячам долларов.
То ружье, что сейчас находится в продаже, стоит около двух миллионов рублей. Нет сомнения, что со временем цена на чудом сохранившиеся экземпляры будет только расти.
Кстати, любопытный момент. В наше время в России такой мастер, как Алешкин, просто не может появиться. По современным законам талантливый человек не может сегодня получить лицензию на производство оружия, закупать комплектующие за границей и собирать оружие.
Хотя какую угрозу обществу может нести мастер, собирающий сотню ружей за жизнь, лично я понять не могу. Даже просто гравировать оружие или отдельные его части сегодня нельзя, не имея лицензии на ремонт или изготовление оружия.
Можно было бы подумать, что в век станков с ЧПУ это неактуально и никому не нужно, но за рубежом есть много примеров, которые доказывают что это не так.
Комментарии (0)