Охота из благородного и уважаемого занятия стала для большинства охотников азартным времяпрепровождением, мечтой не о достойной дичи, а о заветном куске мяса; наплевательским отношением к правилам охоты, со стрельбой в пустот» и дружеской попойкой в компании. Обидно? Очень! Почему же так произошло?
Давайте не будем лукавить, а вспомним добрую русскую пословицу «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».
Вина в полной мере лежит на самих охотниках и на государстве. В постсоветском пространстве с пропагандой вседозволенности в пресловутые 90-е прошлого века авторитет охоты и охотника упал дальше некуда.
Общество с его устройством, с переходом в «дикий капитализм» на первое место подняло деньги как приоритет бытия.
Совесть, закон, общественное мнение остались на задворках. И это в то время, когда в свет вышло первое после 1917 года еженедельное издание для охотников «Московская охотничья газета», впоследствии — «РОГ», поставившее своей целью пропаганду правильной охоты. Затем вышли «Природа и охота» и «Охота и охотничье хозяйство» — профильный журнал для профессионалов и любителей охоты.
Но общество уже пошло «другим путем», и раскаченное сознание наших граждан было нацелено на зарабатывание денег, и как можно больше.
Не отставали в этом вопросе и общественные организации, в том числе и общества охотников.
Во что превратился прием в члены районных ООиР? В полную фикцию и формализм, в сбор денег с желающих стать охотником. Вот и понеслось!
Охотничьи общества, потеряв практически всю правовую возможность охранять арендованные угодья (что собой нынче представляют права егеря, рассказывать не надо), напринимали в охотничьи ряды массу людей, далеких от охоты, но с ружьями, мягко говоря, профанов в охоте.
Их и охотниками назвать сложно, они, кроме тоста «Ну, за охоту!» и фразы «Зверь ушел на дальний кордон», об охоте и вовсе ничего не слышали, но «стрельнуть» по дичи готовы за милую душу.
Статистика — серьезная вещь. Если в советское время несчастный случай на охоте был ЧП не просто районного масштаба, а как минимум областного, а то и бери выше, то в 90-е и в начале 2000-х стало обычным и довольно частым явлением.
Я, к примеру, уже давно не езжу на открытие охоты на утку в любимые мной места лишь потому, что в первые дни там просто опасно находиться. Убьют!
Пальба по тростникам, по открытой воде и, как следствие, страшные рикошеты; стрельба по дичи, которая вовсе не является охотничьей, и т.п.
И если учесть, что каждый второй охотник с похмелья или вовсе под градусом, то и говорить нечего. Что это? Бескультурье?
Неуважение к охоте? Да нет! Просто для горе-охотников это норма, и исправить такое форменное безобразие можно лишь путем ужесточения законодательства, вплоть до исключения из Общества охотников с невозможностью пожизненно брать в руки ружье.
Пьяный с ружьем в руках сродни пьяному водителю, и наказание тут должно быть соответствующим.
Полагаю, если человек охотится в пьяном виде или грубо нарушает правила охоты, то он нарушает не просто закон, а этические нормы, которые существуют в обществе и исполнение которых являются просто долгом чести.
Вторым ударом стал развал системы охотнадзора. Что сегодня значит госохотинспектор в охотничьих угодьях?
Скажем мягко, личность номинальная! Ну, составит протокол по мелочи, а если что серьезнее, скажем, досмотр браконьерской машины провести, оружие изъять, так это уже только с работниками полиции.
В 90-е годы ряды охотинспекторов покинуло множество действительно толковых сотрудников, которые не смогли смириться с развалом системы и унижением их работы со стороны государства.
Кто пришел на их место? Нетрудно догадаться… Не буду называть фамилии, но скажу, что на одном межрайонном участке в Московской области за последние двадцать лет в должности охотинспекторов побывали четыре гражданина, не имеющие соответствующего образования; один из них вообще далек от охоты и просто любитель спиртного, а другой с двумя «дисциплинарками» за нарушение правил охоты, и занял он эту должность просто ради мести обществу. Что было от них ожидать?
И из этого также формируется общественное отношение к охоте и охотникам.
Третьим ударом по охоте стало введение государственного охотничьего билета. Тут у желающих стать охотниками вообще полностью развязались руки.
Какие еще рекомендации охотников, какие еще справки о судимости и благонадежном поведении по месту жительства, какие членские взносы, какие Правила охоты, какой охотминимум?!
Пошел и получил охотбилет «зеленого» образца, и все, беги в полицию за лицензией на приобретение оружия. Быть членом в охотничьих обществах стало незачем!
Стало доходить до абсурда, когда охотники, пойманные за нарушения правил охоты и вызванные на обсуждение ситуации в товарищеские дисциплинарные комиссии, созданные при обществах, придя туда, на глазах всех рвали свои членские билеты со словами, что «охотничье общество — это пустота и что они и с «государевым» охотбилетом на охоту пойдут».
А ведь любое общество — это не просто объединение по интересам, а прежде всего коллегиальная дисциплина, в данном случае охотничья. Отсюда и этика, и мораль и, как следствие, соблюдение закона.
В-четвертых, от года к году уходит старое поколение охотников, чей золотой век охоты выпал на 50–80 годы прошлого века.
Для них, воспитанных в строгих рамках закона, этика и культура охоты, пусть без пышной атрибутики старорусских охот, была всегда на первом месте.
Для них нарушение правил охоты, браконьерство было не просто преступлением, но прежде всего предательством совести, которая выше закона, дабы стоит над ним.
И в-пятых, как это ни банально будет звучать, чрезмерная борьба с гражданами — охотниками, владеющими оружием.
Настоящих охотников государство унизило настолько, что уже перечеркнуты границы всего разумного.
Почему охотник с 30-летним стажем и более, уважаемый в обществе человек, должен идти сдавать анализы на наркотические вещества наравне с гражданином, который еще и ружье в руках не держал?
Почему охотники-ветераны, я не говорю уже о почетных членах Ассоциации и заслуженных работниках охотничьего хозяйства, должны идти и «пробивать» себе массу справок, что они не психопаты и наркоманы?
Где здравый смысл? Кого государство видит в лице охотников? Героев из фильма «Особенности национальной охоты»? Умалишенных? Уголовников? Наркоманов?
Мне, как адвокату, частенько приходится работать с гражданами, совершившими тяжкие преступления против жизни и здоровья людей, и с уверенностью могу сказать, что охотники среди них скорее исключение, нежели закономерность.
Вот и отказываются старики-охотники от владения оружием, оставляют охотничьи общества, порой лишая себя последней радости в преклонные годы. А вместе с ними уходит и наставничество в среде начинающей охотиться молодежи. И вот вам результат — потеря особого культурного слоя в охотничьей среде.
Развалив слаженную систему охотпользования в государстве (напомним, что одним из первых правовых актов советской власти был Закон «Об охоте», и это не случайно!), в сегодняшнем государстве общественное мнение об охоте и охотниках зиждется еще и на обывательском понятии глумления над охотниками за то, что они стреляют дичь, то есть «убивают».
И эти дельцы от зеленых не желают говорить о том, что значит охота для русского искусства и литературы в целом. И спасти честное имя охотника могут лишь сами охотники!
Охота и закон — понятия равнозначные. Культура, этика и эстетическая сторона охоты есть те самые три кита, на которых стоит правильная, настоящая охота в строгом соблюдении закона.
И как будет охотник соблюдать эти три составляющее, таким и будет отношение общества к охоте и охотникам. Заставить уважать себя — значит вызвать уважение к себе.
А если нет, то так и будем смеяться над героями фильма «Особенности национальной охоты» и им подобными, видя в них, увы, самих себя, и пенять на то, что общество нас, охотников, не уважает.
Комментарии (18)
олег крымцев
Себя, конечно, охотники и могут ругать, но только за то, что поддерживает власть, отменившую прежние нормы вступления в охотничье сообщество только через общественные добровольные коллективы охотников. Почему-то властям нужно, чтобы охотничьим оружием могли владеть все, кто этого хочет и кто не хочет соблюдать этические нормы и правила охоты, сложившиеся за десятилетия до революции 1991 года, реставрировавшей капитализм в нашей стране
КСН
Товарищ адвокат, Вы несёте полную чушь, сваливая всё в кучу:
"исправить такое форменное безобразие можно лишь путем ужесточения законодательства, вплоть до исключения из Общества охотников с невозможностью пожизненно брать в руки ружье".
Общества здесь с какого бока?
Что это за секретный "межрайонный участок в Московской области", в котором "за последние двадцать лет в должности охотинспекторов побывали четыре гражданина"? Ради красного словца?
Александр Зубарев
Весеннюю охоту уже давно пора запретить полностью.Это не охота ,а браконьерство.Раньше я этого не понимал,по молодости,но теперь всех так называемых"охотников" берущих путевки на весеннюю охоту считаю браконьерами.Со мной согласны многие мои знакомые.
2 ответа
Иван Максимов
Определитесь сначала с термином "браконьерство". А весенняя охота это часть нашего культурного наследия. Просто вы не отличали и не отличаете правильных охотников от "людей с ружьями", даже когда стали старше....
олег крымцев
Поддерживаю. Такая позиция похожа на подвергнутую справедливой критике позицию автора
Кола Бельды
///////мы тоже виноваты
--------------------------
1. Уважаемый О. Трушин, не надо говорить от имени всех охотников, говорите от своего имени.
2. Как раньше было хорошо с охотой… угу, и трава была зеленее, и женщины моложе…
А К
А я не просто поддержу автора. Я его поблагодарю за прямоту и искренность.
На этих страницах нередко - если не сказать излишне часто - мы встречаемся с мнениями учёных мужей, официальных и не официальных лиц, знающих, по их мнению, ну прямо всё и об охоте и об охотничьей отрасли. Каких только путей решения не предлагается нашему обывателю. Только всё это как-то неискренне. Или искренне, но как-то мудрёно. Или же отдает кабинетностью.
Олег Трушин, по моему мнению, в общем, обратил своё внимание на самое простое и важное - хватит уже врать хотя бы самим себе. Единственное с чем я с ним не согласен, так это с тем, что нравственный развал охотничьего сообщества начался в 90-е (как я его понял). Чуток раньше все же, начало "заглатывать" наши души меркантильность, равнодушие, эгоизм и многое другое сопутствующее...
Что касается упомянутой в комментариях весенней охоты, то ребята, хочется сказать вот что: довольно сказок про правильных охотников и культурное наследие, что само по себе и хорошо впрочем. Однако, что толку от культурного наследия, если оно выполняется только в одном из мноооогих шалашей с неким правильным охотником? Но нет ведь их, шалашей то, по большей части. Лодка в стенке камыша! И хорошо, если без мотора.
...И не каждое культурное наследие, кстати, применимо в современности. Ныне ведь не принято ловить перепела сетью. А раньше это было обычным на Руси делом, насколько мне помнится из прочитанного когда-то. В этом смысле, пора уже взглянуть на охоту с высоты наступившего, если кто не заметил, 21-го века! И если возникла необходимость в чём-то притормозить и ограничить себя в частности, пока не разберёмся в целом, то в этом и будет суть правильного охотника. Мнение, конечно, исключительно субъективное.
Зубарев ведь не против весенней, как таковой. Это ежу понятно! И не надо ему разбираться с терминами. До тех пор, пока мы будем применять к термину "браконьерство" свою собственную суть, до тех пор и будет у нас бардак. Мы живём в условиях никудышного законодательства, но то, что твориться весной, браконьерство с любой стороны в подавляющих, простите, случаях (мнение сложено по опыту Кубанскому, да простят меня друзья из мной любимой средней полосы. И благо, что у нас ныне закрыта. Официально.)
А правильному охотнику, конечно же слава! (без шуток)
Эгегеееей!...))) - (шутка всерьёз)
5 ответов
Иван Максимов
Как говорил в своё время Горбачев - "Начинайте перестройку с себя", наверно это единственные его мудрые слова. Вот и начнем, а тупые рассуждения об том что у нас никудышное законодательство, вообще всё плохо, итд, простите великодушно но уже просто осто...ли. Будем становится лучше и всё вокруг станет лучше. По другому никак.
А К
Да-да, "доверчивый" обыватель часто слышит эти слова при отпуске очередных своих грехов...)
Несомненно! Несомненно вокруг себя можно создать удивительной красоты мирок и им восторгаться. То, что при этом, рядом могут жить люди в несколько ином, менее красивом мире, это уже не так важно.
Про то уж, что люди имеют особенность несколько по разному думать, говорить, видеть, судя по некоторым сообщениям, рассуждать не придётся. Исказить мысль всегда проще, чем в неё вникнуть. О чём уж тут рассуждать...
Я думаю, что немногочисленному, вслушивающемуся в завораживающую тишину утренних плавней или залитого весенним паводком леса охотничьему сообществу, большего вреда чем публичные "борцы" за культурное наследие далеко не культурными методами не принёс никто.
А ваше заключение: "Будем становится лучше и всё вокруг станет лучше." - и являлось основной мыслью в публикации Олега Трушина. Печально, что вы этого не заметили.
Valery Fermer
...Да они не глупее Вас. Все и всё прекрасно понимают, лукавят немного или стесняются. Какая охота, такие и охотники. Охота почти круглый год и на квадриках и снегоходах. Ну не так ли? Обычный пример.Приобрёл путёвку на вальдшнепа, а используешь, как на всю боровую...Да. Про это о Всех не скажешь, но это такой мизерный процент... А уж говорить о культурном наследии, так это для детского сада. Вы же сами об этом писали год назад, или память... Статья правильная и комет. №7 верный!
Николай Смирнов
Как раз наооборот,какие охотники,такая и охота.Охотятся на квадроциклах и снегоходах отнюдь не бедные люди.В Центральной России практически все угодья закреплены,кто в них охотится-тоже не бедные люди.Простому смертному такая охота ни к чему,она ему может очень дорого обойтись.С момента перемен в стране выросло новое поколение охотников,хотя охотниками их назвать нельзя.В закрепленных угодьях охотнадзора и вообще контроля никакого нет,там правят бал обладатели лицензий и соглашений,их цель-получить хоть какую то выгоду,где уж тут место правильной охоте.Бьют сколько хотят и когда хотят и при этом практически ничем не рискуют.Вот в основном из таких примеров и состоит нынешняя охота.Если так будет и дальше,лучше пусть не будет никакой охоты,чем такая.
Иван Максимов
Почему заметил, просто высказал своё мнение более кратко. А на охоте создавал и буду создавать для себя и своего коллектива " мирок", где нет нарушениям правил охоты, где от общения с природой во главу угла будем получать удовольствие, в не зависимости от результатов охоты. Несогласные с этим, ну в компанию вход и выход свободные.
Алексей Шигарев
Браво! Один одним махом, записал всех, в браконьеры. Другой предлагает весеннюю охоту закрыть(благо у них она закрыта), по тому, как в подавляющих случаях- это браконьерство( мнение автора комментария) А дальше, что? А дальше закрыть и летне- осеннюю, и зимнюю заодно. Потому как, всех не проконтролируешь, а что там народ, делает в угодьях, одному всевышнему известно. А так нет охоты, нет проблем. Зелёные всех оттенков, хлопают в ладоши. Бис и Ура! Называется- приплыли.
Дмитрий Щаницын
С тетеревом, это моя фотография, а не Александра Левашова.
2 ответа
Михаил Сёмин
Дмитрий, добрый день! Авторство поправил, но нет газеты под рукой. Возможно, что ошибка закралась с газеты...
Дмитрий Щаницын
Спасибо, Михаил!
автор автор
Отличная статья. Я скажу больше -в прошлом сезоне с болота от засидки унесли все гусиные профиля . Вот это охотники.
Petr Shmakov
Красивая фотография и достойная добыча.
Но уж слишком автор сгустил краски. А точнее все залил черным цветом, ну кроме фотографии. Но, далеко не все так плохо. Возможно в лесопарковых зонах при открытии охоты, действительно раздается канонада. Так и не нужно туда ездить, если хочешь тишины, общения с природой, нормальной охоты и отдыха и уединения. Есть и другие места. В этом году, четыре раза ездил на тягу и не слышал не одного выстрела, кроме своего.