Уже скоро будет сто лет как в новосибирском институте цитологии ведутся работы по одомашниванию лисицы. Ученые стремятся воспроизвести процессы, происходившие в глубокой древности. Эта работа с серебристо-черными лисицами была начата в пятидесятые годы по инициативе академика Д. К. Беляева. Для эксперимента отбирались наиболее миролюбивые в отношении человека животные.
«Неужели тайна изменений безвозвратно утеряна в веках и тысячелетиях? Неужели нельзя воспроизвести великий биологический эксперимент, соразмерив его с продолжительностью человеческой жизни? Оказывается, можно», писал Беляев. Идеи академика и эксперимент, над которым работают уже более полувека российские ученые, были высоко оценены биологами всего мира, генетик из США, Г. Ларк, так охарактеризовал в 2003 году полученные результаты: «Я все больше убеждаюсь, что эксперимент с лисицами — один из крупнейших экспериментов последних нескольких десятилетий. Это выглядит так, словно вы в Новосибирске знали, что будет необходимо для интегративной количественной генетики в будущем».
Существует предположение, что в древности люди уже пытались одомашнить лис. Во время раскопок захоронения на древнем кладбище Уюн аль-Хаммам в северной Иордании, открытом в 2000 году, ученые обнаружили в одной из могил, возраст которой более пятнадцати тысяч лет, кости оленя, газели, дикого быка и кости лапы рыжей лисы (Vulpes vulpes), а в другой — скелет лисы без черепа и лапы.
Возникло предположение, что это кости одной и той же лисы, которая была захоронена вместе с хозяином. Позже тело хозяина и лисы по какой-то причине были перемещены в другую могилу. Это наталкивает на мысль, что лиса играла значительную роль в жизни похороненного человека.
Но сомнительно, что лисицу пытались использовать как собаку, для охоты. Дело в том, что взаимодействие с волком на охоте продуктивнее. Волки, в отличие от лис, используют загонный способ охоты, при котором одни гонят дичь, а другие поджидают в засаде, чтобы в нужное время нанести удар. Это и стало основой приручения волка и его одомашнивания. Человек во время охоты поджидал в засаде, а волк – гнал добычу. Лисица же, возможно, могла использоваться скорее как кошка, поскольку прекрасно справляется с истреблением мелких грызунов.
Однако, в древности лисы остались дикими, место рядом с человеком заняли волки и кошки. Животные более социальные (кошки тоже проявляют общественное поведение), что сближает их с людьми. В отличие лис.
Возвращаясь к современности, к поселившемуся в Красноярском зоопарке одомашненному лису Ральфу и его новосибирскому семейству, генетически выведенные в Новосибирске лисы, по словам ученых, отличаются такими внешними особенностями: среди них появляются лисята с висячими ушками, не характерным для лисы бульдожьим прикусом, укороченной мордой и закрученными хвостами.
Комментарии (0)