Каталоги и фотографии содержат очень интересную информацию, стоит только проанализировать цифры, всмотреться в изображения и вдуматься в замечания, сделанные в разные годы экспертами-кинологами.
Полвека или старше?
Хотя официально выставка нумеруется как пятидесятая по счету, на самом деле есть основания полагать, что она еще старше.
«У нас есть письменные свидетельства, что выставки собак проводились с 1925 года, то есть как минимум в течение 90 лет, но не ежегодно, — говорит Владимир Каплин, председатель Вологодского областного общества охотников. — Но, скорее всего, их история началась гораздо раньше».
Вологодское охотничье общество — уникальная, старейшая общественная организация не только на Вологодчине, но и в России. Она была основана еще в 1894 году и первоначально называлась «Вологодское отделение Санкт-Петербургского общества правильной охоты». Общество прекратило работу в 1937 году, поскольку в тот период Иосиф Сталин упразднил все общественные объединения Советского Союза. Но уже в 1944-м, несмотря на то что в стране продолжалась война, организация открылась вновь. Сложно представить, что с 1894-го по 1925-й не было проведено ни одной выставки собак.
Кроме того, в фотоархиве охотничьего общества хранится снимок, говорящий о том, что лучших собаководов награждали как минимум в 1924 году. На этой фотографии вологодского «спаниелиста» поздравляет Михаил Иванович Калинин, сначала председатель ВЦИК СССР, а затем председатель Президиума Верховного Совета Советского Союза.
На снимке с награждением не указана дата, но ее можно вычислить. Дело в том, что Михаил Иванович посещал Вологду дважды. Об этом можно узнать из реферата «Имена на карте Вологды». В первый раз Калинин приехал 10 декабря 1920 года на агитационном поезде «Октябрьская революция», но снимок со спаниелистом, судя по слякоти, а также по одежде людей, весенний или осенний.
Следовательно, это был второй приезд «всесоюзного старосты» — весна 1924 года. Накануне XIII съезда РКП(б), состоявшегося с 23 мая по 31 мая 1924 года, Калинин знакомился с «крестьянским вопросом» в провинции и встречался с трудящимися, в том числе и в Вологде. Кстати, выставки охотничьих собак в 20-е годы проводились как раз в парке ВРЗ, а паровозовагоноремонтный завод носил имя Михаила Калинина. После того как «всесоюзный староста» посетил производство, у проходной ВРЗ появилась мемориальная доска в честь этого события.
Кроме того, в первых каталогах 20-х годов встречается информация об участии вологодских собак в выездных выставках. Анализ всей этой информации позволяет предположить, что выставки проводились и до 1925 года, просто каталоги в то время, скорее всего, не издавались, или, возможно, были какие-то отдельные не сохранившиеся документы.
Каждой эпохе своя собака
Судя по информации в каталогах, вологодские охотники регулярно участвовали в выездных выставках в Московской, Ярославской, Рязанской и других областях, в том числе принимали участие и во Всероссийской выставке в Москве в 1925 году. В то же время в Вологду тоже приезжали для участия в различных кинологических мероприятиях заводчики собак из других городов. К примеру, на одной из выставок работал легендарный Николай Павлович Пахомов, судья всесоюзной категории по русским гончим, посвятивший всю свою жизнь развитию этой породы, а также талантливый писатель, автор многих книг и статей, признанный лермонтовед.
Благодаря каталогам, становится ясно, что в разное время у вологодских охотников были популярны разные породы собак. Это в наши дни город имеет репутацию одного из главных в России центров разведения лаек, но, так было не всегда. К примеру, в 1926 году в областной выставке участвовало 152 питомца, из них 50 гончих, 78 легавых и только 20 лаек. То есть до войны наиболее популярны именно легавые (51% от общего количества участников).
Процентное соотношение меняется к 1946 году: 108 собак, из них лишь 11 лаек, 75 гончих и 22 легавых. Наиболее популярны гончие (70%). При этом судьи в своих комментариях, опубликованных в каталоге, отмечают, что «годы Великой Отечественной войны исключили спортивный подход». Эксперты особенно обращают внимание и на то, что все меньшее количество охотников, владельцев именно легавых, содержат пойнтеров. «Гончие преобладают, поскольку не до дупелей стало, а заяц — это мясной обед», — комментирует Владимир Каплин.
В Вологде выставки охотничьих собак проводились в 1944 и 1943 годах, а также в июне 1945-го, причем по 45-му году был выпущен каталог с отчетом и о выставке 44-го.
Как и в Сибири, в это время охота становится не просто увлечением и не только способом прокормить семью, но и делом государственного значения. Пушнина продавалась за валюту, на которую потом закупали оружие. Так каждая добытая белка приравнивалась к выстрелу по фашисту. Лучшие охотники СССР получали бронь от призыва в армию. Тех, кто добывал больше всего пушнины, впоследствии награждали медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Но пушнину очень трудно добыть без хорошо натасканной собаки, поэтому в годы войны кинологи не прекращали работу.
Крылатый юбилей
Количество лаек всех четырех пород на Вологодчине постепенно стало расти в последние десятилетия. Это связано с популяризацией охоты на крупных животных — лося, кабана. На нынешней выставке собак в процентном соотношении ожидаемо доминировали именно лайки.
«Хочется отметить, что сейчас активно развивается секция спаниелей. Еще совсем недавно на выставку заявлялись единицы, а в этом году один из самых многочисленных рингов — это ринг спаниелей», — считает Евгений Никитин, кинолог Вологодского общества охотников.
Поднять флаг на торжественной церемонии открытия 50-й выставки доверили Наталии Кузнецовой, владелице борзых. 2015 год по инициативе Евгения Олеговича назван Годом русской псовой борзой. Кинолог считает, что сейчас необходимо сделать акцент на разведение отечественных пород охотничьих собак, поэтому каждый год будет посвящен той или иной русской породе.
К слову, Вологодская область — это не самый удачный регион для охоты с борзыми. На Вологодчине, богатой лесами, мало открытых пространств. Как известно из географии, степей здесь нет вовсе, а обширных полей не так много. Тем не менее в Вологодской области есть свои поклонники, а вернее поклонницы, этого поэтичного вида охоты.
«Трудно сказать, почему в Вологде борзых содержат в основном женщины. Возможно, причина в том, что даже во внешнем виде этой породы есть какая-то женственная красота. Наиболее активны среди вологодских — Ольга Бычкова, Любовь Усачева. Есть борзятники и в Кирилловском районе: например,Тамара Петрушова», — рассказывает Лариса Шабалова, заводчица из Вологды. Во время охотничьего сезона владелицы борзых часто выезжают на юг России, например в Ставропольский край или Волгоградскую область.
Секции всех пород стараются активно участвовать в кинологических мероприятиях. Это подтверждает статистика. В среднем за год каждые пять дней в Вологодской области проходит какое-то мероприятие различного уровня вплоть до международных: различные выставки, выводки молодняка, полевые испытания, состязания и т.д.
Всего в юбилейной — 50-й выставке приняло участие 195 собак, которых оценивали комплексно: экстерьер, происхождение, рабочие качества и наличие классных потомков. Лучшие собаки получили большие и малые золотые медали, награды иного достоинства и, самое ценное, звания чемпионов. Чемпионами стали два русских охотничьих спаниеля — Жульбарс (владелец Николай Рыбкин, г. Череповец) и Тюха (владелец Антонина Удалова, г. Череповец). Это звание получила эстонская гончая Тайга (владелец Александр Дудник, г. Череповец) и западно-сибирская лайка Кроха (владелец Николай Астафьев, Верховажский район Вологодской области).
Отличившимся вручили награды от спонсоров. Кстати, каталоги с 20-х годов до наших дней рассказывают и о том, какие призы давали на выставках разных лет. Самые шикарные подарки охотники получали во времена НЭПа: это были серебряные часы, кинжалы, посуда (подстаканники, рюмки, бокалы, солонки, перечницы и т.д.), портсигары, спичечницы. В те годы призы выделяли: Пушная конвенция, Северное отделение Госторга, товарищество охотников, секция кровного собаководства; поступали награды и, как сказано в каталогах, «от частных лиц». К счастью, и в наши дни тоже находятся меценаты, готовые предоставить подарки, как правило, охотничьи принадлежности, соответствующие сувениры и т.д.
Участвовали в 50-й выставке заводчики собак из всех районов Вологодской области, а также представители Иванова, Москвы, Владимира, Ярославля, Великого Новгорода, Архангельска, Костромы и других регионов.
Украсил юбилейную церемонию открытия трогательный момент: в небо выпустили голубей. Их предоставили охотники-голубятники Николай Рогов и Сергей Комин. После полета птицы благополучно вернулись домой.
Комментарии (6)
Филипп Стогов
Прекрасный исторический очерк, много интересных фактов, особенно по разделу: "Каждой эпохе своя собака". Об увлечении борзыми на Вологодчине не смог бы подумать даже в самых красивых восторженных снах. Спасибо, Наталья!
1 ответ
Петров Иван
Ну все немного не так,как сказано в очерке. И Н. Пахомов нанес больше вреда Вологодским гончим,нежели пользы.Обо всем этом подробно описано во вновь найденым рукописям известного вологдского эксперта В.Луканичева.Так,что не все так красиво и гладко как пытаються преподнести. Луканичев провел полный анализ выставок с 25 года по 70-е....и выводы весьма не утешительные.Как то так!!! Вечером приведу цитату с его характеристикой П.Пахомова...по сути уничтожившего в России польскую гончую,арлекинов и др. рабочие линии гончих(РГ)
Петров Иван
Обещанная характеристика Пахомова,данная В.Луканичевым...."Характеристикой экспонатов заканчивается отчет Н.П.Пахомова. Никаких рекомендаций о племенном пользовании оцененных им собак нет. Не содержится указаний и о проверке призеров в поле, прежде чем их использовать в породу. Обращает на себя небрежность эксперта Н.П.Пахомова в описании экспонатов. В отчетах не указывается возраст собак, происхождение, более или менее полное описание собаки, имя, отчество владельца, его адрес. Такое краткое указание, как «Найда Перова», «Залива Петрова», при том положении, что одни и те же клички очень часто повторяются, а у собак часто меняются владельцы, не дают возможности проследить за племенной деятельностью собак. Отчеты Н.П.Пахомова наиболее небрежны в этом отношении, представлялись с задержкой на полгода и больше, а некоторые и совсем не представлены.
Когда читаешь отчет Н.П.Пахомова, то становится обидно, что после выставки его совсем не интересует дальнейшая судьба ни поголовья собак, ни их владельцев.
Оценивая итоги IV-й выставки в отношении судьбы гончих Вологды, можно сказать, что она так же как и предыдущие, не дала ответа о лучших производителях Вологды."
коментарии думаю о нем дальше излишни....
3 ответа
Филипп Стогов
Вы слишком многого хотите от рапортички с ринга.
Петров Иван
Вообще то речь идет об отчете с выставки и его оценке и как он написан. Ну и второе,здесь нет возможности пересказывать ВСЮ книгу...это лишь ее цитата.
Валентин Соколов
Нынче вообще отчет-это редкость.Даже об экспертизе с рингов Всероссийских.
Читал Луканичева...очень грамотно и талантливо написано.Отчеты Пахомова читать,конечно.не приходилось.Его книгу о гончих-да.Наверное,в Вологде бывал он будучи уже "в возрасте",когда интерес к окружающему уже...проходит...
А может формально писал отчеты,так как полагал,что местные их читать всё равно не будут.
Хотя,когда работа сделана,отчет должен быть.