Заболевание пироплазмозом (бабезиозом) – едва ли не главная причина, по которой в долгожданное время осенних охот, а также весенних и осенних полевых испытаний, наши собаки неожиданно оказываются неработоспособными. В лучшем случае от начала этого заболевания до полного восстановления годности собаки к полевому досугу проходит полтора-два месяца, а нередко весь сезон получается потерянным.
Результатом тяжелого осложненного течения пироплазмоза либо повторных заражений бывает инвалидизация, если не гибель собак. И хотя пироплазмозом заболевают даже сугубо городские служебные и декоративные собаки, которых выгуливают исключительно на газоне под окном владельца, наиболее подвержены ему собаки охотничьи.
Это вполне понятно, потому как за время многочасовых охот, натасок и нагонок, даже их владельцы часто набирают на одежду и под нее десятки клещей, являющихся переносчиками пироплазмоза, соответственно сами собаки набирают сотни.
Еще десять лет назад пироплазмоз встречался в ограниченном числе регионов России с относительно теплым климатом, причем его северо-западная граница проходила сразу за Саратовской областью. Тогда москвичи вообще ничего о нем не знали, а сейчас пироплазмоз в Москве приобрел массовый характер, и вообще трудно назвать области, где бы он не встречался.
Главными причинами повсеместного распространения пироплазмоза считается значительная активизация процессов миграции населения, сопровождающаяся перемещением собак-носителей пироплазмозной инфекции, которые становятся ее источником в ранее благополучных регионах, а также изменение климата в сторону потепления.
Пока владельцы собак, проживающие в этих регионах, не окажутся информированными, а ветеринары не приобретут практический опыт в распознавании и лечении пироплазмоза, заболеваемость и смертность от него будет находиться на высоком уровне. Поэтому цель написания данной статьи – показать владельцам, как можно свести риск заболевания их собак к минимуму, а если это все же произойдет, как пироплазмоз вовремя распознать и далее действовать в этом случае.
Ныне в России практически не существует ландшафтов с древесной, кустарниковой и травянистой растительностью, где в календарный период, когда хотя бы несколько часов в сутки стоит плюсовая температура, собаки были бы застрахованы от укуса клеща и, следовательно, от заболевания пироплазмозом.
Владельцы собак, ничего о пироплазмозе не знающие, либо полагающие, в соответствии с расхожим утверждением, что клещ опасен в мае – июне и в августе – сентябре, рано или поздно самым неприятным образом убеждаются: собаки заболевают пироплазмозом от первых весенних до последних осенних проталин.
Русская пегая гончая одного из авторов этой статьи заболела тяжелой формой пироплазмоза во время декабрьской оттепели, после трех недель охоты по сплошной белой тропе. И хотя пироплазмоз в декабре для средней полосы, конечно, исключение, но ранние весны и затяжные поздние осени теперь уже скорее правило, потому мартовские и ноябрьские вспышки пироплазмоза мы наблюдаем все чаще.
Авторы живут в Саратовской области, где пироплазмоз распространился задолго до начала их занятий охотой и ветеринарией, но на нашей памяти здесь еще были «незаразные» и «заразные» в смысле пироплазмоза места. В последние мы ходить избегали и этим в основном успешно спасали собак от заражения. В настоящее время, когда безопасных мест нет, а есть только более или менее опасные, совершенно нельзя быть уверенным, что в «малоопасном» месте, то есть где носителем пироплазмоза является только один клещ из ста, именно этот один не укусит вашу собаку.
Мы хотим обратить внимание – следует самым серьезным образом относиться к возможности заболевания собаки пироплазмозом и принимать все возможные меры, которые будут нами описаны ниже, чтобы этого не допустить, потому что:
– абсолютное большинство собак подвержены заболеванию пироплазмозом, случаи врожденной или приобретенной устойчивости к нему крайне редки;
– в отсутствие лечения все собаки, за редким исключением, погибают;
– лечение пироплазмоза неспециалистами (без ветеринарного образования или с ним) резко снижает вероятность благоприятного исхода;
– при отсутствии ветеринарного образования или хотя бы личного опыта своевременно заподозрить пироплазмоз у охотничьей собаки на фоне естественных причин (перегревание, переутомление, транспортировка), объясняющих ее аномальное поведение, достаточно сложно;
– по окончании двух суток с момента появления первых проявлений пироплазмоза, прошедших без эффективного лечения, шансы сохранить собаке жизнь и работоспособность падают с каждым часом;
– даже при своевременно начатом и адекватном лечении пироплазмоза часть собак погибает либо теряет работоспособность;
– далеко не повсеместно ветеринары умеют диагностировать и лечить пироплазмоз.
Поскольку заражение собаки пироплазмозом происходит при укусе ее иксодовым (кровососущим) клещом, когда возбудитель болезни – микроскопический одноклеточный кровепаразит, пироплазма со слюной клеща попадает в кровь собаки, лучшее средство предотвратить пироплазмоз – это сделать укус невозможным.
Для достижения данного эффекта используются химические вещества, отпугивающие клещей от собаки и/или убивающие их при попадании на шерсть. Принципиально существуют три способа закрепления препаратов с противоклещевым (одновременно и противоблошиным) действием в шерсти и в поверхностном слое кожи собаки.
Это: 1) противоклещевые ошейники, 2) капли, наносимые на кожу собаки в области холки, 3) спреи. Эти способы соответственно представлены в зоомагазинах тремя группами товаров многих отечественных и зарубежных фирм, значительно отличающихся по цене и эффективности.
В нашу задачу не входит их перечисление и описание, заметим лишь, что:
– абсолютно надежных препаратов, стопроцентно гарантирующих противоклещевую защиту, не существует, однако применение эффективных средств, в точном соответствии с проверенными методиками, сводит риск заражения пироплазмозом к минимуму;
– если сравнивать товары противоклещевого действия разных групп одного производителя, то наиболее эффективны и наименее аллергенны спреи; ошейники, наоборот, наименее эффективны и наиболее аллергенны; капли на холку занимают по обоим показателям промежуточное положение.
Обширная информация о противоклещевых средствах есть в Интернете и у продавцов. Не ставя под сомнение эффективность других препаратов и их сочетаний, мы расскажем только о том, чем пользуемся сами, рекомендуем друзьям, знакомым и обращающимся за ветеринарными консультациями.
Противоклещевая обработка собак проводится нами с момента появления самых первых проталин до установления отрицательной температуры в дневное время, что в Саратове в последние годы означает: с середины марта до конца ноября.
Мы сами так обрабатываем собак и рекомендуем вам: один раз в 25 дней равномерно наносить на всю поверхность кожи и шерсти собаки спрей в дозе 3 миллилитра на килограмм массы для гладкошерстных собак (гладкошерстные: таксы, пойнтеры, курцхаары; 4,5 мл/кг – для короткошерстных пород (сеттера, гончие); и 6 мл/кг – для длинношерстных и густошерстных (лангхаары, лайки); с последующим двухдневным содержанием в условиях, исключающих намокание. Это означает, что на разовую обработку гончей или сеттера весом 25 килограммов уйдет 112.5 миллилитра, около половины продающегося 250-миллилитрового флакона.
При обработке спреем для полноты эффекта совершенно принципиально: соблюсти дозировку, кратность обработки, равномерность нанесения препарата и выдержку собаки в сухих условиях. Мы выбрали именно этот метод, поскольку на многочисленных наблюдениях пришли к выводам:
– все прочие как отечественные, так и зарубежные капли на холку и спреи дают аналогичный уровень защиты только в сочетании с противоклещевыми (акарицидными) ошейниками.
– эффективные сочетания спреев (или капель на холку) с акарицидными ошейниками ощутимо дороже и более трудоемки. Аэрозоль в сочетании с ошейником создают только месячную противоклещевую защиту, в реальности их на дольше не хватает. При необходимости обрабатывать собак 8 – 9 месяцев в году разница становится значительной. Обработку аэрозолем рекомендуют проводить раз в 7 – 10 дней, по другой версии – перед каждым выходом на природу (что с учетом распространения клещей в городах означает – из квартиры).
На Западе разработан и используется принципиально иной способ профилактики пироплазмоза – ежегодное вакцинирование собак вакциной, которую стали завозить в Россию. По имеющимся данным, ее эффективность составляет около 80%.
Мы допускаем возможность применения вакцинирования, но не в качестве единственного средства, а в сочетании с другими, поскольку, во-первых, надежность ее не 100%, а во-вторых, в России вакцина не сертифицирована и достоверного опыта ее применения в нашей стране нет.
Указанная методика или любая другая полностью не исключают возможность заражения пироплазмозом и не позволяет перестать испытывать настороженность по этому поводу. Предлагаем владельцам собак, особенно охотничьих, никогда об этом не забывать, а также узнать и запомнить характерные признаки пироплазмоза, чтобы по первым же проявлениям заподозрить это заболевание у своей собаки. Мы постараемся им в этом помочь, а также рассказать о возможных вариантах действий в случае подозрения на пироплазмозную инвазию.
Виктор КИШИНЕВСКИЙ, Михаил КОЛЕСОВ, кандидат ветеринарных наук
Комментарии (0)