Более подробно рассказать о мероприятии я попросил организатора чемпионата, охотоведа-кинолога ГПУ НП «Беловежская пуща» Александра БЕДУЛЮ.
— Идея проведения данного чемпионата не нова, — сказал он. — Ранее в пуще уже проводились такие состязания. Однако в силу разных причин о них на несколько лет забыли. В этом году по многочисленным просьбам заводчиков и охотников решили возобновить традицию. Специально для этого были учреждены призы НП «Беловежская пуща».
Впрочем, для участников важнее не столько призы, сколько возможность побороться за полевые дипломы.
Подтвердить рабочие качества собаки с притравкой на дикого кабана — такие испытания проводятся не часто и не везде. Но стоит заметить, что не все заводчики спешат участвовать в них. Не редкость, когда для аналогичных полевых испытаний организаторы используют, я бы сказал, условно дикого кабана, того, который вырос и живет в вольере.
Такой зверь не боится людей, слабо реагирует на собак. При формальном подходе к испытаниям собаке достаточно легко в таких условиях набрать необходимое число баллов для получения диплома, вот только как она поведет себя в реальных, «боевых» условиях, не знает никто. Там же дикие кабаны, всё по-настоящему, и травмы собак не редкость. Если для владельца важны именно рабочие качества, а не «диплом для престижу», то именно в таких условиях наиболее оптимально их проверить.
Фактически эксперты-кинологи признают, что только полевые испытания позволяют объективно составить представление о типе нервной деятельности собаки в свойственной ей оборонительной и ориентировочной реакции. Особенно это важно для дальнейшей племенной работы. Если вязкость, мастерство, поиск можно развить, то злобность и смелость — сугубо наследственные качества, и полевые испытания это каждый раз подтверждают.
В нынешних соревнованиях приняли участие 68 собак: 21 пара и 26 одиночек. Хотя чемпионат был заявлен как открытый, участвовали в нем только лайки. По итогам испытаний среди одиночек были вручены 5 дипломов III степени. В парах — 8 дипломов III степени и 2 диплома II степени. Была одна пара, которая показала великолепные результаты, и мы уже думали, что будет диплом I степени, но, к сожалению, одна из собак попала под удар кабана, а это по правилам исключает возможность присвоения I степени.
Вообще-то все ожидали, что итоги будут более результативные. Однако в очередной раз убедились, насколько непросто подготовить настоящую охотничью собаку. Среди участников были и такие собаки, которые, пробегав 10 минут по вольеру, так и не смогли найти зверя. Для одиночек в вольер (4 га) выпускали одного дикого кабана, а когда работали пары, запускали двух. Для некоторых наиболее сложной задачей оказалось остановить зверя и при этом не попасть под удар. У пар особо оценивали слаженность работы.
Конечно, для каждого охотника его собака самая лучшая, но такие соревнования дают возможность более объективно оценить охотничьи качества и определить те направления, на которые следует обратить внимание при дальнейшей работе.
В следующем году рассчитываем провести уже комплексные соревнования. Помимо подсадного кабана, хотим добавить натаску на медведя, может, на лису и по кровяному следу. Рассчитываем, что открытый чемпионат в Беловежской пуще привлечет охотников с собаками разных пород не только из Беларуси, но и из России.
Комментарии (2)
Евгений Кавура
С настоящим, т.е., не выращенным в вольере кабаном, действительно интересно и толково. Хотелось бы при этом узнать по поводу этого кабана - в каком возрасте он пойман и помещён в вольер ИТС (подсвинок или уже состоявшийся дядя), какова была его примерная масса на момент поимки? Хотелось бы услышать и об обстоятельствах поимки зверя, а также в течение какого времени после поимки он находится на ИТС.
1 ответ
Роман Зубков
Учитывая, что благодаря нашей бестолковой власти, российские владельцы собак скоро лишаться возможности притравки и испытаний своих собак по живому зверю, действительно придётся ездить в Беларусь.