Тогда не охота… Тогда сплошные нервы и истерика. Тогда все собаки — сволочи и день тихий осенний не в радость, и охотничьи подельники — неумехи и нервотрепы. Другое дело — когда возьмутся мастерить сообща, кабанчика в овражке зажмут или барсука на жировке поставят. Тогда все иначе… Тогда и день лучший из всех прежних, и жизнь удалась, и целовать готов товарищей, что рядом. А зайцы… зайцы — больше для гончих. Кто против?
Одно дело — мясо добыть, а другое — праздник себе и другим устроить. А как зайдутся гонцы в острове или лесополосе или лесочке прибрежном осенним утром, потревожат лису или зайца, полетит музыка гона во все концы желанной вестью. И встанешь тогда очарованным истуканом, вбирая все звуки и запахи, готовый объять необъятное от восторга и любви.
Гончие — другая песня. Да… Были и у нас Караи, Громы, Набаты, Найды, Вьюги… Как все быстро течет и меняется! Какой-то свирепый энтерит забрал прошлым летом наших гончих мастеров. Нет теперь нашей Пумы и Линды. Остались щенки несмышленые. Когда еще в дело пойдут… А тут снега навалило, и каждый день, считай, переновы. Самая пора заячья. Конечно, ходим, топчем, тропим. Добываем, бывает. Да нет полной радости, нет песни в душе. Ну, ничего, подрастут наши выжлецы, и уж на другое поле… Скорее бы.
Теперь вот осталось только выгуливать иной раз своих остроухих питомцев. Скучно им стало без суеты охотничьей и азартного мандража. Тоскуют в вольерах, раны зализывают, вспоминая минувшие баталии. Просятся погулять. Лицензии благополучно закрыты, и теперь беру с собой иной раз, как на прогулку. Вот и на этот раз столько визга и воя, когда на охоту собирался. Жалко стало, взял опять с собой.
Хорошо в степи тихим утром зимой. На исходе январь… Кругом, куда ни посмотри, зимний покой и умиротворение. Природная чистота и снежные просторы — дорога в охотничье счастье. Я иду себе не торопясь по высокой снежной кромке рядом с посадкой. Широкие лыжи надежно держат мой весовой центнер с лишком. А сунуться в саму лесополосу — ни-ни. Там сразу валишься выше пояса, да еще коряги, да хлам древесный. Там одна маета.
Но все следовые припорошенные ямки от заячьих следов — именно туда, в эту непроходимость. Посему зверьки в такое многоснежье и без наста широко не ходят. Встанут, покормятся на бруствере веточками и снова в укрытие, в снежные гроты под корневища деревьев. Мои лайки бегут себе вдоль лесополосы, останавливаясь, нюхатят, чтобы ухватить что-либо мало-мальски интересное.
Старая Кара, утратившая к своим пятнадцати годам слух, тщательно втягивает утреннюю свежесть. Ей зайцы и лисы без интереса. А вот рыжая Лапка — ей всего полтора годика, та, как пружинка стальная. Вертится, крутится и в рыхлую снежность бросается. Вот уж непоседлива! Побарахтается там сколько-то и снова наверх, к моей лыжне, а потом снова все повторяется.
Мне уж больно хочется, чтобы куничка на утренней охоте след свой оставила. Тогда иное дело. Тогда, считай, охота правильная получилась бы. Но ночная пороша теперь все закрыла. И спят зверьки беззаботно в своих угретых логовах, и нипочем им вся наша суета.
Но вот, смотрю, снова разволновалась моя Лапка. Ага! Первый след заячий. Да четкий какой! Так и есть, пообкусывал, погрыз нижние веточки, натоптал, насорил горошком и снова в середину зарослей. Пока все разглядывал да соображал — слышу заячье верещанье в самой гуще. А там возня и урчанье. Вот так дела! Поймала, словила, негодница! Вот уж пройда, так пройда.
А сам, скинув лыжи, уже проламываюсь через заторы и снег к месту. Ну что тут сказать?! Охотница — одним словом. Подобрал зайчишку-первогодка и не знаю, радоваться или печалиться. Решил — радоваться. Потом вспомнил, что лайка — собака универсальная, потом отбросил слово универсальная, потому как оно больше подходит к ключам или отверткам, и решил, что собаки могут быть просто талантливыми, и моя Лапка из таких, и что она и зайцев будет беспокоить, и кабанов с одинаковым усердием. Это я так решил, это так мне хотелось.
А сомнения все никак не покидали мое растревоженное сознание. Пока выбирался наружу, слышу, опять орет заяц, где-то впереди. Да ну! Не может быть! На лыжи и бегом на шум… А собачка вдруг вышла на бруствер побегала, порыскала и назад. Я туда. Все обшарил, все снежные умятости, и нашел гонный след заячий. Утек косой, а орал с испуга. И вспомнил картину из детства: лисица скрадывала зайчишку в речке.
И когда ей оставалось всего ничего, косой кинулся бежать и при этом верещал ужасно. Вот и теперь все так же, наверное, получилось. Но лайка вошла в раж и не пропускает ни единого следа. Старушка Кара неодобрительно поглядывала на проделки молодой собаки, но добытого зайца все же обнюхала.
Поглядела на меня мудро, с долей обиды, мол, мне такого не разрешал никогда, а эту рыжую дуреху балуешь, и жевнула разок чужую добычу за шею для порядка, на всякий случай. Мне смешно стало.
А день стал еще краше в своей зимней тишине и покое. Бывает так в январе, когда снежная пелена приоденет все на свете: и деревья, и каждую былинку и кустик, и бугорок в нерукотворные наряды.
И даже лыжное легкое шарканье и сорочье стрекотанье ничуть не мешает этой удивительной природной задумчивости. Где-то там, впереди, мои помощники разгадывают тайны следовых узоров, может, даже больше моего, радуясь дню и зиме, а мне больше ничего не хотелось. Вот еще чуть пройдусь, послушаю тишину уходящего января, да и хватит.
И тут с той стороны, вдоль все того же снежного надува, катит ко мне заяц. Бежит не спеша. Видать, надурил в буреломах молодую лайку и теперь не торопится. Пришел на выстрел, а тут и Лапка подвалила — язык на сторону, а в глазах столько торжества и радости…
Ну что с этим поделать? И вообще — что из всего этого выйдет?
Комментарии (8)
КСН
Мой кобель ЗСЛ с возрастом начал пожирать сгоненных зайцев.Зайцев-подранков догонял и съедал, если я не успевал.
Как-то тропил и ранил, а догнать в лесу не могу.
Сходил домой, привёл собаку на поводке, отпустил на скидке.
Слышу - заверещал заяц. Пока дошёл, половину зайца сожрал.
Как-то кобель пристроился к гончим за косулей-подранком. Пока мы с гончатником, хозяином смычка, подошли, от козы одна нога осталась. То есть, 3 собаки за 20 минут сожрали около 20 кг косулятины.
2 ответа
Пользователь удалён
Не понял, зачем нужны охотнику такие собаки?
Фёдор Фёдоров
действительно, зачем?
Александр Арапов
Необходимо всё-таки отметить, что заяц для лайки-добыча случайная, а где его мало-редкая. Поэтому какая- то целенаправленная охота на зайца с лайкой вряд-ли возможна и по разным причинам, думаю, не надо и пояснять. На вопрос, поставленный автором, что из этого выйдет, он, наверное, вскоре получит не очень хороший ответ. Из статьи видно, что собаки в основном используются на зверовых охотах, а собака, проявляющая интерес к зайцу, будет хочешь не хочешь отвлекаться на этого зверька. И, если этот интерес хоть в какой- то мере будет поддерживаться хозяином, то лайки довольно активно начинают охотиться за зайцем. Причём лайки в основном этим занимаются самостоятельно, без участия хозяина, он только будет догадываться, чем это занимается его собака, исчезнув на 15-30 минут. Подъём зайца с лёжки сопровождается азартным лаем, после чего лайка накоротке ловит зайца или молча копается в следах и преследует зайца. У меня не было ни одной лайки. сумевшей замкнуть хоть один круг, какая уж тут охота-лотерея. Молодые лайки, если хозяин не обращает внимания на зайца, не отстреливает шумовых в присутствии собаки и, если ей не удалось самостоятельно словить зайца, зачастую перестают интересоваться этим зверьком, но бывают упёртые "зайчатницы", которые всю жизнь будут пропадать на заячьих следах. Короче говоря, охотиться с лайкой на зайца-пустое дело и порча собаки. И никакого особого таланта или примера проявления универсальности я здесь не вижу. Как-то прочитал в одной из книг Вахрушева, где в порядке обсуждения была представлена идея использовать лайку в лесных условиях вместо борзой, т.е. гончая гонит, а охотник стоит на лазу с лайкой, которая ловит. Конечно крупной и резвой лайке эта работа вполне по силам, но это уж для энтузиастов, или... для тех,кому уж совсем делать нечего .
Теперь о поедании лайками и гончими зайца. Дело не в том, зачем нам эти собаки, а дело в том, что они есть, и, считаю, для этих собак это, если не норма, то допустимо. Для гончих, во всяком случае, это допустимое поведение, о чём говорят и классики охоты с гончей. У моих гончих, например, было две основных реакции на убитого зайца от полного безразличия после 2-3 укусов тушки, до попыток поедания. Один выжлец (исключительный работник) прятал словленного зайца, закапывая без каких-либо повреждений в снег или в подстилку, никак не показывая место "схрона". Особенно, бывает агрессивное отношение к тушке у собак, работающих в паре или смычком, сказывается, видимо элемент конкуренции. Особенно, когда собаки малосработаны, а, тем паче, случайно оказавшиеся стаей у добычи. Видимо, с косулей произошло именно это.
Не надо идеализировать собак. Гончие и лайки в основном работают, хотя и в контакте с хозяином, но в значительном отрыве от него, поэтому, зачастую, могут принимать самостоятельные решения, в этом и ценность этих пород. К сожалению, не всегда эти решения могут понравиться хозяину. Не надо их сравнивать с подружейными собаками, спаниелями, ягдтерьерами, они не тупее, не глупее, не более дикие-они просто ДРУГИЕ.
4 ответа
Пользователь удалён
Собака, не пожирающая трофей, идеал? А я думаю, что - норма! А вот зачем держать "проглотов", так и не пойму. Оправдание такого поведение "самостоятельностью принятия решения" не выдерживает ни какой критики. Мне лично, совсем "не улыбается" держать собаку, которая таким образом "ставит точку" в охоте, чем бы ни объяснялось её поведение.
Александр Арапов
Владимир, под "не надо идеализировать"я имел в виду наличие каких-либо недостатков у любой собаки. И я не сказал обратное, что поедание лайками и гончими зайца или иной "вкусной" дичи-норма. Я лишь сказал, что допускаю возможность такого явления. А не допускать этого-значит не замечать очевидного. Все, кто занимается лайками и гончими сталкивался с этим. Понятно, что это плохо и с этим надо быть готовым бороться.
Пользователь удалён
Согласен с этим - собаки без недостатков бывают только у "офисных" охотников.
Komarkov Evgeny
Комментарий человека знающего вопрос. От себя добавлю,что двое из моих лаек пытаются закопать и крупного зверя. А гончие и лайки на самом деле более дикие,чем все остальные породы охотничьих собак,так-как никогда не жили в одном жилище с хозяином. Поэтому способны,но не все,работать самостоятельно,уходя в лес без хозяина.