Для любого вида охотничьих ресурсов сезон размножения — это ключевой период обеспечения устойчивого существования. Большинство охотничьих животных размножаются и выращивают потомство весной и в начале лета.
Многие специалисты и эксперты в вопросах обучения собак охотничьих пород не раз выказывали беспокойство по поводу практики проведения весенних испытаний собак. А.Л. Мищенко, кандидат наук, старший научный сотрудник ИПЭЭ РАН им. А.Н. Северцова, отмечает, что регулярное присутствие людей и собак при проведении испытаний на токах является мощным фактором беспокойства для размножающихся птиц и приводит к значительному увеличению гибели гнезд дупеля, бекаса, коростеля, перепела и других ценных полевых и болотных птиц, а также уток («Российская охотничья газета» № 29 от 10.07.2013 г.).
Разорение кладок и выводков болотно-луговой дичи, а также нарушение иерархической структуры дупелиных токов и их общую деградацию в результате проведения весенних испытаний охотничьих собак отмечает кандидат биологических наук С.Ю. Фокин («Российская охотничья газета» № 25 от 12.07.2013 г.).
Основной причиной снижения численности болотно-луговой дичи Е.Н. Смирнов и В.Н. Шуваев, эксперты Всероссийской категории, считают проведение весенних испытаний охотничьих собак. Кроме того, по их мнению, весенняя натаска, осуществляемая по дупелю на токах, — профанация и верный способ испортить собаку («Российская охотничья газета» № 31 от 21.07.2013). Президент охотничьего клуба любителей вальдшнепа и бекасов и одновременно любитель легавых собак, доктор биологических наук В.А. Кузякин, также считает, что если указанных птиц регулярно изводить весенней натаской, то скоро легавые собаки могут не понадобиться («Российская охотничья газета» № 29 от 10.07.2013). При этом причинение такого ущерба объектам животного мира, который влияет на дальнейшее снижение численности охотничьих ресурсов, затрагивает права охотников, не имеющих собак охотничьих пород.
Высокий уровень шума, создаваемый при весенних испытаниях лаек и гончих, создает факторы беспокойства и для млекопитающих, вынашивающих и выращивающих потомство. Недопустимо проведение нагонки лаек и гончих на млекопитающих в сроки запрета охоты, в связи с возможностью поимки охотничьих животных собаками.
Кроме того, натаска и нагонка собак охотничьих пород весной вызывает сомнение в качестве такой подготовки охотничьей собаки, что подтверждается наиболее опытными экспертами охотничьего собаководства (Е.Н. Смирнов, В.Н. Шуваев, «Российская охотничья газета» № 31 2013). Тренировка собак вне сроков охоты далека от реальных условий проведения охоты, в которых охотничьей собаке и предстоит «работать». Аналогичную позицию об испытаниях легавых занимают и признанные эксперты-легашатники (особенно довоенные), из отчетов которых следует, что все мероприятия в поле проводились именно по бекасу в конце августа — начале сентября после отлета дупеля.
Следует отметить, что воспитание и дрессировка собак охотничьих пород — действительно длительный процесс, занимающий несколько месяцев. Страсть к охоте у собаки в крови и только подготовленную и послушную собаку можно выпускать в угодья, где есть дичь. В ином случае охотничья собака может начать охотиться не для охотника, а инстинктивно «для себя». Непосредственно первый контакт охотничьей собаки с дичью должен быть правильно подготовлен и завершиться добычей, в противном случае охотничья собака не поймет, для чего она охотится вместе с человеком.
Дополнительно стоит отметить, что в Типовых правилах охоты в РСФСР, утвержденных 4 января 1988 г., были установлены научно обоснованные сроки натаски и нагонки собак, направленные на устойчивое, неистощительное использование популяций полевой и болотной дичи — с 20 июля по 15 ноября, по зайцу и лисице — с 1 сентября по 28 (29) февраля, по белке — с 1 августа по 28 (29) февраля.
При этом действующими Правилами охоты впервые установлены сроки непосредственно охоты с собаками охотничьих пород на болотно-луговую дичь в период с 25 июля по 31 декабря, а на боровую, полевую и степную дичь с 5 августа по 31 декабря.
Необходимо учитывать, что статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что охота — деятельность, в том числе связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей. Другими словами — деятельность в поле, связанная с испытанием и обучением собак, то есть с выслеживанием и преследованием, а в случае лаек и гончих — с возможностью добычи, относится к охоте и осуществляется в сроки охоты и при наличии соответствующих разрешительных документов.
Положения Правил охоты, определявшие, что нагонка и натаска собак осуществляются в течение всего календарного года, не освобождали от обязанности иметь разрешительные документы на осуществление охоты, которые могли быть выданы и действовать только в установленные Правилами охоты сроки — пункт 48 Правил охоты, в который изменения не вносились.
Таким образом, внесенные изменения, во-первых, не содержат ранее не установленных дополнительных ограничений и требований, связанных с осуществлением нагонки и натаски собак охотничьих пород; во-вторых — уточняют действующие положения Правил охоты в целях сохранения охотничьих ресурсов и для удовлетворения потребностей охотников; в-третьих — позволяют реально оценить возможности и уровень подготовки собак охотничьих пород в условиях, максимально приближенных к настоящей охоте; и, в-четвертых, данные изменения позволяют избежать расширенного, либо двоякого толкования положений Правил охоты, которые являются основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов, и обязательны для исполнения физическими лицами и юридическими лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Следовательно, указанные изменения не запрещают проведения всевозможных кинологических мероприятий, в частности испытаний и состязаний, что является неотъемлемой частью охотничьего собаководства, и не ставят под угрозу существование традиционных видов охоты с собаками охотничьих пород, а равно как существование самих пород.
Дополнительно сообщаем, что Минприроды России готово рассмотреть возможность расширения сроков охоты в целях натаски, нагонки, проведения испытаний и состязаний собак охотничьих пород в отдельных участках, которые определены в результате территориального и внутрихозяйственного охотустройства на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных осуществлять федеральный государственный охотничий надзор.
При этом такая норма содержалась в типовых правилах охоты в РСФСР и позволяла круглогодично осуществлять натаску и нагонку охотничьих собак в специально отведенных участках угодий, закрепленных за государственными, кооперативными и общественными организациями. Однако количество и границы участков, правила их использования устанавливались арендаторами охотничьих угодий по согласованию с местными органами управления охотничьим хозяйством.
В целях проработки указанного вопроса Минприроды России направило соответствующий запрос в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации.
По результатам анализа поступивших позиций Минприроды России будет дополнительно проработан вопрос о целесообразности внесения изменений в Правила охоты по аналогии с типовыми правилами охоты в РСФСР.
Обращаем внимание, что доработанный по результатам общественного обсуждения проект приказа Минприроды России о внесении изменений в Правила охоты в принятой редакции (в том числе пункта 46) в целях проведения независимой экспертизы на корупциогенность был размещен на сайте regulation.gov.ru в сети интернет с 27 ноября 2013 г. по 3 декабря 2013 г. Приказ Минприроды России от 10 декабря 2013 г. № 581 в установленном порядке прошел государственную регистрацию в Минюсте России (зарегистрирован 28.03.2014, регистрационный № 31761), также на него получено положительное заключение Минюста России по результатам проведения правовой экспертизы соответствия данного нормативного правового акта законодательству Российской Федерации и положительное заключение антикоррупционной экспертизы.
Комментарии (8)
Сергей Кудинов
Само по себе Заявление департамента дерзкое и вызывающее.
Выглядит, как ответ УМНОГО ГЛУПОМУ.
Мол, мы привели в соответствие Закон и Реальность его применения в сторону Закона. Авторы Заявления поддержали свою точку зрения на запрет весенних полевых мероприятий ссылками на авторитетных людей. Кузякин, Фокин, Смирнов...
Мол, при прохождении документа официальные соблюдены процедуры, и публиковали его, и обсуждали его целых 6 дней и регистрации необходимые он прошел...Значит - идеальный!
Господа хорошие, одной бумажкой ВЫ сломали десятилетиями нарабатывавшийся УКЛАД жизни, быта, удовольствия, бизнеса и много чего ещё многим, как ныне говорится физическим и юридическим лицам! И даже повода формально извиниться за неудобства не находите! Ссылки на наносимый природе нагонкой, состязаниями и испытаниями вред кощунственны! У бекасов, тетеревов и зайцев предостаточно врагов...но, не собачники же в числе главных! Я за всю историю испытаний гончих, нагонок, не знаю ни единого случая поимки зайца, зайчонка или копытного детёныша. Испытания проводятся десятилетиями по одним и тем же местам, зверь давно привык к гончим и плодится на них не обращая внимания.
Дупель, бекас, перепел.... просто смешно! Кому эти пташки нужны? Остались единицы легашатников, охота по мелочи сходит на нет. Всем нужны кабаны, лоси, медведи, зубры. Кому тесно в Подмосковье, приезжайте к нам в Саратов. Перепел, коростель, осенний вальдшнеп, куропатки... практически нет на них охотников. В областных рингах по 15 легавых едва набирается!
Итог. Как гончатник знаю о массе сорванных весенних испытаний и состязаний. Директора хозяйств сетуют на убытки, гончатники собирают подписи под протестным письмом Президенту. Всё ЭТО называется ростом недовольства.
На и без того негативную обстановку теперь вот это "Охотдепартамент уполномочен заявить!"
Заявили! Что дальше?
"Или болт пополам или резьба сорвется?!"
5 ответов
Валентин Соколов
Вызвал к себе Путин руководителя Минприроды:
-Садитесь,пожалуйста.
Вытащил из ящика стола пачку писем:
-Вот пишут мне охотники,что собачку даже на специально выделенных участках,погулять-нагонять можно только в сроки охоты.
-Дык,а если белка с перепугу с дерева свалится или заяц замешкается...А в сроки охоты,мы путевочку-лицензию выпишем,так сказать на изьятие из животного мира,и деньги за путевку получим.
-Логично,логично.А если не свалится и не замешкается?
-Дык,это только с иностранных охотников деньги по факту добычи берем,а с наших давно уже вперед.
-Логично,логично.
-Дык и в ФЗ записано,что с охотничьей собакой нельзя быть в угодьях вне сроков охоты.
-Логично,логично...А мне можно с моим лабрадором в лес ходить?
-Дык,Вам Владимир Владимирович всё можно!
-А если подумать!
-Дык,лабрадор то собака иностранная,значит льготы,опять же условно охотничья и рабочие качества,опять же,не подтверждены...
-Логично,логично.
А если серьезно,то организации,ответственные за охотничье собаководство "проспали" в своё время при обсуждении ФЗ об охоте...
Теперь же нужно стучаться не в МПРовскую,а ДУМСКУЮ дверь.Почему?
Из Закона об охоте...
5) охота - деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой;
(Глава 1)
2. В целях настоящей статьи к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.
(Глава 12)
Статья 12. Виды охоты
1. В соответствии с целевым назначением могут осуществляться следующие виды охоты:
1) промысловая охота;
2) любительская и спортивная охота;
3) охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
4) охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов;
5) охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов;
6) охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания;
7) охота в целях обеспечения ведения традиционного...
...Из этих положений Закона следует,что никакой ведомственный подзаконный акт (Правила охоты от МПР) не вправе изменить суть закона.
Никакие изменения пункта № 46 в части разрешения натаски нагонки охотничьих собак не в сроки охоты не будут приняты.
А вот моё предложение:
Выход вижу только один (не в изменении),а в дополнении Закона об охоте.
К существующим в статье закона 7-ми видам охоты добавить ещё один 8-й,а именно:
8."охота в целях осуществления нагонки (натаски) охотничьих собак", ( и далее...такие участки обязаны выделять охотпользователи),
где указать,что такой вид охоты без добычи и отлова животных возможен в течение года (за исключением апреля-июня) в специально выделенных участках ( а лучше в общедоступных угодьях).
А в Правилах от МПР уже на законных основаниях подробнее разьяснить условия такой натаски (по разовым или ...путевкам...без ружья и т.п.).
Валентин Бодунков
Валентин Иванович, вот и я вполне серьезно уже не в первый раз спрашиваю и не только Вас:
- КТО, КОГДА и КАКИМ законом или иным нормативным документом назначил (уполномочил) "организации, ответственные за охотничье собаководство"? Если Вы ответа не знаете, тогда зачем об этом говорить, что якобы есть какие-то организации, якобы ответственные за охотничье собаководство? Вот я, например, не знаю таких организаций, поэтому и спрашиваю, только вот почему-то никто, в том числе и Вы, не отвечает...
Вот и закон об охоте за ДУМСКИМИ дверями обсуждался только в первом чтении, а затем его НОВЫЙ ВАРИАНТ был сразу принят во втором и третьем чтении уже без обсуждения...
Если Вы хотите внести в закон какие-либо дополнения или изменения, то к своему предложению надо написать ОБОСНОВАНИЕ, основанное на закономерности - явлении, когда каждый последующий закон вытекает из содержания предыдущих. Просто так, потому что захотелось (якобы увидел только один выход), даже от супер-специалиста в закон изменения не внесут...
Вы совершенно верно подметили, что никакой ведомственный подзаконный акт не вправе изменить суть закона и в данном случае вносить изменения в закон не требуется, т.к закон об охоте не запрещает осуществлять натаску и нагонку собак вне сроков охоты, соответственно такого запрета не может быть и в Правилах охоты, потому что "В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон" (ст.76, п.5 Конституции РФ).
Валентин Соколов
Валентин Львович,словосочетание "организации ответственные за охотничье собаководство" возможно неправильное.Возможно,нужно было сказать:"организации взявшие а себя ответственность за отечественное охотничье собаководство".
А по поводу законов( в данном случае ФЗ Об охоте...) не силен.Просто выразил своё мнение.
КСН
Человек отбросил все эмоции и разложил всё по полочкам.
Приказ не противоречит Закону.
Николай Лопан
Вот написано: "Следовательно, указанные изменения не запрещают проведения всевозможных кинологических мероприятий, в частности испытаний и состязаний, что является неотъемлемой частью охотничьего собаководства, и не ставят под угрозу существование традиционных видов охоты с собаками охотничьих пород, а равно как существование самих пород".
А что, при проведении "кинологических" мероприятий нет факта нахождения в охотничьих угодьях с собаками охотничьих пород?
Игорь Старовойтов
охота — деятельность, в том числе связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей
Вот ведь как всё можно извратить! Всегда охота была поиском,выслеживанием, преследованием С ЦЕЛЬЮ ДОБЫЧИ, а не "их добычи". Этак и фотоохоту нужно запрещать. И как это г-н Берсенев упустил. Сейчас Украина у всех на устах, так вот деятельность охотдепартамента уж очень мне Киевскую хунту напоминает.
Валентин Бодунков
Господа ОТ РЕДАКЦИИ !
Не совсем понятно, какое отношение Охотдепартамент имеет к данной публикации, если в самом начале сказано:
"В связи с многочисленными обращениями граждан по вопросу ... Минприроды России сообщает"...
Если сообщает Минприроды, тогда должно быть указано ФИО Министра, но никак не Е.Н Смирнов и В.Н.Шуваев...
Со своей стороны хотел бы обратить Ваше внимание на то, что Минприроды России в своей деятельности обязано руководствоваться соответствеющим Положением, в связи с чем и предлагаю всеобщему вниманию его отдельные положения. Итак.
"Утверждено
Постановлением Правительства Российской Федерации
от 29 мая 2008 г. N 404
ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИСТЕРСТВЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, в том числе в сфере регулирования радиационного контроля и мониторинга, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы), государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.
…
3. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации РУКОВОДСТВУЕТСЯ В СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
…
II. Полномочия
5. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
...
5.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:
...
5.2.51.16. правила охоты;
...
7. …
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ в установленной сфере деятельности Министерство не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также НЕ ВПРАВЕ УСТАНАВЛИВАТЬ ОГРАНИЧЕНИЯ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СЛУЧАЕВ, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти ПРЯМО ПРЕДУСМОТРЕНА Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации"...
Как следует из содержания Положения, чтобы в Правилах охоты ограничить права исвободы граждан, Минприрода должно дать ссылку на федеральный закон, которым ПРЯМО ПРЕДУСМОТРЕНЫ эти ограничения прав и свобод.
Вот что по этому поводу гласит ФЗ "Об охоте...":
"Статья 23. Правила охоты
1. Основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты.
2. Правилами охоты устанавливаются:
1) ограничения охоты, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона;
2) требования к охоте на копытных животных;
3) требования к охоте на медведей;
4) требования к охоте на пушных животных;
5) требования к охоте на боровую дичь, степную и полевую дичь, болотно-луговую дичь, водоплавающую дичь, горную дичь и иную дичь;
6) требования к охоте с собаками охотничьих пород и ловчими птицами;
7) требования к отлову и отстрелу охотничьих ресурсов;
8) требования к сохранению охотничьих ресурсов, в том числе к регулированию их численности;
9) требования к продукции охоты;
10) иные параметры осуществления охоты.
3. Правила охоты обязательны для исполнения физическими лицами и юридическими лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
4. Правила охоты утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
5. На основе правил охоты высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяет виды разрешенной охоты и параметры осуществления охоты в соответствующих охотничьих угодьях".
Как следует из содержания данной статьи, в правилах охоты могут устанавливаться ограничения охоты, но только те, которые предусмотрены в статье 22:
"Статья 22. Ограничения охоты
1. В целях обеспечения сохранения охотничьих ресурсов и их рационального использования могут устанавливаться следующие ограничения охоты:
1) запрет охоты в определенных охотничьих угодьях;
2) запрет охоты в отношении отдельных видов охотничьих ресурсов;
3) запрет охоты в отношении охотничьих ресурсов определенных пола и возраста;
4) установление допустимых для использования орудий охоты, способов охоты, транспортных средств, собак охотничьих пород и ловчих птиц;
5) определение сроков охоты;
6) иные установленные в соответствии с федеральными законами ограничения охоты.
2. Орудия охоты и способы охоты должны соответствовать международным стандартам на гуманный отлов диких животных".
Как следует из содержания данной статьи, ФЗ "Об охоте..." установил исчерпывающий перечень ПРЯМЫХ ЗАПРЕТОВ:
1) запрет охоты в определенных охотничьих угодьях;
2) запрет охоты в отношении отдельных видов охотничьих ресурсов;
3) запрет охоты в отношении охотничьих ресурсов определенных пола и возраста;
Не смею комментировать действия Минюста, но по моему предположению в Правилах охоты имеют место быть нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина, не предусмотренные федеральным законодательством; запрет натаски или нагонки собак Федеральным законом "Об охоте..." однозначно не установлен, что вполне естественно: данный федеральный закон не регулирует отношения в области разведения и использования ни домашних животных, ни тем более племенных животных.