Виктор Александрович Селиванов родился 19 января 1945 года в пос. Мордвес Тульской области. Он вырос в семье потомственных охотников и собаководов. Его дед Селиванов Захар Егорович был заядлым гончатником и большим любителем декоративных голубей.
С ним и его русской гончей Арфой багряного окраса — потомком Першинских собак — Виктор Александрович в пятилетнем возрасте впервые был в нагонке. С этого момента и зародилась в маленьком мальчике страсть к охоте. В 1959 году вся семья переехала в Рязань.
В возрасте 17 лет Виктор Александрович впервые увидел английского сеттера, который произвел на него неизгладимое впечатление. С этого момента у молодого человека появилась мечта иметь такую же собаку.
Его мечта осуществилась в 1966 году, а охота с легавыми стала смыслом всей жизни. Был в его жизни и спаниель с хорошими охотничьими качествами, но все же душа лежала к собаке, работающей со стойкой.
В начале 70-х годов, уже имея английского сеттера Ральфа, Селиванов часто выезжал в город Белоомут Московской области на испытания и состязания для прохождения стажировки после окончания курсов кинологов.
В 1979 году на таком мероприятии он впервые увидел пойнтеров Кремера С.И. и Найденова И.А. Посмотрев на работу собак этой породы, он решил, что следующей собакой будет только пойнтер.
Свою линию пойнтеров Виктор Александрович Селиванов повел с 80-х годов прошлого столетия от собак Кремера С.И. Более 35 лет он развивал эту породу, а его стаж охоты с подружейными собаками составил 50 лет.
Основными критериями, на которые опирался Селиванов при отборе пойнтеров-производителей, были:
— уравновешенная психика;
— врожденное чутье;
— стиль;
— напористость;
— страсть.
Всем этим высоким требованиям в полной мере отвечали выращенные и поставленные Селивановым В.А. собаки породы пойнтер: ч., п.ч. Фрам, ч., п.ч. Диана, ч., п.ч. Атос, при взгляде на работу которых захватывало дух.
Виктор Александрович Селиванов являлся учеником и последователем известных советских натасчиков прошлого столетия — Сомова Виктора Константиновича, Кремера Семена Исаевича, Найденова Ивана
Александровича.
Спортивный дух, а Виктор Александрович всю жизнь проработал тренером по вольной борьбе, заставил его еще в 1985 году впервые организовать проведение Рязанских областных состязаний легавых собак, главным экспертом на которых был Ильин Геннадий Иванович.
С тех пор он проводил их 26 раз, каждый год, пропустив только два года по форс-мажорным обстоятельствам (погода, карантин). Так как Виктор Александрович был убежденным пойнтеристом, то положение предусматривало участие пойнтеров со всей страны, а собак других легавых пород только из домашнего региона.
Селиванов Виктор Александрович был экспертом-кинологом Всероссийской категории по охотничьему собаководству, почетным членом Ассоциации РОРС и Рязанского ОООиР, председателем областной секции кинологов. Его авторитетное мнение не вызывало желания спорить и было основано на колоссальном, постоянно пополняющемся опыте.
Сегодня, когда у государства не доходят руки до таких «мелочей», как охота, поддержание и развитие традиций российской охоты ложится на плечи по-настоящему увлеченных людей, готовых потратить свое время и ресурсы на продолжение славных дел наших отцов. Именно таким человеком и был В.А. Селиванов.
С 2014 года проведение Рязанских областных состязаний взяла на себя группа молодых рязанских легашатников, стараясь применить современный подход к организации мероприятия для обеспечения нового всплеска интереса к легавой охоте.
Совместно с отделом кинологии РОООиР эксперты по легавым породам и мы, стажеры, ставшие последними выпускниками курсов экспертов-кинологов под руководством Виктора Александровича, взялись за проведение мероприятия в прошлом году. Первый блин не вышел комом, и непрерывная череда ежегодных состязаний не прервалась.
В конце этого года состоятся уже 30-е юбилейные состязания! За последние три года участниками состязаний становились собаки из разных регионов Средней полосы России (Тамбовская, Липецкая, Тульская, Калужская, Московская, Воронежская и Рязанская области), а также был один участник из республики Казахстан. Породы участвующих собак также различны и, скорее всего, показывают в количественном выражении средний срез поголовья легавых в современной России. В порядке убывания: дратхаары, курцхаары, пойнтеры, ирландский и английский сеттер, эпаньоль бретоны и венгерские выжлы.
Проведение состязаний подразумевает решение многих организационных вопросов, включая взаимодействие со СМИ, властями, охотнадзором, охотпользователями, таксацию угодий, организацию лагеря, обеспечение достойных призов и множества других задач.
Все это оргкомитет старается быстро и качественно решать. Во всяком случае негативных замечаний на организацию не поступало.
Виктор Александрович, знай! Благодаря тебе мы успели набраться знаний и сил, достаточных для поддержания высокого звания «Охотник с легавой».
Приглашаем всех на юбилейную встречу на Рязанской земле 27–28 мая 2017 года. Авторитетные экспертные комиссии, множество призов и радость встречи единомышленников ждут вас!
Комментарии (1)
Иван Ларионов
Очень интересный и колоритный был человек. Мне с ним довелось первый раз пересечься в 1991-92м годах. Я аккурат отрабатывал свой кандидатский стаж и был писарчуком в секции охотничьего собаководства в нашем охотобществе. Был разгар кооперативного движения и его многие обвиняли за предприимчивость и активную жизненную позицию. Во все услышанье звучало, что эти кооператоры (к которым его и причислили) уже всех достали и постоянно лезут что-то менять на свой лад. На все подобные выпады он был неумолим и твёрд в своём видении охотничьего собаководства, и что бы ему не увещевали он остаётся при своём мнении, и хлопнув дверью вышел из помещения. Затем мы с ним эпизодически пересекались в обществе, но меня он тогда как-то не замечал, и лишь за пару лет до его ухода, он меня заметил как активиста общественно движения и несмотря на его болезнь, заинтересовался нашими инициативами и деятельностью. Два раза мы с ним душевно проговорили по 2,5 часа, обмениваясь мнениями и перспективами обустройства нашей Российской Охоты. Со многим он был согласен, но определённо не со всем, однако противоречия никак не мешали вести душевный разговор об охоте. К сожалению больше пообщаться нам с ним не удалось, за два месяца до его кончины мы с ним столкнулись в кабинете у Седова Романа, но к теперешнему моему горькому сожалению, я очень спешил и мы встретившись взглядами поздоровались, и... чувствую что он что-то хотел мне рассказать... Увы и ах - это была последняя наша встреча.
Совершенно случайно, до меня дошла информация что кто-то из родственников решил избавится от его охотничьей библиотеки и если её не забрать, то её могут отнести на мусорку. Долго себя уговаривать - не пришлось, сей же час подорвавшись с работы, через какое-то время, я стоял у подъезда пятиэтажки с двумя увесистыми связками книг. Когда дома я их перелистывал, то просто охреневал от преследовавшего чувства, что это могло всё оказаться на помойке и дивился "руке мастера" подбиравшего ассортимент книг и брошюр про охоту, про собаководство и даже детские издания о животных. Кстати самая ранняя книга ко мне попавшая, издания 1920 года, Зворыкина "Охота на волков", многие книги с печатями частных собраний граждан. Светлая память, действительно достойному человеку!