Всему свое время!

Изображение Всему свое время!
Изображение Всему свое время!

Вы никогда не задумывались, почему натасчик, узнав, что вы брали собаку на охоту или что-то пытались сделать с ней в поле, ценник за свои услуги сразу повышает минимум процентов на десять?

Или вспомните свою сферу деятельности, и скажите, что вам легче – сделать что-то с нуля или исправлять что-то, что было сделано до вас неправильно?

Конечно, сделать всё как с чистого листа проще, и натасчик это знает и потому предпочитает «чистых» собак, с которыми не работали еще в поле. Так почему же начинающие легашатники пренебрегают этой простой истиной и торопятся взять своих юных четвероногих  подопечных на охоту или ведут их в поле на натаску, не удосужившись даже узнать, а как это правильно делать? Давайте поговорим об этом в преддверии весенней охоты, чтобы после нее не появилось некоторое количество несчастных собак и их владельцев.

«У нее все заложено от природы, она лучше знает, что делать». Как часто слышу я такое изречение от охотников, особенно этим грешат любители гончих и лаек. Видимо эти пагубные мысли добрались до умов и легашатников. Не говорю, что таких собак не бывает, конечно, они встречаются, но это скорее исключение, чем правило. 

А что происходит с 5-7-ми  месячными щенками, с которыми, можно сказать, вообще не занимались дрессировкой и послушанием, на первой в их жизни охоте? Охотник погружен в процесс ожидания очередной птицы, но никак не обучением щенка, поэтому собака чаще бегает сама по себе, изучает природу (что само по себе вроде не плохо), но делает это самостоятельно. И в этой самостоятельности кроется «коварный враг». Собака открывает новый мир и при этом делает это без взаимодействия со своим хозяином, т.е. не в контакте с ним. А мы знаем, что охота с легавой основана на тесном взаимодействии ведущего и его собаки, и только, когда они оба понимают друг друга, эта охота дает истинное наслаждение и  красоту, наполняя пространство гармонией вокруг этого тандема – охотника и его легавой. 

Следующая проблема, которая может появиться, откуда не ждали, это испуг выстрела охотничьего ружья. А если это ещё и коллективная охота, где канонада раздается со всех сторон, то щенок, ещё не понявший всей прелести этого звука, пугается, убегает к машине, дрожа от испуга. Теперь хозяин должен отдать вдвое, а то и втрое, больше времени на исправление появившейся проблемы. Но учитывая его безграмотность в вопросе воспитания охотничьей собаки, скорее всего он спишет свою ошибку на собаку, и в лучшем случае собака сменит хозяина, а в худшем будет всю жизнь получать укоры от своего «всезнающего» владельца. Очень часто такие охотники ведутся на разговоры друзей по охоте. Сначала они говорили «возьми свою собаку на охоту, пусть привыкает». А в момент, когда щенок напугается выстрела, они начинают усмехаться «что это за охотничья собака, которая выстрела боится?». Подобные усмешки сложно выдержать человеку, не обладающему знаниями, и ему ничего не остается делать, как обвинить во всем собаку.

Теперь мы поговорим о подаче птицы и … о подранке. Начнем с подранков, которые встречаются на охоте достаточно часто. И тут может случиться два варианта развития событий. Первый: если щенок еще достаточно мал, а подранок достаточно велик и готов побороться за свою жизнь, то щенок может просто испугаться. Последствия этого испуга, возможно, придётся долго исправлять. Второе развитие ситуации выглядит так: щенок может оказаться достаточно бойким, и победит в этом «неравном» бою с  подранком. Чаще всего подранок пытается убежать, слегка взлетает над землей, что провоцирует погоню со стороны собаки. А еще эта погоня может сопровождаться подбадривающим голосом хозяина «Давай-давай, возьми его! Лови-лови!» и т.п. Что происходит в голове у этого щенка? У него формируется представление, что «я могу поймать птицу». «Это нравится моему хозяину,  он так счастлив», - думает щенок. Более того, некоторые собаки после поимки  считают, что это их добыча, и они вправе делать с ней все, что пожелают – жевать, трепать, не отдавать. Вы уже догадались, какие проблемы встретит этот владелец в будущем, если захочет все-таки натаскать собаку в поле? Правильно, гоньба и жевание дичи при подаче. И исправить это будет достаточно сложно, ведь модель охоты у щенка сформировалась в раннем возрасте, и хозяин был доволен. Собака долго не сможет понять, «почему раньше было можно, а теперь вдруг стало нельзя?».

Мертво-битая птица скорее тоже будет вредна, чем полезна! Конечно, пробуждение охотничьего азарта - полезная штука, и нужно использовать возможности для знакомства щенка с запахом птицы. Но это можно сделать и другими более правильными способами, с меньшей вероятностью неблагоприятных последствий, которые, скорее всего, возникнут, если вы возьмете своего неподготовленного щенка на первую охоту.

Даже если на охоте проявится одна из этих проблем, то не стоит рисковать будущими рабочими качествами охотничьей собаки. Не стоит пренебрегать здравым смыслом и поддаваться уговорам друзей и близких из разряда «это же охотничья собака, зачем тогда ты ее купил?». Объяснить несведущим людям вряд ли получится, ведь они далеки от этого. Они являются заложниками своих стереотипов. Вы же - владелец легавой, и это ставит вас на ступень выше всех остальных «людей с ружьями», накладывает большую ответственность за свою собаку. Для вас теперь на первом месте не добыча, а красота и правильность работы легавой собаки. И понять головой это невозможно, это может почувствовать только легашатник своим сердцем и душой.  

Поэтому, если уж вы и решили взять молодую собаку на открытие охоты, то рекомендую оставить ружьё дома, дабы избежать соблазна пострелять, но иметь возможность заняться своей собакой. Поверьте, вы получите не меньшее удовольствие, когда будете видеть рождение своей собаки как охотника. И самое главное – собака будет чувствовать, что вы рядом с ней!

Сливчиков Б.А. 

Эксперт III категории по породам и испытаниям легавых собак.

Автор и ведущий курсов для владельцев легавых «Азбука натаски», «Компас натаски», «Как понять свою собаку».