Ягдтерьер не требует такой нагонки, как гончая, такого нахаживания, как лайка. Нужно просто вырастить крепкого щенка в нормальных условиях до 7–8 месяцев. Часто с первого же выхода в поле ягды начинают работать. Справедливости ради надо отметить, что и в других породах охотничьих собак встречаются особи, которые рано принимаются работать, но их значительно меньше. Единственный недостаток ягдтерьеров — это их шерстный покров: мерзнут они зимой в некоторых регионах нашей страны, но они ведь и выводились для охоты в Германии. Вот бы вывести подобную породу, но тепло «одетую»! А теперь позвольте вернуться к теме:
Однажды мой ягдтерьер ушел в нору и обратно не вышел. В норе жили еноты. В сказки о том, что его могли перекопать, я не верил, поскольку когда-то много времени посвятил норным охотам и хорошо их знал. Задушить собаку енот тоже не мог, не тот это зверь, хотя он и может нанести собаке приличные травмы. Так, однажды енот сделал щеки нашего ягдтерьера Чока похожими на сито: узкая нора проходила через просвет в корнях огромной ели, а за корнями пытающегося протиснуться кобеля встречал енот. Причиной смерти, как собак, так и зверей, иногда бывает обрушивание нор. Мне приходилось быть очевидцем таких событий. Однажды даже был случай, когда засыпало молодого охотника. Он был на охоте один и сунулся в норы помочь собаке, а его накрыло пластом земли. Задушить собаку может барсук, но не енот. Прояснить ситуацию помог случай на зимней охоте на лису, года через два после гибели собаки. А дело было так.
Зимой выпал глубокий рыхлый снег, и охота с гончими на лисиц была плохой: собаке в это время их не найти. Лисы ночью выходили на жировку, делали круг и снова заходили в норы. Втроем с братьями мы пошли на норы с ягдтерьером Кешей. Его возраст был 7 месяцев и 2 недели, и это был первый выход молодого кобелька на охоту в норы.
Норы мы выбрали мелкие, но лисицы их посещали ежедневно. Тот день не был исключением: норы не пустовали. Выпущенный из рюкзака Кеша яростно скребся в нору, но попасть туда не мог — на входе была наледь. Шуметь не хотелось, но делать нечего: пришлось помочь кобельку топором. Углубившись сантиметров на 70, Кеша снова яростно стал скрести землю: видно, вода затекла туда да примерзла. Помочь ему мы не могли, оставалось надеяться на собаку. И Кеша не подвел: через 40 минут мы услышали яростную схватку собаки и зверя.
Норы, где проходила охота, располагались на высокой чистой горе в полсклона. Если лисица выйдет, шансов остаться в живых у нее немного: три стрелка в чистом поле — чтобы промазать, надо постараться. Через небольшой промежуток времени из норы показался рыжий нос, который так же быстро исчез. Мы подумали, что лисица оторвалась от молодого кобелька и теперь осторожно выходила, но, заметив, как мы вскинули ружья, ушла назад. Молодой собаке еще не было доверия: никогда не знаешь, что от нее можно ожидать в первые выходы на охоту. Вот и мы не ждали особой прыти от молодого щенка.
Тем временем недалеко от входа шла драка. Сперва Кеша лаял, затем его голос смолк и раздался стук. А вскоре и стук прекратился. Наступила тишина. Из норы не выходили ни лиса, ни собака. Мы ждали. Вдруг Кеша заскулил, да как-то тревожно. Прослушав наверняка место, откуда раздавался голос собаки, мы принялись пробивать шурф. Грунт промерз, дело шло не так быстро, как хотелось бы. Наконец нору вскрыли, но собаки там не нашли. И тишина. Что за чертовщина?! Тут Кеша снова заскулил, и еще тревожнее, но уже метра на три дальше. Пришлось снова бить шурф — не погибать же собаке! А норы мы потом засыплем, хотя они настолько мелкие, что весной, во время таяния донника, почти всегда осыпаются. Да и колхозные коровы, которые пасутся здесь летом, тоже способствует их осыпанию. Несмотря на это, лисы снова и снова откапывают свои норы, и так из года в год. Уж очень место для нор хорошее: рядом два рыбопитомника, неподалеку гнездовье чаек плюс ручей, расположенный буквально в 50 метрах. Все есть: и питье, и питание. Но я отвлекся.
Мы пробили второй шурф, но снова не успели: собаки здесь не было. Что же произошло? Это мы поняли только тогда, когда пробили третий шурф. Оказалось, что лисица замешкалась на выходе, упершись в кучу земли, которую нагреб кобель, когда входил в нору. Кеша схватил красавицу за «талию» и сломал ей позвоночник. Произошла схватка пасть в пасть (у лисицы оказалась сломанной нижняя челюсть). Дальше задавить беспомощную лису для Кеши не составило труда (очевидно, тогда и был слышен стук). А потом он потащил ее, но в обратную от выхода сторону. Когда мы вскрыли третий шурф, нашим глазам предстала картина: в тупике, словно два забитых навстречу друг другу клина, лежали лиса и сверху на ней Кеша. А еще выше была крыша из промороженной глины. Очевидно, кобель, упершись в тупик, пробовал протиснуться сверху лисицы и заклинил себя.
Рыжую из-под Кеши вытащили, словно пробку из бутылки шампанского, — несомненно, без нашей помощи ягдтерьер принял бы мучительную смерть. И нам и ему повезло: норы были неглубокие. Видно, и в предыдущем случае с ягдтерьером произошло нечто подобное, только там норы не прослушивались.
Вот такие могут быть ситуации на охоте с норными собаками. Буду очень рад, если своим рассказом помогу кому-либо спасти своего питомца. Удачи всем!
Комментарии (7)
Пользователь удалён
Первый выход на норы, 7-и месячная собака, нора с одним входом, замерзший грунт - просто идеальный набор факторов риска и чудо, что собака не погибла. Стоит ли удивляться большому количеству погибающих ягдов, если хозяева позволяют такое?
5 ответов
анатолий евменов
А как Вы определили, что выход был один? На горе было много отверстий, не факт, что других выходов не было, но ягд затянул лису в тупик.Не надо домысливать, будь собака поопытней, она бы обследовала все норы, а этот как хватил запаха, так от норы и не ушел.Глубина нор не превышала 70си, участников охоты было трое, норы прослушивались,не было особого риска!А в тех норах, где погиб мой ягд, наверное, не помогли бы и Вы, со своим богатым опытом, норы обширные и не прослушивались.Я, кстати, тоже не новичок в норной охоте, и собаки были хорошие и в ситуациях бывал разных.А Вам советую не говорить гоп..,Вы еще охотитесь, возможно потеря собаки у Вас впереди.От этого никто не застрахован, как бы не был охотник опытен и умен.Тьфу, тьфу, чтобы не накаркать!
Пользователь удалён
Анатолий, я ничего не домысливаю, а лишь комментирую написанное Вами. Вы сами определяете степень риска для СВОЕЙ собаки, но комментарий предназначен не только (и не столько) для Вас, но и для других владельцев норных. Поэтому ещё раз подчеркну СВОЕ мнение: делать первый запуск в нору со зверем семимесячного щенка в описанной Вами ситуации – ничем не оправданный риск.
И ещё. Вы пишете: «… мне не приходилось видеть неработающего ягда. Ни одного!» Вам повезло. А я встречал таких ягдов - одни никогда не были в норе (хозяева их «берегут»), другие не работали по перу («это же НОРНАЯ, зачем ей птица»), хотя, по требованиям стандарта породы, ягды ДОЛЖНЫ и в норе, и на воде, и по кровяному работать. Правильно Филипп Cтогов говорит, что это ЕГЕРЬСКАЯ СОБАКА. Более того, в последние годы, с увеличением популярности породы, выросло и количество "питомников" и "заводчиков" (точнее, "заводчиц") чисто коммерческого направления и таких собак становится все больше. Хотя все они «с дипломами».
анатолий евменов
В случаях, когда собак "берегут", виноваты владельцы собак и владелец щенной суки, если знал, что отдает собаку не охотнику.Я считаю это преступлением охотника (моральным).В том, что не используется универсальность ягдов, нет ничего удивительного.У нас сейчас почти во всех породах так (может быть дратхары и курцхары исключение, да и то не всегда).Лайки зачастую используются либо только на копыта, либо только по пушнине.С гончими еще хуже, не буду о грустном, это большая тема.В статье же речь шла о высоком инстинкте охотника у породы ягдтерьер.Мне довелось видеть "диванного" ягда, который в 3!!! года попал к охотнику и...заработал!!!Вот за что я благодарю создателей этой породы.
Дмитрий Зяблов
Бывают нерабочие ягды. http://youtu.be/vFJgq_bIQHQ На видео ягд с чисто немецкой родословной на притравке. Думаю просто не нашли подход хозяева. :) И еще думаю что среднестатистический охотник давно бы его застрелил. По этому и не бывает не рабочих собак у охотников. :-\ Куча случаев было уже, последний - взял таксу один "охотник". Не разу не приводил ее на искусственную нору, только в естественную совал месяцев с 5. Такса заработала - стала душить лис и выходить. "Охотник" сказал поменяю таксу на щенка ягда или застрелю. Заводчики таксы выкупили ее обратно, щенка ягда тот нашел... Что было дальше пока не знаю.
анатолий евменов
Видеоролик не дает ответы на вопрос: какой возраст собаки? То, что содержался он не у охотницы видно потому, как она прячется за"удочкой" от кабана и, наверное, чувствует себя в безопасности.Не секрет, что из Германии к нам часто привозились особи с отклонениями в психике (психопаты).Поэтому зачастую об ягдтерьерах мнение, что они злобны до умопомрачения.Кому приходилось видеть ягдов в Германии, те отмечали, что большинство из них управляемы и вполне адекватны.Мне кажется, что и данный кобелек вполне может состояться как охотник, нужна притравка в лесу, а не в загородке.Многие собаки и других пород не работают на притравочной станции, а в лесу ловят подсвинков на раз-два.С одним из моих ягдов был случай, когда он, с посаженной в клетку лисой, хотел "заняться любовью" (в возрасте 6 месяцев).Один из братьев утверждал, что толку с него не будет, только время потеряем.А он впоследствии стал специалистом именно по лисе, выгонял их мастерски.Активно поработав немного в норе, ягд выходил из нее и входил снова.В результате такой работы у нас не стало случаев, когда ягд задавит лису, но не вытащит.Лиса не садилась намертво в отнорок, а если и садилась, то выходила из него, как только кобель выходил наверх.Обычно хватало 3 выходов, лисе надоедала эта канитель и она выходила наверх.Правда, охота на барсука с этим кобелем была невозможна, барсук так выходит редко, по нему нужна вязкая собака.
Филипп Стогов
Собак охотничьих пород много, но некоторые уже перешли в разряд декоративных, отдельные "охотничьи" прочно обосновались на диване и только две породы - ягдтерьер и дратхаар заслужили высокое звание - ЕГЕРЬСКАЯ собака, тем самым четко обозначив предназначенность использования исключительно для ОХОТЫ и ОХОТЫ разносторонней. Присоединяюсь к Анатолию и выражаю немцам благодарность за их труд - Vielen Dank (большое спасибо), а всем почитателям данных пород - Hals und Beibruch (ни пуха, ни пера).