Охотник должен быть полностью уверен в своем оружии, а пуля должна уверенно и эффективно поражать дичь.
Ручное огнестрельное оружие появилось на Руси во второй половине XIV века в виде пищалей. В целом с этого момента оно и начало свое стремительное развитие, реализуясь в мушкетах, пистолетах и ружьях. Появились и стремительно развивались патроны. Но сами пули за четыре века практически не получали качественного развития и являлись попросту свинцовыми шарами. Разумеется, под калибр оружия изменялся диаметр, доходя до 20 мм и более, совершенствовались технологии производства, но в целом шар оставался шаром. С этой точки зрения, пожалуй, можно согласиться с известной поговоркой.
КРУГЛЫЕ СВИНЦОВЫЕ ПУЛИ
ПРИМЕНЯЛИСЬ В ТЕЧЕНИЕ МНОГИХ СТОЛЕТИЙ.
Коренным образом все изменилось, пожалуй, со стремительным развитием нарезного оружия в XIX веке. Хотя нарезные штуцера и карабины появились задолго до этого, но в них также применялись сферические цельносвинцовые пули, которые расплющивались в стволе для прилегания к нарезам. В начале же XIX века количественный рост нарезных стволов привел к качественным переменам, в частности, к созданию пули Минье и «сжимаемых» пуль. Было выявлено, что продолговатые пули длиной от 2-х калибров при выстреле сжимаются по длине и, соответственно, расширяются по ширине, упираясь в нарезы. Это значительно упрощало процессы изготовления патронов и заряжания оружия. В качестве примера можно назвать известную 10.75-мм винтовку системы Бердана.
ВИНТОВОЧНЫЙ ПАТРОН 1870-Х ГГ. С ЦЕЛЬНОСВИНЦОВОЙ СЖИМАЕМОЙ ПУЛЕЙ.
Оружейники охотно экспериментировали с различными формами пуль и их устройством. Уже к концу XIX века произошел следующий качественный скачок — оболочечные пули. В России это проявилось переходом к 7.62-мм в 1891 году. Новая пуля представляла собой свинцовый сердечник, покрытый стальной или медной оболочкой. Увеличилось и удлинение (относительная длина) пули.
ОБОЛОЧЕЧНАЯ ПУЛЯ.
По сути, оболочечные пули явились абсолютно другим боеприпасом с уникальными характеристиками. В 1896 году известный русский хирург Евгений Васильевич Павлов попытался изучить свойства новых боеприпасов. Проводя крупную серию опытов и исследований, он анализировал разницу между результатами стрельб из ранее стоящей на вооружении винтовки Бердана и новой на то время трехлинейки.
ПУЛИ ДЛЯ ВИНТОВКИ МОСИНА 1891 ГОДА ВСЕ ЕЩЕ ОБЛАДАЛИ СФЕРИЧЕСКИМ НОСКОМ.
Обширный медицинский опыт позволил Павлову получить весьма достоверные результаты и сделать ряд выводов, которые будут находить подтверждение на полях сражений, на охотах, в тирах и на стрельбищах, а также при проведении бесчисленных исследований на протяжении всего XX века. Прежде всего следует отметить, что 7.62 мм пули обладали большей начальной скоростью и, несмотря на снижение массы, несколько большей энергией из-за нового пороха, а также значительно увеличенной дальностью стрельбы. Увеличение мощности выстрела и новое устройство пули заметно повысили проникающую способность оболочечной пули. Теперь стрелок мог пробить навылет одну, а то и две средние сосны. Твердая оболочка уберегала пулю от разрушения и потерь энергии на деформацию, попросту предотвращая ее. Кроме того, сама форма пули становилась более выгодной с точки зрения аэродинамики. В 1908 году форма пули снова была улучшена в этом отношении.
Пробивная способность этого патрона действительно являлась уникальной. В шестидесятые годы некоторые офицеры-фронтовики поучали этому солдат, стреляя из «Мосинки» по железнодорожному рельсу. При малой дистанции и прямом угле встречи «шейка» рельса пробивалась навылет. И это обычным, а не бронебойным патроном! Впрочем, такие эксперименты были отнюдь не безопасны.
ПАТРОНЫ ДЛЯ ВИНТОВКИ МОСИНА С 1908 ГОДА
ПОЛУЧИЛИ НОВУЮ ПУЛЮ С ОЖЕВАЛЬНОЙ ФОРМОЙ НОСКА.
Однако следует отметить, что в общем случае поражающая способность новых пуль по сравнению с 10,7 мм чисто свинцовыми пулями для Бердана являлась несколько меньшей в силу уменьшения поперечного размера пули и значительно меньших энергопотерь. Пуля проходит мягкие ткани навылет, оставляя ровный раневой канал. Попадание в твердые вещества, к примеру кости, не вызывает в большинстве случаев их дробления и также оставляет ровные отверстия. На попаданиях в жизненно важные органы останавливаться не будем в силу очевидности результатов. Между тем, для несферичных пуль небольшого калибра характерна одна весьма разрушительная особенность. Речь идет об известном многим знатокам «кувыркании» пули после встречи с препятствием, вызывающим деформацию или значительное отклонение траектории. Эта потеря устойчивости пули во время полета приводит к хаотичному вращению пули относительно ее центра массы и отклонению траектории от номинальной прямой. «Кувыркающаяся» пуля при попадании в животное приводит к обширным повреждениям тканей,
органов и костей, зачастую не совместимыми с жизнью. Довольно часто оболочечные пули теряют устойчивость при ранениях груди с повреждением ребер.
Профессор Павлов анализировал полученные им результаты натурных экспериментов с точки зрения «гуманизации» нового оружия. Хирург XIX столетия, основываясь на собственном опыте, полагал, что на войне не обязательно убивать солдата, достаточно «вывести его из строя». Однако на практике военные оружейники пошли в обратном направлении, создавая неустойчивые пули малых калибров. Но что хорошо для военных, то далеко не всегда подходит охотникам. Ведь неустойчиво летящая пуля порой достигает эффекта, сравнимого с разрывной, приводя тушу добытого зверя в совершенно непотребное состояние.
Помимо анализа поражающих свойств новой стрелковой системы Евгений Васильевич провел огромную работу по изучению возможности различных рикошетов. В ходе проводимых стрельб выяснилось, что новые оболочечные пули гораздо более подвержены этому явлению. В отличие от прежних цельносвинцовых, новые пули гораздо прочнее, поэтому их столкновение с твердыми поверхностями гораздо ближе к абсолютно упругому удару. То есть энергия пули гораздо меньше затрачивается на ее деформацию и остается в качестве кинетической после рикошета. При этом пуля практически всегда начинает «кувыркаться». Кроме этого, опыты выявили, что новые пули весьма часто отскакивают и от водной поверхности или даже грунта, если входят в них под малыми углами. Так что любому охотнику надо прекрасно понимать серьезную угрозу рикошета, особенно при стрельбе на малой дистанции.
Таким образом, исследования доктора Павлова по большей части совпали с точкой зрения известного охотоведа и орнитолога С.А. Бутурлина, который всегда высказывался за использование на охоте на крупную дичь именно 10 мм нарезных систем под цельносвинцовую пулю. Отечественные патроны 10.75х58 мм обладали лучшим останавливающим эффектом на средних и малых дистанциях в силу большего калибра, приемлемой точностью и кучностью. При этом цельносвинцовые пули были значительно мягче, что предотвращало кувыркание, значительно снижало численность рикошетов. Кроме этого, при мягкой пуле характер попадания и поражения дичи тоже был иным: пуля деформировалась, отдавая часть энергии окружающим тканям. Также не следует забывать и о возможности самостоятельного переснаряжания патронов и отлива пуль.
СВИНЦОВЫЕ ОХОТНИЧЬИ ПУЛИ ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ ОТЛИВКИ.
Собственно с появлением оболочечных пуль пути военного и охотничьего оружия разошлись. Первые пошли по пути роста пробивной способности в силу появления бронированных целей и значительного роста дистанции между противниками. В пуле появился внутренний стальной сердечник, оболочка непрерывно совершенствовалась. Ну а цели у охотников не изменились. Но как можно проигнорировать значительное увеличение точности и дальности стрельбы? Никак. Поэтому обладатели нарезных винтовок и карабинов отнюдь не игнорировали оболочечные пули.
Оптимальным для охотника сочетанием являются высокая точность и дальность оболочечной пули и высокий останавливающий эффект при сравнительно небольшой проникающей способности, свойственный цельносвинцовому боеприпасу. Собственно, решение было найдено военными, притом довольно давно. В 1890 году британский офицер Невилл Берти-Клэй, работая над данной проблемой в армейских целях, создал полуоболочечную пулю. Он попросту отпилил носок у облочечной пули. В результате при попадании в цель пуля начинала активно деформироваться. Свинцовый сердечник сминался, разрывая оболочку, и пуля «разворачивалась», значительно увеличивая свои поперечные габариты. Этот эффект известен как экспансивность. В итоге энергия активно передавалась окружающим тканям и достигался высокий останавливающий эффект. Уже вскоре королевская армия испытала новшество в боях в Судане. Ранения носили настолько серьезный характер, что экспансивные пули были запрещены к боевому применению Гаагской конвенцией уже в 1899 году. Однако и сейчас эти усовершенствованные боеприпасы охотно используются полицейскими структурами, а для охотников никаких ограничений не наложено.
ЭКСПАНСИВНЫЕ ПУЛИ. ЗНАЧИТЕЛЬНО СМИНАЮТСЯ, ЭФФЕКТИВНЕЕ ПОРАЖАЯ ДИЧЬ.
Экспансивность пули может достигаться двумя конструктивными решениями. В первом случае пуля представляет собой аналог оболочечной пули с отсутствием оболочки на носке. В этом случае аэродинамические характеристики и центр масс пули практически аналогичны оболочечной пуле. Но при этом значительно возрастает возможность повреждения носка пули при заряжании да и при транспортировке. Кроме того, такое устройство вызывает серьезный риск срыва оболочки с сердечника и появлению множественных осколков.
ЭКСПАНСИВНАЯ ПУЛЯ ТИПА JSP.
Ко второму типу экспансивных пуль относятся боеприпасы с выемкой в носовой части пули, благодаря которой и достигается экспансивность. Такие пули обычно имеют большую экспансивность, расширяясь больше и при меньшей глубине проникновения. Но интенсивность развертки таких пуль вызывает риск их разрушения с образованием различных по величине осколков, что негативно сказывается на качестве добытой туши. Для улучшения аэродинамического качества полость часто закрывают пластмассовым или иным наконечником.
ЭКСПАНСИВНАЯ ПУЛЯ ТИПА JHP.
Оба типа боеприпасов обладают меньшей склонностью к рикошетам и пониженной пробивной способностью. Для поражения крупного животного с толстой шкурой и крепкими костями используют высокоскоростные экспансивные пули, целиком состоящие из однородного медного сплава. По строению же они относятся к классу JHP, но отсутствие свинцового сердечника делает пулю крепче, вследствие чего она обладает большей проникающей способностью. В результате это оказывается некий промежуточный боеприпас между оболочечными и полуоболочечными (экспансивными) пулями. Кроме того, за счет меньшей массы пуля имеет большую скорость и, соответственно, увеличенную дальность прямого выстрела. Недостаток останавливающего эффекта частично компенсируется именно «раскрытием» пули.
ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ПУЛИ ТИПА JHP.
Научно-технический прогресс не останавливается на достигнутом. Всяческим совершенствованиям формы, конструкции и материалов нет счета. Большинство современных охотничьих боеприпасов для нарезного оружия делается из томпаковой оболочки, технология изготовления уменьшает вероятность образования осколков. В качестве примера можно привести пули с «полностью контролируемой» экспансивностью. Сердечник в них разделен перегородкой из того же материала, что и оболочка. Это препятствует чрезмерной деформации пули. Кроме того, сердечник с оболочкой соединяются методом пайки, что мешает отслоению оболочки и появлению осколков. Таким образом, достигается наиболее высокий остаточный вес пули — до 99%. То есть пуля практически не оставляет нежелательных осколков в туше.
ПУЛЯ С «КОНТРОЛИРУЕМОЙ» ЭКСПАНСИВНОСТЬЮ.
Такая пуля является одним из наиболее эффективных охотничьих боеприпасов. Ассортимент пуль уже давно не ограничивается номенклатурой калибров. Каждая пуля, имея свои достоинства и недостатки, призвана наиболее эффективно выполнять поставленную задачу. Номенклатура боевых боеприпасов и вовсе поражает воображение. Не сильно отстают от военных и охотники. На данный момент для среднего калибра можно подобрать и боеприпасы, эффективно поражающие мелкую дичь, и те, что уверенно останавливают даже представителей «африканской пятерки». Современные боеприпасы сочетают в себе огромное число различных качеств, ведя себя абсолютно по-разному в полете и при поражении дичи. Такие пули уже не назовешь «дурами»…
ЗАДАЧА ОСТАНОВИТЬ.
В чем кардинальное отличие охотничьего и армейского оружия? В стоящих перед ним задачах. Пуля из армейского оружия должна пробивать, а из охотничьего – останавливать. Мощный боеприпас, который только «прошивает» животное, вреден. Пуля с меньшей энергетикой, не пробивающая зверя, а остающаяся в нем, для охотничьих целей как раз более подходящая. Только так энергия пули будет полностью израсходована на поражение. На фото показано действие малокалиберной пули, она не пробивает предмет, но при этом передает ему всю свою энергию.
Комментарии (0)