Охотник снимает с сокола клобук. Сапсан (Falco pelegrimus), быстро осмотревшись, сходит с руки и, энергично работая крыльями, набирает высоту. Ловчая птица, поднявшись в небо, встает на круги, ожидая вылета дичи. Пора! Сокольник подходит к легавой: «Пиль!» Взлетают два матерых тетерева-косача. Сокол, разгоняя себя короткими взмахами крыльев, устремляется вниз, постоянно набирая скорость. Вот она, соколиная ставка! В этот момент для охотника окружающий мир перестает существовать. Две пары глаз — легавой и сокольника — внимательно и с надеждой следят за происходящим. Опытные тетерева знают, что единственный шанс на спасение — лес, такой далекий сейчас. Сокол, выйдя в горизонтальный полет, неотвратимо настигает птиц. Удар — косач валится в траву. Сапсан, выйдя в крутом пике из ставки, разворачивается и быстро садится на заслуженный трофей. О только что прошедшем поединке напоминают перья тетерева, медленно опускающиеся на землю...
Охота на тетеревов начинается в августе и заканчивается с первым снегом обычно во второй половине ноября. Ловчие соколы, с которыми регулярно охотятся на тетеревов, — это самки. Самцу из-за их небольших размеров гораздо труднее справиться с тетеревом. Добывают их и с соколом-балобаном (как с самцами, так и с самками).
Ловчий сокол должен быть хорошо подготовлен к охоте как физически, так и тактически. Состояние оперения и когтей должно быть идеально. В прошлый сезон один из наших сапсанов регулярно упускал верные трофеи из-за слегка затупленных когтей, но при этом вполне успешно ловил серых куропаток, и полувольных фазанов. Тетерев — это крепкая, сильная птица со стремительным полетом. Куропатки, утки и фазаны уступают ему по всем параметрам. Прежде чем сокол начнет стабильно работать по тетеревам, необходимо предоставить ему летную практику. Самый эффективный и простой способ — это регулярная охота с начала сезона (не менее трех-четырех охотничьих дней в неделю). Сокола желательно не напускать на более «легкую» дичь (например, на серых куропаток): если у ловчей птицы есть выбор, она будет стараться ловить то, что полегче, а иногда может и вовсе отказаться от преследования матерых петухов.
Летняя охота на тетеревиные выводки самая простая. Ловчая птица быстро втягивается в работу после линьки, вспоминает ранее приобретенные навыки. А у первопольных птиц появляется возможность тренироваться по постепенно матереющей дичи. А так как тетерева становятся с каждым днем сильнее и быстрее, то и ловчая птица вынуждена совершенствовать свое мастерство.
Жарко! Солнце в середине августа припекает по-летнему. Фиона, уже немолодая сука сеттер-гордона, ищет в высокой и густой траве. Периодически останавливаюсь, чтобы дать ей передохнуть, но это мало помогает, а искупать собаку негде. Тетерева как будто вымерли. Три часа поиска и — ничего! А солнце поднимается все выше и выше. Но тут Фиона прихватывает наброды, проверяет, переходит на верхнее чутье и встает. Усталость будто сдувает набежавшим ветерком. Пускаю птицу в небо. Через пару минут сокол над нами. «Пиль!» — собака вместо быстрого броска вперед осторожно идет в сторону, стараясь взять птицу на чутье. Понятно, тетерев бежит по земле. Собака вновь на стойке. Я, стараясь зажать тетерева между собой и собакой, захожу — точнее, забегаю — к легавой с наветренной стороны. Сапсан, зная всю эту партитуру, стоит над нами. Ждет. Я кричу команду, собака резко бросается вперед, я ей навстречу. Между нами, но немного в стороне, взлетает матерый петух. Стремительная атака сокола, и у тетерева нет шансов, во всяком случае так кажется со стороны. Сапсан в стремительном пике настигает петуха и буквально впечатывается в него. Я уже представляю себе, как буду держать в руках желанный трофей и рассказывать друзьям об удачной охоте. Но в момент падения с добычей сапсанка задевает на высокой скорости крылом о высокий клевер, и ее буквально отшвыривает в сторону. Петух улетает в ближайший лес. А мы остаемся с кучкой перьев…
Следующий выход в поля происходит через пару дней. Погода прохладная, временами накрапывает мелкий дождик. Планомерно обыскиваем угодья. Наконец стойка рядом с небольшим, отдельно стоящим кустом. Место, типичное для выводка. Отпускаю сапсана. Пока ловчая птица набирает высоту, стараюсь обойти собаку так, чтобы отсечь тетеревов от недалекой березовой рощицы. Все, время пришло, сокол в нужной позиции над легавой. Уже хочу крикнуть «Пиль!», но вовремя соображаю, что тетерева могли отбежать довольно далеко от собаки.
Надо сказать, под соколом на охоте по выводкам часто происходит так, что тетерка плотно сидит, затаившись недалеко от легавой, и не бежит до последнего, тем самым давая возможность молодняку отбежать на приличное расстояние. При этом легавая честно отрабатывает птицу, запавшую перед ней. Итак, я решил уйти на ветер и двигаться в сторону легавой. Когда до нее остается метров 50, из-под меня вылетает молодая тетерка. Сапсанка в этот момент находится немного в стороне от меня, но замечает вылетевшую птицу и с набором скорости закладывается в пологом преследовании, быстро приближаясь ко мне. Видя, что ситуация складывается не в пользу ловчей птицы, и предполагая, что поблизости должны быть еще тетерева, я стараюсь поднять их самостоятельно. Сделав несколько шагов в сторону, я удачно поднимаю молодого петуха, который летит вслед за первым. Сокол, набрав уже хорошую скорость, не дает ему ни единого шанса, стремительно настигнув в горизонтальном полете метрах в 60 от меня. Как только сапсан падает с добычей в траву, вокруг меня начинают подниматься оставшиеся тетеревята, а спустя некоторое время и старка, по которой работала легавая.
Для удачной поимки перепела или коростеля соколу не требуется большая высота, скорее, наоборот. Соответственно, если вы будете часто поднимать под ловчего сокола перепела или коростеля, то он перестанет набирать высоту, необходимую для успешной охоты по тетереву. Да и тетерева уже не летние, набрались сил и опыта, выводки уже распались, птицы держаться по одной или парами.
Конец октября, влажный и пасмурный день. Сапсан в идеальной форме, линька давно закончилась, оперенье практически не намокает, а шотландскому сеттеру дождь, как мне кажется, только в радость. Тетерева в это время особенно осторожны, часто слетают с поля, едва заметив охотника.
Проходим с километр, и вдруг собака, прихватив запах, разворачивается на него и почти сразу стает на стойке. И всего метрах в 30 от меня! Я сажусь на корточки, снимаю клобук с сокола и запускаю. Подождав, пока птица наберет приемлемую высоту, я встаю и иду к Фионе. Она смотрит на меня, виляет хвостом и сходит со стойки. Понятно, опять сбежал петух, ушел по ветру метров на сорок. Но вот собака снова на стойке перед небольшим островком высокой и густой травы. Она с одной стороны, а я с другой. Зажали! И сапсанка над нами. «Пиль!» — подводка, и из травы, с трудом избежав зубов легавой, вылетает петух. Ставка, удар, летят выбитые перья. Но тетерев, с трудом выравниваясь, продолжает полет. Сокол за ним. Метрах в семидесяти стоит куст, он-то и становится тетеревиным убежищем. На скорости петух врезается в ветки и, с треском проламывая их, прячется в основании куста. Сапсанка снова набирает высоту. Я беру собаку к ноге и направляюсь к кустам. Петух подпускает меня метров на десять, но, не выдержав близкого присутствия человека, поднимается. Стремительная атака, и все повторяется: удар, сноп перьев — тетерев прячется в следующем кусте.
Небольшое отступление. Говоря «удар», я подразумеваю то, как это выглядит. На самом деле сокол пытается схватить птицу, но из-за разницы скоростей и габаритов это не всегда выходит, и получается удар... А сапсанка снова набирает высоту. Она хорошо выучила урок и знает, что делать. Она поднимается выше, чем прежде, ведь дальше — открытое поле без кустов. Тетерев пойдет с максимально возможной скоростью, прятаться некуда. Я посылаю легавую в поиск. Под кустом тетерева нет, отбежал. Фиона стает на стойку в стороне от куста. Я подхожу к ней так, чтобы зажать петуха. Тетерев поднимается в полуметре от меня…
Атака сокола с большей высоты стремительна и жестока. Шелест рассекаемого воздуха, удар, сноп перьев — и петух кубарем сваливается в бурьян. У него повреждено крыло. Взяли! После трех атак! Чистый вес тетерева 1300 г. Достойный противник сражался до последнего.
Комментарии (0)