Сброс воды на водохранилищах согнал рыбу от береговой зоны, главным образом с прибрежных отмелей. Во многих местах рыба встала в полводы и начала питаться относительно крупными рачками. Прежде всего, это относится к плотве, которая сейчас намного более подвижная и активная, чем окунь и подлещик.
Начинать поиск рыбы я бы советовал от береговой трещины во льду, причем лучше, если здесь же есть свал в глубину. Такие места нередко можно обнаружить визуально.
Например, если на мысу берега появилась проталина с обнаженной землей, то почти наверняка здесь глубина подходит к берегу. Можно найти трещину и по изгибу снега на льду.
Именно с этой границы глубокого и очень глубокого снега и стоит начинать поиск ледовой трещины. Для этого на границе «снегов», то есть там, где слой снега становится ощутимо тоньше, бурится лунка. Промеряется глубина и бурится лунка метрах в трех по направлению к берегу. Если глубина в лунках приблизительно одинаковая и составляет, например, полтора метра, то следующая лунка сверлится еще ближе к берегу. Здесь сверлить нужно очень внимательно, поскольку «врубиться» в дно очень вероятно. Хорошо, когда, начиная с глубины полтора метра, повышение дна в направлении к берегу идет равномерно. Тогда можно дойти до самой ледовой трещины, которая будет расположена практически на том месте, где воды под лункой нет. Это – одно из наиболее перспективных мест, но только после того как вернутся морозы. Сейчас здесь на бровках стоит только мелкий окунь, но много.
Теплая погода привела к тому, что на некоторых реках даже начал подниматься уровень воды. Это привлекло внимание рыбы, поэтому на прошлой неделе наблюдался чуть ли не «весенний» клев в устьях притоков водохранилищ. Об этом стоит поговорить подробнее.
Сейчас все-таки еще не весна и, как правило, окунь и плотва доходят до устья и выше не поднимаются. Исключение составляют случаи, когда устье широкое, с явно выраженным поливом, с приличной глубиной и слабым течением.
Как правило, рыба доходит до прошлогодней травы и ищет крупный корм. Утром окунь придерживается границы растительности, подходит к крутому берегу. К обеду здесь же появляется и плотва, но все-таки плотву, особенно крупную, вероятнее найти или среди растительности, или на границе течения. Если течение слабое, то плотва с окунем могут стоять и на самом русле.
Схема поиска мало отличается от поиска в заливе, но нужно иметь в виду, что в устье, особенно если оно узкое и длинное, рыба распределяется очень неравномерно. Небольшие предустьевые участки нередко приходится буквально обсверливать через каждые несколько метров.
Классическое распределение рыбы в устьях притоков выглядит приблизительно следующим образом.
Ближе всего к реке или ручью стоит окунь. Его зона продолжается до наносного бугра. Последний образуется на расстоянии нескольких метров от уреза устья во время половодий. Высота бугра может быть всего несколько сантиметров и найти его нелегко, но реально. На этом возвышении можно обнаружить практически всю рыбу, начиная с ерша и заканчивая подлещиком. За возвышенностью чаще всего стоят плотва и подлещик. Через несколько метров ниже может находиться бровка, на которой также может стоять любая рыба из водоема, но вероятнее всего здесь найти крупного окуня и подлещика. Еще ниже начинается зона щуки, причем щука может стоять в нескольких десятках метров, занимая зону полива. Чем меньше приток и сильнее течение в главном водоеме, тем меньше рабочее устьевое пространство. Бывает так, что на нем работают всего две-три лунки. Тем более внимательно и обдуманно нужно исследовать рельеф и пользоваться прикормкой.
Прикармливать до поклевки рыбы вообще не вижу никакого смысла. Прикармливать растительной прикормкой с добавлением мотыля можно, но прикормку следует приготовить еще дома, чтобы она хорошо пропиталась водой. Изготовленная наспех на водоеме прикормка будет рыхлой и ее легко снесет даже самое слабое течение. Оптимально прикармливание мелким, так называемым «грязным» мотылем. Даже если глубина всего метр, все равно прикармливаю с помощью маленькой кормушки. Если рыба стоит у дна, то эффективно ловить на очень мелкие мормышки с мелким мотылем, а еще лучше с репейником. Очень часто плотва и окунь клюют только на лежащую на дне приманку. Но такое случается не всегда. В последние несколько дней окунь лучше всего брал мормышку с активной игрой по всем горизонтам. Безнасадочные мормышки проявили себя во всей красе. Они были и более уловистыми, и рыба значительно крупнее.
В местах, где устье широкое и есть большой полив, окунь очень неплохо брал на мелкие блесны, причем гораздо лучше, чем на мормышки. Плотва также явно предпочитала небольших чертиков без подсадки мотыля. На мормышку клевала главным образом мелочь.
Что касается подлещика, то он не стремится в устья или в заливы, если глубина меньше трех-четырех метров. Найти его вероятнее на соседнем глубоководном поливе. Он как бы страхуется и далеко от русла не отходит, да и на полив выходит не каждый день и в какие-то выборочные места. Но и на него каким-то образом действует влияние устья впадающей речки или ручья. Так или иначе, но замечена концентрация подлещика именно недалеко от устья. Разумного объяснения этому нет, разве что предположить, что крупные кормовые объекты устремились именно к устьям. А за ними подтягивается и рыба.
Что касается щуки и судака, то они занимают еще немного более глубокие горизонты, чем окунь и плотва. Часто эти горизонты совпадают с местонахождением подлещика. Судак сейчас вообще привязан к лещу, очевидно, из-за того, что у них схожие «взгляды» на изменение уровня воды и безопасность местонахождения, а также на допустимое содержание кислорода в воде.
Как судак, так и щука все чаще попадаются, можно сказать, подо льдом. Я считаю, что если индикатором местонахождения судака является подлещик, то индикатором местонахождения щуки служит окунь. Если окунь и плотва начинают клевать подо льдом, то здесь же следует искать и щуку.
Вообще-то, сейчас поведение рыбы и ее интерес к корму настолько не предсказуемы, настолько зависят как от колебаний уровня воды, так и от каждого порыва ветра, что ловить очень сложно. Можно только надеяться на собственный опыт, на упорство в поиске рыбы и на постоянное экспериментирование в подборе приманки, игры и глубины ловли.
Сейчас как никогда нельзя распыляться. Если взяли в руку блесну или мормышку, то суетиться с прикармливанием «на подлещика» или с жерлицами не стоит.
С наступившими ночными морозами крупная рыба, вероятнее всего, отойдет от устьев и даже от приустьевых участков. Здесь на неглубоких местах останутся окунь и мелкая плотва. Крупная рыба, скорее всего, скатится на близлежащий полив с глубиной не менее трех-четырех метров и встанет в полводы.
Можно прогнозировать, что ловля перейдет в «сезон» безнасадочных приманок. В ход пойдут мелкие чертики, блесны, балансиры и те самые сложные оснастки, о которых был разговор неделю назад.
Поскольку рыба уже ищет относительно крупный корм, то наиболее эффективными станут сложные оснастки. В которых чертик совмещен с «мушкой», а также «паровоз» из двух маленьких чертиков.
В устьях рек, которые впадают в реки с ощутимым течением, ночные морозы, скорее всего, не окажут такого выраженного влияния на поведение подошедшей рыбы. Плотва и подлещик сместятся немного глубже, займут более высокий горизонт, но от устья не отойдут.
Особый случай – это устье реки, впадающей в запруженный водоем, который создан на самой этой реке. Здесь действуют совсем другие законы и закономерности. Главным фактором, определяющим поведение рыбы, здесь является температурное распределение воды. Где вода теплее, там и корм, и рыба. Температурное распределение воды имеет свои особенности для каждого из таких водоемов, поэтому общих выводов нет. Нужно знать конкретный водоем.
Комментарии (0)