Кое-что о терминологии

Изображение Кое-что о терминологии
Изображение Кое-что о терминологии

Недавно, перебирая книги в шкафу, наткнулся на свою некогда настольную книгу «Спортивная охота в СССР», том 2, выпущенную в 1975 году издательством «Физкультура и спорт». Достаточно бегло пробежаться по страницам этого массового издания, чтобы понять состояние охотничьего хозяйства великой державы в то время.

 

Более доходчивого описания видов и правил охоты, правил и техники стрельбы, более талантливых и наглядных рисунков всех видов дичи с ее следами, более практичного описания снаряжения патронов, более толковых правил безопасности и всего остального, что связано с охотой, я не встречал – нигде и никогда, кроме как в этой замечательной книге.

Эта книга, с любовью подготовленная для широкого круга охотников, свидетельствует о государственном подходе к вопросу, являет собой краткий курс охотоведения и никогда не потеряет актуальности. Впрочем, в свете последних «разработанных» документов, связанных с попыткой коммерциализации охотугодий России, с законной охотой большинство охотников могут попрощаться (если не будут бороться за свои права).

Какие-то не сведущие в охоте люди, реализуя свои «странные» идеи, очень хотят лишить нас радости общения с природой – одной из немногих отдушин в нашей непростой, небогатой и нелегкой жизни.
Но взялся я за перо по другому поводу. Нередко в охотничьей литературе приходится встречаться с терминами «спортивная охота» и «охотник-спортсмен».

Иногда это вызывает ироническую улыбку, а иногда отвращение. В нашем далеко не таком уж темном социалистическом прошлом на спортивную охоту (так же, как и на массовый спорт) смотрели как на одно из проявлений здорового образа жизни. Согласитесь, в свете последних событий такой взгляд способен вызвать скорее саркастическую улыбку.

Изображение Охотником же движет страсть – желание или необходимость добыть трофей. Поэтому если под спортом подразумевать соревнование с дичью, то это уже будет явным кощунством или глупостью. Фото: fotolia.com
Охотником же движет страсть – желание или необходимость добыть трофей. Поэтому если под спортом подразумевать соревнование с дичью, то это уже будет явным кощунством или глупостью. Фото: fotolia.com 

По моему убеждению, ни спортивной охоты, ни охотника-спортсмена в природе не существует. Существует просто охотник. Он может быть любителем или промысловиком (профессионалом), но никак не спортсменом. Также охота может быть любительской или промысловой (профессиональной), но никак не спортивной. Ибо в любом спорте есть соперник, которого нужно переиграть, т.е. победить. Даже в утренней гимнастике или беге трусцой есть элементы соревнования, например, с собственной ленью или плохой физической формой.

Охотником же движет страсть – желание или необходимость добыть трофей. Поэтому если под спортом подразумевать соревнование с дичью, то это уже будет явным кощунством или глупостью. Тогда, охотник-спортсмен, возьми-ка ты в руки рогатину да сходи одолей с нею медведя у берлоги, потешься!

Много ли у нас таких «спортсменов»? Лично я знаю только одного – из архангельских краев. Познакомились мы на выставке, посвященной охоте. Он сидел в Архангельском павильоне и демонстрировал видеосъемку. На мой вопрос, оставил ли он завещание о наследстве, ответил: «Не-а! Если что – так все поделят». Думаю, немного среди нас найдется таких настоящих героев (хоть и страховали его у берлоги двое опытных егерей с хорошими нарезными стволами на изготовку).

Новомодные «охотничьи» соревнования потихоньку набирают обороты в нашей стране. Это и гламурный варминтинг, когда сидящие на кресле возле джипа дядьки, покуривая сигарку и потягивая вискарь, расстреливают с подставок и сошек сурков, соревнуясь друг с другом в запредельной дальности попаданий и крутизне стволов.

Сурки с такой дистанции «спортсменов» не видят и их выстрелов, наверное, не слышат. Не ошибусь, полагая, что этот спорт (как и много еще чего) пришел к нам из-за океана. Почему бы спортсменам не стрелять по фанерным или каким-либо другим профилям сурков, совершенно не понимаю. А так, в результате победы, мы имеем лишь разорванный пулей на излете, грязно-кровавый ком. Так что, господа, спорт у вас так себе!

Еще одно новомодное соревнование. В угодья выпускаются выращенные на ферме фазаны. После этого пара–тройка спортсменов расходится в стороны и – пошло-поехало. В общем, кто больше наколотит фазанов, тот и получает приз – ящик какого-нибудь дорогого пойла, которое тут же всеми выпивается. Из той же серии «охота» в вольерах.

Такие «охоты» – мечта нынешних законотворцев – вполне бы подошли для выпуска (конечно, за большие бюджетные деньги!) великолепно иллюстрированного, богато оформленного сборника «Спортивная охота в России», с фотографиями высокопоставленных чиновников на фоне «добытых» ими краснокнижных объектов животного мира. Правы многие, говоря, что власть нынче не только потеряла совесть, но и зарвалась. Алтайские отраслевые руководители, спортивные вертолетные охотники – хороший тому пример.

Изображение С русскими традициями охоты новые веяния ничего общего не имеют прежде всего потому, что нечестны по отношению к дичи и природе в целом. Фото: fotolia.com
С русскими традициями охоты новые веяния ничего общего не имеют прежде всего потому, что нечестны по отношению к дичи и природе в целом. Фото: fotolia.com 

Наивно думать, что их подчиненные не в курсе событий – они же сами такие охоты и организуют. А нас с вами эти ангелоподобные, винтокрылые чиновники призывают к строжайшему соблюдению новых правил и вешают нам лапшу о назревшей необходимости принятия нового закона об «инвестициях в сфере охоты». Для охот (и для много чего еще) им нужны свои угодья – земельные и лесные участки, всего-то 80 % от угодий РОССИИ.

С русскими традициями охоты новые веяния ничего общего не имеют прежде всего потому, что нечестны по отношению к дичи и природе в целом. Это ведь не охота, а по сути просто бойня. Надеюсь, что «нововведенные традиции» массово не приживутся и повсеместно не расплодятся. А насчет того, что на такие охоты есть спрос, так это нормально.

В семье, как говорится, не без постоянно занятых бизнесом «героев», не имеющих ни на что времени – даже на то, чтобы элементарно подумать, что и зачем они делают. Это одно из свойств русского характера: если уж до чего дорвался, то ни тормозов, ни стопоров, и размах, конечно же, царский, тем более, что выше только облака. А ведь, господа хорошие и разные, даже русские цари на охоту частенько пешком ходили, и, случалось, медведя на берлоге брали.

Если вдруг у вас выпадет свободная минутка, подумайте обо всем этом. Глядишь захочется пешочком на глухаря сходить, зайца с гончей погонять, гусей с профилями покараулить, медведя на овсах взять. Такими трофеями и впрямь погордиться можно, и над вашими фотографиями с трофеями в журналах настоящие охотники – ваши соотечественники снисходительно или грустно улыбаться не будут. Конечно, со временем вы сами ко всему этому придете или же свою спортивную охоту забросите, но времени, которым вы так дорожите, может уйти много.

В качестве заключения хочу повториться. Любительская охота в России должна быть платной, но доступной для всех. Дичь (так называемые объекты животного мира) должна принадлежать государству и отстреливаться по государственным разрешениям с учетом интересов охотпользователя. Речь идет не об «охоте» на инкубаторных фазанов, кур, индоуток и одомашненных кабанов.

Изображение Любительская охота в России должна быть платной, но доступной для всех. Дичь (так называемые объекты животного мира) должна принадлежать государству и отстреливаться по государственным разрешениям с учетом интересов охотпользователя. Фото: fotolia.com
Любительская охота в России должна быть платной, но доступной для всех. Дичь (так называемые объекты животного мира) должна принадлежать государству и отстреливаться по государственным разрешениям с учетом интересов охотпользователя. Фото: fotolia.com 

Угодья могут быть и общественными, и частными, но площадь общественных угодий не должна искусственным образом снижаться ниже 50% от общей площади угодий областей, краев, автономий и т.д. Именно такой подход и позволит одним охотиться на зайцев и глухарей, а другим – на кроликов и фазанов, не мешая друг другу. Вот тогда-то государство и обяжет своими охотхозяйственными договорами охотпользователей как следует потрудиться, предоставляя людям различные виды охоты, потому что будет в этом заинтересовано. Глядишь и Америку обгоним, в смысле бюджетных поступлений от охотничьего хозяйства.

Только вот нужно ли все это нашим большим чинушам – большой-пребольшой вопрос.