Знакомый незнакомец

Изображение Знакомый незнакомец
Изображение Знакомый незнакомец

О породе русский охотничий спаниель нам любезно согласился рассказать председатель одной из крупнейших секций, эксперт Всероссийской категории Олег Игоревич ЯНУШКЕВИЧ.

— Добрый день, Олег Игоревич! В 2011 году породе русский охотничий спаниель исполнилось 60 лет. Расскажите нам о победах и неудачах, происшедших за этот срок в трудном деле разведения породы у нас в России.


— Первые рабочие спаниели, появившиеся у нас, были завезены из Англии для царских и великокняжеских загонных охот на фазанов в фазанятниках Гатчины. Дело в том, что другие породы подружейных собак для таких охот малопригодны. Фазаны быстро и далеко бегают, поэтому легавым со стойкой работать условиях тяжело. Один из привезенных спаниелей по кличке Джой принадлежал цесаревичу Алексею. Стоит отметить, что собак пробовали не только в охоте по фазану, они показали отменные результаты и в охоте по тетереву и по болотно-луговой птице.


Большинство из привозных собак были породы кокер-спаниель, но они сильно отличались от того кокера, которого сегодня мы видим на шоу-выставках. Это были так называемые кокера старого типа, имевшие отличные рабочие качества и функциональный экстерьер. Такого понятия, как русский охотничий спаниель, тогда не было, собаки существовали отдельной породной группой, и, как отмечали эксперты тех времен, на выставках встречались собаки в типе кокера, в типе спрингер-спаниеля, суссекса, филд-спаниеля. Просуществовали они отдельной группой до Великой Отечественной войны, тогда основным центром разведения спаниелей был Ленинград, так как основу популяции составляли линии спаниелей из царских фазанятников. После войны многим была нужна небольшая охотничья собака. Порода спаниеля с отличными рабочими качествами стала пользоваться большой популярностью. В конце 40-х годов прошлого века поголовье спаниелей в России существенно отличалось от западных стандартов, в частности от стандартов кокер-спаниеля, по которому собаки оценивались на выставках, поэтому в 1951 году был разработан и принят стандарт русского охотничьего спаниеля. Расцвет этой породы пришелся на 50–60 годы прошлого века. Первое время в породе было много разнотипных собак, встречались недостатки экстерьера, такие как грубые головы, курчавая шерсть. Потихонечку от недостатков избавлялись, порода стабилизировалась по экстерьеру и совершенствовалась по рабочим качествам. Я начал заниматься спаниелями в 80-х годах и могу сказать, что за те тридцать лет, что я наблюдаю за работой спаниелей в поле, рабочие качества собак значительно улучшились. И значительно увеличилось количество собак, обладающих активным поиском, прекрасным чутьем и сбалансированной нервной системой, что позволяет собаке быть послушной и работать в контакте с хозяином.


Большой вклад в создание и формирование породы внесли питерцы А.С. Любош, Б.И. Данилевский, ныне здравствующая эксперт Всесоюзной категории, заслуженный кинолог России А.Э. Айрапетянц. В Москве это Валов, Вагин, Архипов, Павлов и многие другие, те, кого уже нет с нами, но чей труд до сих пор у нас перед глазами.


— Сегодня можно прочитать в интернете различные мнения о происхождении породы РОС. Зачастую говорят о том, что это не отдельная порода, а старотипный породный тип английского кокер-спаниеля. Расскажите нам об отличиях РОСов от английских спаниелей, о стиле их работы в поле и породном экстерьере.


— Действительно РОС обязан своим происхождение кокеру. Что касается экстерьера, то он записан в стандарте. Если взять стандарт РОСа и современного кокер-спаниеля, то мы увидим, что породы эти существенно отличаются. Основные отличия — более высокий рост РОСа, менее декоративный шерстный покров, более растянутый формат, что полезно для охоты, кокер при квадратном формате быстрее утомляется. Экстерьер РОСа подходит российскому охотнику как более функциональный. Говорят, что голова собаки — признак породы. Голова кокера сильно отличается от головы РОСа: череп куполообразен, ухо посажено ниже. Традиция русских охотников — иметь собаку с отличным экстерьером и отличными рабочими качествами, поэтому в России не произошло разделения на рабочие и шоу-линии во всех породах охотничьих собак, в том числе и у РОСов.


— Олег Игоревич, понимаю, что вопрос для влюбленного в породу человека сложен, но все-таки расскажите нам о недостатках породы.


— Если говорить об экстерьерном плане, то есть некоторые проблемы в однотипности породы. В глубинке еще остались собаки с простоватыми, грубыми головами, с недостатками и даже пороками шерстного покрова. Что касается рабочих качеств, то как недостаток отмечается неуравновешенная психика. Собак же с неактивным поиском или ослабленной охотничьей страстью в породе практически нет. Сейчас есть проект нового стандарта РОСа, принятый РКФ (в РОРСе проект находится на обсуждении).


— Давайте поможем начинающему охотнику по перу определиться с выбором собаки.


— Чем отличается работа легавой от работы спаниеля? Работа легавой — это классика, красота. Это потяжка, стойка, подводка — все эстетично! Спаниель работает без стойки. Когда видишь, что собака прихватила птицу и ведет ее по свежему наброду, точного момента подъема ты не знаешь, и это очень азартно, увлекательно, дает выброс адреналина в кровь.
Теперь о спаниелях. Если сравнивать, то есть несколько пород охотничьих спаниелей. Одна из самых распространенных за рубежом — английский спрингер-спаниель. Эти собаки зарекомендовали себя с отличной стороны. В Англии на филд трайлах с ними не может конкурировать ни одна порода спаниелей. Сейчас эти собаки появились в России, именно рабочие линии. Кроме них, в Россию недавно завезли немецких перепелиных собак — вахтельхундов. На Всероссийских состязаниях в этом году команда вахтельхундов заняла второе место из 18 команд. Ну и РОС — традиционно самый массовый охотничий спаниель в нашей стране. Не надо торопиться с выбором породы! Нормально, если человек присматривается к собакам год-полтора, если сначала поездит по состязаниям, сходит на охоту и только после этого сделает свой выбор.


— Сейчас стало модным проводить состязания собак по международным правилам, разработанным и утвержденным FCI. Но РОС — порода, не признанная Международной кинологической федерацией, их владельцы и заводчики не могут принять участие в интернациональных состязаниях. Да и проблемы с популяризаций породы в странах ближнего и дальнего зарубежья будут. C Вашей точки зрения, нужно ли это? Если да, то какие-нибудь действия в этом направлении (регистрация породы в ФЦИ) активистами породы ведутся?


— Работы по регистрации породы в FCI ведутся, разработан стандарт породы РОС в формате FCI, утвержден в РКФ, отправлен на утверждение в FCI. Процедура достаточно долгая, займет не менее 10 лет. Международное признание породы РОС — дело абсолютно необходимое. Теперь вернемся к филд трайлам. Системы собаководства на западе и у нас сильно различаются. Традиционно наше охотничье собаководство секционное или клубное. За рубежом основное место в разведении охотничьих собак занимают частные питомники. И зарубежные испытания — это сравнение результатов племенной работы питомников. Подбор пар на Западе — это их внутренняя кухня, весьма сложная и, как показывает практика, весьма эффективная. У нас коммерческого собаководства традиционно не сложилось, оценка и отбор собак производился на испытаниях. Наши испытания не столько соревнования на выявление лучших, сколько оценка племенных качеств собак.


Стоит ли у нас проводить филд трайлы? На мой взгляд, стоит. Это занятие не менее интересное, чем сама охота (а может, даже более захватывающее), оно способствует улучшению рабочих качеств собак, пропаганде передовых методов натаски и дрессировки. Но пока у нас не изменится полностью система ведения племенного собаководства с секционной на питомниковую, полностью отходить от стобальной системы испытаний нельзя. На свете существует много охотничьих культур со своими кинологическими традициями. У нас сейчас ведутся разговоры, что собак надо испытывать по правилам стран-оригинаторов, что на мой взгляд в корне неправильно. Нам надо испытывать и «делать» собак под наши охоты, под наши правила.