Охота — это не только выстроенная в определенной последовательности цепь событий: зверь (птица) — выслеживание — выстрел — трофей, но и целостная система нравственно-этических ценностей, ядром которой являются честь и совесть охотника — два неразделимых понятия. Без них охота и личность охотника теряют должный образ, без них это уже браконьерство. Ибо, переступая незримую грань между браконьерством и честным поединком со зверем, человек, взявший в руки ружье, даже имея в кармане охотничий билет и путевку (разрешение) на право охоты, оказывается вне морального закона. И в первую очередь для себя самого. Закон совести — самый строгий закон.
За последние два десятилетия в России резко выросло число охотников. Причин этому много, но основная— определенная доступность получения охотничьего билета и приобретения оружия. Для кого-то стать охотником было мечтой с детства, порывом души, а кто-то стал им, так сказать, в силу обстоятельств или, скажем, благодаря корпоративу. Бывает и такое! Но и те и другие — охотники состоявшиеся. То, как они будут вести себя в угодьях, — дело их совести. В душу охотника ведь не заглянешь, и не сразу поймешь, каких этических норм он придерживается. Знаменитое тургеневское «Охотник — значит хороший человек» в нынешнее время «не работает».
Верно замечено, что на охоте высвечиваются не только лучшие стороны человеческой личности: доброта, взаимовыручка, ответственность, совестливость, но и пороки: жадность, рвачество, неуважение к другим, жестокость. Может быть, кто-то из неохотников, прочитав последнее, усмехнется и спросит: «А как же на охоте без жестокости? Ведь охота сопряжена с выстрелом по живой цели». Отвечу. Жестокость во время охоты проявляется не в выстреле по зверю или птице, не в добывании подранка, а в тот момент, когда охотник, лишенный чувства уважения к объекту охоты, не видя перед собой ничего, кроме живой цели, нажимает на курок своего ружья. Нормы уважения к объекту охоты не прописаны ни в справочниках, ни в регламентах, они существуют в охотничьем обществе, где свято чтут охотничьи традиции. Настоящий охотничий коллектив есть не что иное, как эталон высоконравственного поведения охотников в нем. Коллектив всегда и поддержит охотника, и, если надо, осудит его неблаговидный поступок.
Зачем я все это пишу? Увлечение охотой, пришедшее к нам из глубокой древности, на сегодняшний день уже не средство добывания пропитания (в большинстве своем), а определенный пласт отечественной культуры, основанной на традициях.
В наше время человек яростно наступает на природу: строит города, забирая у лесов и полей все новые и новые территории для прокладки магистралей ЛЭП и автомобильных дорог, для организации новых садоводческих товариществ и т.п. Природа уступает натиску человека, безвозвратно теряя территории, где некогда обитали рябчики и зайцы, глухари и кабаны, где проходили миграционные пути лосей. Там, где выстраиваются крупные мегаполисы, жилые кварталы с инфраструктурой, возможности сходить на охоту (даже на тягу вальдшнепа), вероятнее всего, уже не будет. Но это фактор, продиктованный развитием технического потенциала общества, и его можно приостановить. А вот когда сами охотники, попирая законы чести и совести, своими же руками сокращают численность животных и птиц, — это обидно и больно. Например, на облавной, загонной охоте трофеями становятся лосиха или оленуха, кабаниха или козочка косули. Конечно, правилами охоты на копытных в осенне-зимний период регламентируется добыча животных, невзирая на пол и возраст. Но где же тогда неписаные правила охотничьей этики, которые в данном случае будут выше писанных Правил охоты? Ведь за каждой добытой самкой оленя или лосихи стоят один, а то и два лосенка или олененка, которые, возможно, впоследствии станут завидным трофеем для настоящего охотника.
Охота на копытных проходит в тот период, когда гон уже прошел и самки носят в себе будущее поколение. Так стоит ли поднимать ружье на вышедшую на номер охотника лосиху? Конечно же нет! В этом-то и есть великая ценность охоты, ее благородство, которые должны передаваться из поколения в поколение. Пусть лучше лицензия останется незакрытой, чем будет бездумно загублено неродившееся потомство.
К месту замечу, что в пылу охотничьей страсти бывает трудно опустить ружье, отказаться от выстрела, когда видишь, что прямо на твой номер идет выставленный зверь. Но на то и даны охотнику «холодная голова и горячее сердце», чтобы, мгновенно оценив ситуацию, принять единственно правильное решение. Ведь от вашего выстрела будет зависеть не только результат настоящей охоты, но и возможность охотиться в будущем.
Частенько приходится слышать возгласы алчных до трофеев охотников в адрес их товарища, упустившего с номера зверя. И чего только не сыпется в эти минуты на его голову! А он, как правило, молчит, хранимый совестью и честью.
Охранять поголовье копытных, пушного зверя, птицу есть первоочередная задача охотника. Спросите, например, коренного алтайца или карела, тунгуса или чуваша, которые как зеницу ока берегут свой охотничий удел, того, кто нормы охотничьей этики впитал с молоком матери, — спросите его, поднимет ли он ружье на маралиху или матку северного оленя лишь бы получить трофей. Уверен, вы услышите гневный ответ.
То же самое относится и к охоте по перу, причем не только в весенний период, но и в другие сроки, когда есть реальная возможность определить пол птицы. Один мой знакомый, уважаемый мною карельский охотовед, перефразируя высказывание героя известного фильма, однажды сказал: «За державу обидно, когда эти горе охотники по весне рябчиков стреляют да на манок самочек бьют. Сломать бы их ружья да в Белое море!» Ну как с этим не согласиться!
Сохранение охотничьих ресурсов посредством грамотной, правильной охоты есть золотое правило. И я полагаю, что в правила охоты должна быть непременно внесена поправка о недопустимости отстрела самок копытных при загонных охотах. То же самое должно быть определено в отношении птицы в осенне-зимний период. Думаю, мою позицию разделяют большинство охотников — все, кому небезразлично состояние наших угодий и будущее охоты вообще. Такими поправками будет вбит еще один клин в доводы антиохотников, ратующих за запрещение охоты.
Комментарии (14)
yury konstantinov
Соотношение полов в популяциях должно быть научно обосновано, из этого и следует исходить, следует добывать самок копытных или только самцов и молодняк.
КСН
Почему редакция "РОГ" не высказала замечание про очень однобокий подход автора к вопросу, который он мусолит, переливая из пустого в порожнее и давя на жалость? Хотя бы с егерями пообщался для приличия и узнал, сколько коров добывается без эмбрионов из-за того, что их покрывать некому.
3 ответа
Филипп Стогов
Если коров покрывать некому - значит в данном регионе вообще охоты на лосей быть не должно, хотя бы на тот период, пока охотоведы четко не отследят количество животных по возрастным группам и не дадут рекомендации сколько и кого можно отстреливать.
А в целом статья мне понравилась - прослеживается нравственный крен в сторону деда Мазая:
"Я их не бью ни весною, ни летом,
Шкура плохая, - линяет косой".
Но: "А чур зимой
Не попадайся!
Прицелюсь - бух!
И ляжешь...- Ууу-х!..!" Вот он нравственный подход по совести, а не размаывание сентиментальных соплей.
К сожалению,"мазаевщина" чужда "армии" сегодняшних "палил". А вот с отнесением к нравственным инородцам, чувашей, автор явно погорячился.
Андрей Томилов
Дед Мазай, конечно, молодец. Но он предупреждал всех, не заглядывая под хвост, "зимой не попадайся". И вообще, если человеку просто жалко скотинку, независимо от пола, ну, пусть поговорит об этом. А с точки зрения половой структуры популяции, - пусть говорят об этом специалисты.
Филипп Стогов
Ну так и я о том же.
КСН
"Так стоит ли поднимать ружье на вышедшую на номер охотника лосиху? Конечно же нет! "
В МООиР такой поступок стрелка будет стоить команде первичного коллектива, заработавшего своим мозолём лицензию на лося, 15000 рублей(50% за выставленного , но не отстрелянного зверя).
Автор статьи - личность публичная и довольно известная по публикациям. Он вроде ещё и не достиг возраста, когда начинают жалеть не только копытных, но и вообще забрасывают охоту. Или это последствия того, что он охотиться начал в детстве?
Я не пойму, зачем учитель по образованию начал работать на "зелёных". Причём, он не первый.
1 ответ
yury konstantinov
Не стоит говорить о коммерческой охоте, хотя в ряде частных хозяйств за отстрел коровы штраф. Что на загонной охоте, ближе к новому году, когда быки сбросили рога, определенная лотерея. Добудешь корову приняв её за быка или пропустишь выставленного зверя (докажи, что была лосиха)- штраф. Бороду у быка не всегда рассмотришь, да и старая корова от быка особо в кустах не отличишь.
Пользователь удалён
Согласен с Андреем Томиловым: «…если человеку просто жалко скотинку, независимо от пола, ну, пусть поговорит об этом».
Только мне кажется, что в выборе места для такого разговора г. О. Трушин ошибся (или редакция ошиблась?). Глубина «познаний» автора в затронутой теме удручает. Так и хочется напомнить выражение современного классика от сатиры: «тщательнЕе надо, товарищи» подходить автору (или редакции?) к содержанию заметок.
yury konstantinov
Товарищи охотники-комментаторы, вспомните сколько у вас охотничьих лет за плечами. Думаете наши рассуждения и нравоучения интересны для более молодого поколения. Если есть воспитательная задача, то не учите, а дайте полезные практические советы и как небольшая "довесочка" - немного об этике охоты.
олег крымцев
Вопрос затронут интересный. В моей практике не раз доводилось отпускать без выстрела налетевших
тетёрок, глухарок и набежавших на загонной охоте лосих, хотя последних иногда охотхозяйство разрешает отстреливать. Аналогичной позиции придерживается и группа моих друзей-охотников: мы
стараемся не бить самок птиц. Что касается бить или не бить самок зверей- это, как уже отмечалось,
определяется местными конкретными условиями соотношения половой популяции и должно определяться на основании подсчётов и рекомендаций специалистов, местными органами, регулирую-
щими право на охоту. А вот рекомендации, как отличить самку от самца, особенно в зимний период
охоты, действительно стоит излагать каждому критику охоты на самок. Они полезны будут для многих
охотников
Вячеслав Веха
Статья ОЧЕНЬ полезная, особенно для молодых охотников. И, наверное не следовало бы нам слишком заострять внимание на деталях о соотношении полов. С детства я, находясь в среде охотников редко слышал слова назидания о чести и совести охотника, о культуре охоты, о бережном отношении к нашей Земле. Мне сейчас очень горько осознавать, что среди нас, охотников так мало людей, подобных автору статьи Олегу Трушину, старающихся посеять доброе семя в наши терние. Намного чаще приходится слышать рассказы о том, что "расстрелял 250 патронов", "завалили двух козлов", "сбил 40 штук", "взял лебедя", "стреляли по всему, что движется"... А ведь совесть - она несомненно есть у каждого человека!
yury konstantinov
Дело было в Вологодской обл. Приметил небольшую грязь, где по моим предположениям, должна быть приличная вечерка. Оправдалось. Утка пошла, очень активно, и стрельба шла удачно. Подошел егерь, специально упомяну его имя (возможно, многим охотникам со стажем знакомое), Михин Валентин Александрович. Он ничего не сказал по поводу количества сбитых уток (норма была на заезд 4 дн.), просто молча встал рядом. Сразу стало как-то не очень удобно и стыдно за богатую добычу, стрелять перестал, хотя кряква продолжала "падать" на лужу. Вот такой урок, будет много полезнее, чем сотни исписанных страниц. Но было это давно, молодой был, компьютеров не было и рыночных (базарных) отношений тоже, но были ЛЮДИ, особенно в глубинке, что сегодня явно в дефиците, да и таких егерей сегодня мало, а возможно и нет уже.
НИК.ИВАНЫЧ
Юрий посмотрите почту, жду от вас ответа.
1 ответ
yury konstantinov
Всё получено. Небольшое уточнение. Лично я ничего и никаких наказов, пожеланий и предложений... на конференцию не собираю, а лишь выполняю добровольно, как и другие, общественное поручение РОСа по подготовке и проведения анкетирования и конференции. По этому личные претензии от кого-либо не принимаю, могу лишь напомнить, что среди комментаторов сайта, мало кто повел себя по отношению к нашему общему делу достойно. На этом заканчиваю, выразив личные симпатии коллективу единомышленников Николая Григорьева.