Московские свидания

Изображение Московские свидания
Изображение Московские свидания

В предлагаемом очерке хочу рассказать о встречах разных лет с охотничьими видами птиц в черте города Москвы, происходившими во время прогулок с моим курцхааром вдоль Москвы-реки (на участке от Братеевского моста до микрорайона Борисово) и небольшой речушки Городни, вытекающей из Борисовских прудов.

Начало марта… Не за горами то время, когда в небе появятся первые гусиные караваны. Гусиная перекличка вынуждает прохожих (особенно охотников) останавливаться и направлять взоры в небесную синеву. В этот момент лица людей озаряются улыбкой, а с губ срывается тихое: «Вот и весна пожаловала! Слава Богу, дождались…»
По мере наступления тепла с каждым новым днем видовое разнообразие прибывающих птиц будет увеличиваться. Направляясь к местам гнездований, пернатым приходится тратить много сил, отчего они вынуждены делать остановки для отдыха и кормежки.


Крупные мегаполисы на путях пролета, среди которых Москва занимает одно из лидирующих мест, являются не лучшими местами в природе, где возможна встреча с охотничьими птицами, так как эту категорию пернатых в естественных условиях обитания всегда отличала скрытность, осторожность, боязнь встречи с человеком. Однако если быть более внимательным к окружающему нас миру, много интересного можно извлечь для себя, в том числе и нашему брату — охотнику.


Самыми многочисленными птицами, с которыми больше других мне приходилось встречаться в черте Москвы, являлись утки. Ни для кого не секрет, что много уток (особенно кряквы) остается на зимовку в мегаполисе. Причин этому много, но, на мой взгляд, наиболее значимыми следует считать явное изменение климата в сторону потепления, наличие в зимнее время достаточного количества участков открытой воды с хорошей кормовой базой и быстрая адаптация птиц к человеку. В подтверждение сказанному хочу отметить, что на указанном мною выше участке Москвы-реки уже много лет подряд на зимовку остаются несколько больших стай гоголей. Бок о бок с ними в незначительных количествах приходилось видеть хохлатых чернетей и красноголовых нырков. О кряквах я уже и не говорю, так как здесь они являются безусловными старожилами.
Во время весенних пролетов на Москве-реке мне многократно приходилось наблюдать почти всех представителей речных уток: крякву, серую, свиязь, шилохвость, широконоску, чирков (свистунков и трескунков). Нахождение рядом с серенькими подружками расписных франтов селезней позволяло безошибочно устанавливать их породу.


В 2009 году в средине августа на Москве-реке посчастливилось увидеть трех огарей, а годом позже, весной, на Городне также имел возможность любоваться селезнем красной утки.


Очень памятной оказалась встреча в мае 2010 года на Москве-реке с чомгами (большими поганками). Видеть их здесь мне приходилось и раньше, но количество наблюдаемых мною птиц в этих случаях колебалось от двух до шести штук. Особенность упоминаемой мною встречи состояла в том, что на воде находилась стая чомг. Поскольку они постоянно ныряли, мне с другом очень трудно было определить их количество. После многократных подсчетов нам удалось установить, что общая численность стаи составляла двадцать шесть птиц.


Поскольку речь зашла о чомгах, то следует упомянуть и о малой поганке, встреча с которой произошла в конце мая 2011 года на пруду рядом с Москвой-рекой. Пять дней она была полновластной хозяйкой на этом водоеме, после чего внезапно исчезла. Скорее всего, фактор беспокойства в виде рыбаков и любителей позагорать сыграл свою роль.
На Городне мне довольно часто случалось видеть камышниц. Прибрежный рогоз, густая осока да другая болотная растительность создают подходящие условия для гнездования этим представителям болотно-луговой дичи. Неоднократно в начале лета мне выпадала возможность любоваться «черными шариками-пуховичками», беззаботно снующими возле заботливой мамаши-камышницы. Два года назад весной, там же, видел пару лысух, но, к сожалению, встреча эта была разовой. Похоже, не приглянулись птицам эти места для постоянного проживания.


Из других представителей болотно-луговой дичи, попадавших в мое поле зрения во время прогулок вдоль Москвы-реки, следует выделить дупеля (единичная встреча), коростелей (многократно), а также всевозможных куликов, среди которых наиболее часто встречающимся являлся черныш.


Особо хочу отметить встречу со стайкой кроншнепов весной 2012 года. Ранним утром, двигаясь привычным маршрутом, я заметил небольшую стаю достаточно крупных птиц, планирующих на посадку рядом с большой лужей талой воды. По загнутым клювам-ятаганам в них нетрудно было узнать кроншнепов. Взяв курцхаара на поводок, я не смог отказать себе в удовольствии полюбоваться в бинокль отдыхающей стайкой, насчитывающей девять птиц. Эта неожиданная встреча подарила мне тогда прекрасное настроение на целый день! Правду люди говорят: «Кто рано встает — тому бог подает!»


Не обошли меня стороной и встречи с полевой дичью. Во время одной из утренних прогулок в парке вдоль все той же Москвы-реки я заметил, как курцхаар активизировался на участке относительно высокой травы. Поведение легавой говорило о том, что она обнаружила птичьи наброды, оставившие в росяной траве знакомый запах. Отсутствие ветра затрудняло работу Ромула, но, несмотря на это, вскоре он замер на стойке, нацелив чутье в место сидки невидимой птицы. После подводки из травы шумно взлетел округлый перепел, который вскоре скрылся за растущими в стороне сосенками, оставив меня одиноко стоять с открытым от удивления ртом…


Аналогичная встреча произошла почти на этом же месте с куропаткой. Было раннее утро конца сентября. В парковой зоне еще горели фонари. Неожиданно для самого себя невдалеке я услышал такое знакомое куропаточье «чигриканье». Определив место, откуда оно доносилось, я без промедления решил пустить курцхаара в поиск, благо, что и легкий утренний ветерок способствовал этому. После команды — «Ищи!» Ромул посмотрел на меня как на умалишенного, но повторная команда вынудила его подчиниться. А вскоре, прихватив верхом запах птицы, курцхаар перешел на стелящуюся потяжку. В этот момент из декоративного кустарника на тропинку, освещаемую уличным фонарем, выбежала куропатка. Увидев медленно приближающуюся собаку, птица с характерным металлическим треском сорвалась с места и в считанные секунды растворилась в предрассветной мгле. Еще раз с куропатками пришлось встретиться там же в марте позапрошлого года. Только тогда трех куропаток поднял дратхаар друга, вышедшего вместе со мной на прогулку.


Во время ловли карасей на пруду вблизи Москвы-реки в прошлом году видел вяхиря, приземлившегося от меня метрах в тридцати. Около двадцати минут я имел возможность любоваться кормившейся птицей, но подошедший к водоему рыболов вспугнул голубя, возвратив меня от созерцания к первоначальному занятию.
В первых числах октября прошлого года мне посчастливилось увидеть на прогулке длинноклювого вальдшнепа, перелетавшего через Москву-реку в сторону Марьино.
Вот, пожалуй, и все. Остается надеяться на новые встречи с представителями пернатых охотничьих видов, чего я сам себе и пожелаю!