Три охоты с подсадной: окончание сезона

Изображение Три охоты с подсадной: окончание сезона
Изображение Три охоты с подсадной: окончание сезона

Мартовские ночные заморозки пошли на убыль, весеннее солнышко растопило снег на полях, ручьи с прозрачной водой, журча по мерзлой земле, стали заполнять низины, кусты по берегам речек и озерин ушли под воду.

Неделя, другая и появились нарядные чибисы, криками оживляя озимые поля, гоготом гусиных табунов и свистом крыльев утиных стай наполнился весенний воздух, значит, на календаре уже апрель, и не за горами открытие весенней охоты.

Весенняя охота на селезня с подсадной – одна из тех, где успех почти полностью зависит от работы круговой (подсадной) утки. Основные требования, предъявляемые к помощнице, это не бояться выстрелов и человека, битых селезней и, самое главное, обладать нужным голосом и правильной манерой его подавать.

Желательно, чтобы у подсадной был сильный, среднего тона, хрипловатый голос. Редкое покрякивание с небольшими перерывами, когда утка прислушивается не отзовется ли селезень ответным шварканьем, сменяется энергичным, лучше коротким, в три-пять квачек кряканьем, так называемой осадкой.

Охотнику необходимо следить за поведением утки, которая обычно раньше замечает присутствие селезня и, повернувшись по направлению к «кавалеру», дает осадку, призывно растопырив крылья, это сигнал приготовиться к стрельбе и обозначение стороны, откуда ждать дичь.

Шалаши для охоты строят из материала, не выделяющегося на фоне общей растительности, и обязательно закрытые сверху, так как зачастую, прежде чем подсесть к «даме», селезень делает облет, а заметив охотника, вряд ли захочет оказаться в его ягдташе.

Следите за изменениями в поведении утки, так как она может подвергнуться нападению хищной птицы; если крякуша стала проявлять беспокойство, затихла, а затем распласталась по воде, срочно примите меры, чтобы уберечь уточку от нападения.

Ну и совсем недопустимо вести стрельбу, в результате которой, пусть даже теоретически, есть возможность задеть свою помощницу. Непозволителен отстрел самки и даже выстрел, если нет стопроцентной уверенности, что на прицеле селезень, особенно это относится к самцам нырковых.

Скнятинское охотхозяйство ВОО, Тверская область, вечером без егеря удачно встали в мелколесье, и три лесных кулика – вальдшнепа висят на тороках, завтра с утра отправимся на селезня.

Мотор, негромко урча, затихает у шалаша, построенного на сваях у стены прошлогоднего камыша, еще темно и стрелять затруднительно, но подсадная без перерыва кричит, энергично плавая кругами, насколько позволяет шнурок и ногавка на лапке.

С восходом солнца крякуша умолкает, чистит перышки, купается и, пригревшись в солнечных лучах, просто засыпает. Шварканье селезня застает врасплох не только меня, но и подсадную.

Испуганно глядя на подсевшего крякаша, утка с силой бьет крыльями по воде, пытаясь убежать от зеленоголового красавца, и только ногавка не дает ей этого сделать. Один выстрел за все утро по случайно подсевшему селезню, вот и вся охота.

Мещера, последний день весенней охоты, удобный шалаш, дощатый настил с охапкой душистого сена, плотные стены с амбразурами для стрельбы. Высокая вода, егерь высаживает в скрадок прямо с лодки.

Подсадная, поправив перышки и занырнув пару раз, смыв с крыльев прилипшие соломинки, стала прилично подавать голос. Из кустов откликнулся селезень, но тут же рядом с ним раздалось сердитое кря-кря его подружки, и больше он не откликался. Энергичная осадка и, тормозя выставленными лапами по воде, кряковой селезень опустился на воду.

Беспокойно оглядываясь, стараясь плыть по траве, стал приближаться к подсадной. Ствол ружья в амбразуре, и первый трофей покачивается на ряби от дробового заряда – удачное начало. Шварканье селезня и неожиданно ярая осадка подсадной сменяются беспокойными движениями головы, и, вытянув шею, утка припала к воде.

Через отверстие в шалаше вижу ястреба-тетеревятника, зависшего над утицей. Единственно что я смог сделать – это, высунув руку с ружьем через амбразуру и держа двустволку как пистолет одной рукой, пытаюсь направить стволы в хищника.

Жму на спуск. Облако пуха от близкого, неожиданно точного выстрела, и из добытчика ястреб превращается в добычу. Подсадная спасена, но охота испорчена, испуганная утка замолчала окончательно. И, как назло, кругом летают селезни.

Сегодня последняя зоря в этом весеннем сезоне, скрадок свое отслужил, и, разломав крышу шалаша, уже влет удается добыть селезней шилохвости, широконоски и гоголя, этакое утиное селезневое ассорти.

Вологодская область, Улома, шалаш устроен на довольно уединенном лесном озерце, за гривой низкорослого сосняка протока водохранилища, над просторами которой тянут на север табунки гусей. Низкий с хрипотцой «баритон» подсадной призывно разносится по воде. Вот и первый селезень.

Испуганно крякнув от выстрела, утка продолжает работать, да еще как. Стороной проходит пара кряковых, осадка и, несмотря на предупредительные крики своей подружки, крякаш с высоты просто падает рядом с подсадной и становится моей добычей.

Не успела вода успокоиться после выстрела, как пара очередных зеленоголовых кавалеров с самодовольным шварканьем плывет на выстрел.

Дробь оставляет на воде одного селезня, а второй, отлетев метров на сто, садится и снова плывет на призыв подсадной. На него уже рука не поднимается, и когда селезень оказывается рядом с уткой, выхожу из шалаша и взмахом руки прогоняю неосторожного «ухажера», который испуганно ударив крыльями по воде, улетел недалеко и, спрятавшись в прошлогодней затопленной траве, продолжал призывно шваркать.

Лучшей работы, чем показала эта подсадная, мне видеть не приходилось, хотя уточню, что я не особый любитель этой охоты и много внимания ей не уделял, уж очень прогнозируем результат выстрела.

Но что хотелось бы отметить, охота с подсадной, независимо от количества трофеев, это возможность остаться наедине с природой, со своими мыслями, помечтать, отключиться от домашних забот, не обременяя себя хоть пару-тройку дней невеселыми мыслями нынешнего времени.