Вести с водоёмов

Изображение Вести с водоёмов
Изображение Вести с водоёмов

На минувшей неделе выдались два-три дня с достаточно крепким морозом, что решило участь многих водоемов в столичном регионе.

На минувшей неделе выдались два-три дня с достаточно крепким морозом, что решило участь многих водоемов в столичном регионе. Вполне безопасный ледовый покров образовался не только на прудах, небольших озерах, карьерах и речных затонах, но практически полностью оказались подо льдом разной толщины и крупные водоемы, и даже широкие реки с заметным течением. Однако к исходу отчетного срока явился огромный и теплый циклон, который сопровождался значительными осадками в основном в виде дождя. Поэтому ледостав на больших водоемах остановился, а на малых ледовый покров претерпел ощутимый ущерб, но все же оставался монолитным, крепким и прозрачным словно стекло. Последнее обстоятельство не способствовало хорошему клеву рыбы, когда над малыми глубинами собиралось сразу много рыболовов.

Процесс ледостава в начале нынешней зимы пока можно считать благоприятным – первый лед образовался местами толщиной до 15 сантиметров, он монолитный и прозрачный, без смерзшейся снежно каши. Такой лед в несколько раз прочнее, чем мутный, белесый ледовый покров. Даже при затяжных оттепелях с дождями, как сейчас, подобный стеклу лед очень хорошо противостоит погодным коллизиям – медленно истоньшается и почти не ослабляется. Поэтому если череда теплых циклонов затянется по времени, что в последние годы стало чуть ли не правилом, то, конечно, еще ненадежный ледок исчезнет на реках и просторах больших водоемов, но есть надежда, что не будет повторного ледостава на многих малых водоемах, что всегда положительно отражается на последующих зимних рыбалках, даже в сложный период так называемого глухозимья.
Однако в первое время, когда лед молодой и прозрачный, ничем не прикрытый, потому что вместо снега идут дожди, с ловлей многих рыб возникают немалые проблемы. Дело в том, что, адаптировавшись к ледяной воде, такие рыбы как плотва, окунь, щука, уклейка, красноперка и некоторые другие начинают выходить на относительно малые глубины или подниматься в полводы, следуя за скоплениями различного живого корма или находя наиболее благоприятные для обитания слои воды. Эту активную рыбу рыболовы, конечно, быстро находят и начинают скапливаться в местах лучшего клева, немало рискуя получить коллективную купель из-за перегрузки льда. Но обычно клев быстро обрывается в местах, где делают много лунок и где сильно шумят при перемещениях по льду. Особенно быстро покидают беспокойные места плотва, густера, подлещик, синец, белоглазка, затаивается щука. Кажется, после ледостава почти не реагируют на избыток света стайный окунь, пескарь и карась, которого в последние годы уже стали ловить целенаправленно в начале и в самом конце ледостава. Однако и у этих рыб есть предел терпения уровня шума, который порой производят чересчур оголтелые компании, которые, перемещаясь по зонам, где клюет, не ловят сами и не дают поймать другим. Такие картины массовых сборищ дураков от рыбалки регулярно приходится наблюдать на весеннем льду Рыбинского водохранилища, на первом льду окских затонов и заливов, и на многих и многих других водоемах – дураками наша страна богата… А то, что рыба очень чувствительна ко всему беспокоящему, говорит наблюдение, когда она на десятки метров сразу уходила от линии установки под лед браконьерами сети, даже когда это делалось очень тихо, без излишнего шума.
Итак, на прошедшей неделе быстро замерзла сильно остывшая накануне Ока в районе Каширы, хотя на быстринах еще оставались огромные промоины, да и максимальная толщина сплошного льда на реке едва превышала 4 сантиметра. Тем не менее, уже находились отчаянные головы, которые переходили Оку на ее широком и спокойном участке напротив устья р. Мутенки, пытались здесь ловить на течении. Однако белая рыба тут практически не клевала, лишь в браконьерские сетки-косынки попадалось много щуки, судака и берша. В последующем на границе течения и быстрой воды эти хищники стали брать и на блесну, и на крупную мормышку с мотылем. Но основные события по перволедью все же происходили на известных окских затонах, где толщина льда превысила 10 сантиметров. В частности, на глубоком затоне в устье р. Мутенки с помощью эхолота удавалось обнаруживать плотные скопления разной рыбы как в толще воды, так и на дне. На чертиков и мотыля клевали мерная плотва, окунь, подлещик, густера, белоглазка, уклейка, подъязок, ерш, изредка случались поимки судаков. Однако в местах, где начинался активный клев, тут же собиралась плотная толпа, что сопровождалось большим шумом, и все прекращалось – рыба куда-то исчезала и ее приходилось вновь отыскивать. Так что с уловом были только те, кто первыми находили стоянку рыбы и успевали выхватить пару-тройку хвостов, а остальные лишь бегали и мешали другим рыбачить. На Белопесоцком и Ланшинском затонах обстановка с ловлей была ничем не лучше – толпы жаждущих легкой добычи присутствовали здесь и в будние дни, и в выходные, поэтому рыбу ловили только те, кто ее быстро находил, подбирал нужную приманку и игру и умудрялся долго маскировать от всех прочих свой успех, но рано или поздно и таких рыболовов нагло обрубали, а новые уловистые места не всегда получается найти за короткий день.
Несколько дней и ночей морозов сделали свое дело и на всех подмосковных водохранилищах, но, как правило, достаточно надежный лед встал лишь в узких местах верховьев этих водоемов, а на основных широких плесах ледок еще оказался тонок и опасен для выхода на него. Так, на Рузском водохранилище спокойно можно было рыбачить в его верхней части в районе Осташева и на Волошне, с учетом того, что уровень воды никак не менялся и лед у берегов не ломался. Здесь в основном все занимались ловлей хищника: окуня на блесну, а щуку на жерлицы. Несмотря на прозрачный лед, окунь до 300 граммов весом лучше всего брал на глубинах от метра до трех, практически мало реагируя на то, что делается над ним. Снасти на щуку ставили на глубинах до пяти метров: в уловах отмечено немало зубастых хищниц весом от килограмма до трех и более.
На волжских водохранилищах пока замерзли только глубоко вдающиеся в сушу заливы, где тоже активность проявлял лишь окунь максимальным весом до 300 граммов, изредка на жерлицы брала некрупная щучка. Белая рыба, видимо, еще не адаптировалась к новым условиям обитания. Так, много окуня разного размера ловили недалеко от берега, применяя блесну и мормышку, на обширном Перетрусовском заливе Московского моря. Не остались без весомого улова полосатых хищников и те рыболовы, которые на этом водоеме посетили узкие и разнообразные по рельефу дна Домковский и Федоровский заливы. А вот на Угличском водохранилище, сильно проточном и подогретом теплыми стоками из Конакова, дела со льдом намного хуже. Поэтому здесь рыбачили в основном в чистых и холодных притоках: в частности, окунь и щука весом до полутора килограммов неплохо клевали в месте слияния рек Большая Пудица и Медведица.
Отдельная тема в обсуждении рыбалки по первому льду – это ловля на многочисленных и разных по видовому составу обитателей прудах, где сейчас лед в основном весьма толстый, потому что образовался на две-три недели раньше. Также на этих водоемах можно найти обширные участки, где лед не прозрачный, а белый, что хорошо защищает рыбу от излишнего света и маскирует рыболова даже на малых глубинах. Тут можно сказать, что на прудах уже почти прошла пора хорошего перволедного клева окуня. Теперь его с трудом удается ловить на мормышку, зато все активнее становятся плотва и подлещик, где их плотность высока. Например, с окуня на плотву все чаще переходят рыболовы на обоих больших верхних водоемах с плотинами на р. Осенке, что в районе с. Субботово (Коломенский район), но не забывают здесь и про щуку. А вот в двух больших прудах с плотинами на р. Северке в Голубино и у пос. Заря Подмосковья (справа и слева от Каширского шоссе) достойных по размеру плотвы и окуней очень мало, зато в обоих водоемах сильно размножился подлещик, который сейчас держится чуть ли не на максимальных глубинах у плотин, быстро собирается на прикормку и неплохо клюет как на игру, так и на поплавочные снасти.
Другое дело карась в тех прудах, где он и после ледостава продолжает ходить и кормиться из-за его большого количества. Эту рыбу чаще приходится ловить на неподвижную снасть в местах, где обнаружены зимние скопления карася, которые легко найти по множеству воздушных пузырей подо льдом, пока он прозрачен. Прикормка обычно не применяется, поскольку зачастую она дает отрицательный эффект. Так, почти всю прошедшую неделю у многочисленных рыболовов хорошо клевал на мотыля карась на пруду у д. Минаево (справа от Каширского шоссе, поворот на Шишкино). Ловилась рыба весом 100-300 граммов, вместе с карасем попадались плотва и ротан.