Москвичи, представители славянских племен, населявших территорию Русской равнины, с древнейших времен были весьма искусными рыболовами. Свидетельство тому – разнообразные предметы рыболовного инвентаря, встречающиеся при археологических раскопках в слоях 13-17 вв.
В центре столицы на территории Зарядья, непосредственно выходящего к Москва-реке, в те времена жили ремесленники и торговые люди, одним из подсобных занятий которых являлся рыбный промысел. При раскопках здесь обнаружены деревянные и сплетенные в виде колец берестяные поплавки от удочек и сетей, множество каменных и керамических грузил от сетей и неводов, металлические блесны и крючки. Огромный интерес представляли найденные здесь же кости рыб. Хорошая сохранность их позволила определить, к каким видам они принадлежали, и даже реконструировать размеры отдельных особей. Оказалось, что в уловах преобладали щуки длиной до 95 см, лещи – 47 см, голавли – 36 см, судаки – 84 см, стерляди – 75 см. Весьма внушительных размеров достигали сомы (до 210 см), осетры (180 см), севрюги (170 см) и белуги (300 см).
При дальнейших раскопках в центре Москвы попадались кости и других рыб: каспийского лосося, тайменя, сазана, окуня, ерша, плотвы и линя. Этих рыб наши предки вылавливали как в самой Москва-реке, так и других реках Подмосковья – Клязьме и Оке. О былом изобилии рыбы в этих реках есть упоминания в письменных источниках. Иностранцев, посещавших Россию в прошлые столетия, всегда приводили в восторг рыбные богатства рек Московии. Один из них, Сигизмунд фон Герберштейн, немецкий дипломат при дворе великого князя Василия III (1517 и 1526 гг.), с восхищением писал об Оке: «Эта река особенно знаменита обилием рыбы… она имеет некоторых особенных рыб, которые на их языке (русском. – примечание авторов) носят следующие названия: белуга – удивительной величины, без плавников, с огромной головой и пастью; стерлядь, севрюга, осетр… и белорыбица, то есть белая рыбка самого отменного вкуса». Все эти рыбы в те далекие времена могли заходить из Оки в Москва-реку. Осетра, например, изредка ловили даже в самом центре столицы у Каменного моста в середине 18 в., о чем упоминал Карл Рулье. По свидетельству его же, в середине прошлого столетия здесь попадалась и крупная проходная каспийская минога, поднимавшаяся из Каспия высоко вверх по Волге и заходившая на нерест в Оку и Москва-реку. Ловился в Москва-реке, а также в Клязьме и Оке, великолепный каспийский лосось. Об этом сообщал антиохийский патриарх Макарий, посетивший Россию в 17 в.: «Река Москва течет с запада к востоку и изобилует разных пород рыбой; одна порода бывает всегда с брюхом, полным вкусными мешочками красной икры».
Отменная же по своим вкусовым качествам белорыбица изредка единичными экземплярами попадалась в низовьях Москва-реки даже в начале прошлого столетия. Наш знаменитый земляк, непревзойденный знаток повадок и жизни пресноводных рыб Л.П.Сабанеев, оставил нам замечательный труд – книгу «Рыбы России». Читая ее, мы можем представить, сколько рыбы водилось в Москва-реке в прошлом веке только в пределах столицы. Сам автор этой замечательной книги с мая по ноябрь 1889 г. добыл удочкой в Москва-реке на участке от Воробьевых гор до Каменного моста около 26 пудов (более 4 центнеров) подуста. Заядлые столичные рыболовы в те времена в черте города вылавливали удочками за год до 400 пудов (около 6 тонн) одного лишь язя, а кроме того много другой москворецкой рыбы: голавля, плотвы, ельца, налима и др. Ельца, встречавшегося в Москва-реке в изобилии, добывали столь много, что он шел на продажу в копченом виде под названием «московская ряпушка» и пользовался большим спросом у покупателей. Немало рыбы ловилось и в притоках Москва-реки – Сходне, Химке, Яузе, Сетуни, Пахре и др., а также в многочисленных прудах столицы и ее окрестностях. Особенно знаменитыми по обилию и разнообразию рыбы были тогда Царицынские пруды, где водились крупные щуки, сомы, судаки, окуни, лещи, лини, язи, голавли, караси и прочая рыба. Немало рыбы обитало также в прудах Ново-Девичьего монастыря, а также в Черкизовском, Хапиловском, Измайловском, Перовском, Кусковском, Люблинском, Никольском, Химкинском, Ховринском и других прудах Москвы и ближнего Подмосковья. Приходится только позавидовать древним рыболовам.
Комментарии (0)