В цивилизованных странах бытовали свои суеверия. Веками непреложной истиной было то, что в понедельник нельзя было начинать никакое серьезное дело. Поэтому никто из рыбаков не отваживался ловить рыбу в этот «тяжелый» день на реке, озере, а тем более в море, веря, что выход в море в понедельник равносилен самоубийству.
Кроме рядовых понедельников, особо «роковой» датой считался первый понедельник апреля. На нем, как говорили, лежит «каинова печать»: в этот день своего рождения библейский Каин, сын Адама и Евы, убил из зависти своего кровного брата Авеля. Таким же «роковым» значился понедельник на второй неделе августа – день испепеления огнем, посланным с небес, городов Содом и Гоморра, жители которых погрязли в распутстве.
Вторник рыбаки тоже недолюбливали. Например, рыбный рынок в Виннебе (Гана) каждый вторник и сегодня пустеет. Не выходят в море в этот день и рыбаки. Всё дело в том, что, по старинному преданию, море было создано богами во вторник и во вторник же в морских водах поселился морской бог. Вот по этой причине рыбаки из далекой африканской страны в этот день стараются не искушать судьбу, предполагая, что их выход в море обязательно закончится неудачей.
«Тяжкие сети – тяжелый улов». Нельзя точно сказать, существует ли у рыбаков южноиндейского штата Керала такая пословица, но поверье существует. Считается, что если сеть было легко нести в лодку, улов унесешь в одной руке. Есть и еще поверье: никоим образом не носить сети мимо индуистского храма: индуизм ведь против убийства живых существ, а пойманной рыбе, как вы понимаете, вряд ли уготована долгая жизнь.
Однако перенесемся в Россию, где 15 апреля – день в честь преподобного Тита Чудотворца и мученика Поликарпа – называли Тит-Поликарпов день. Рыбаки верили: если к этому дню лед на водоемах не ушел, будет плохой лов рыбы.
А 16 апреля наступал Никита Водопол – так назывался день преподобного Никиты Исповедника. Рыбаки примечали: «Если на Никиту лед не прошел весь, лов рыбы весь сезон будет плохой».
Верили, что в этот день просыпается от спячки водяной. Многие суеверные рыбаки приходили в полночь полакомить его гостинцами. Происходило это так.
Покупали у цыган самую захудалую лошадь, не торгуясь, за трое суток до Тит-Поликарпова дня. В эти трое суток рыбаки старались откормить ее хлебом и конопляным жмыхом. В последний вечер вымазывали лошадиную голову медом с солью, в гриву вплетали множество красных лент, ноги спутывали веревками, через шею перекидывали два старых непригодных жернова.
Ровно в полночь отправлялись к реке. Если лед не прошел, связанную лошадь опускали в прорубь; если же река очистилась ото льда, то сами рыбаки, садясь в лодки, старались утопить лошадь посреди реки. В это время старший из рыбаков находился на берегу, прислушивался к реке и подавал знак остальным, когда можно утопить лошадь.
И большое несчастье подстерегало рыбаков, если водяной отказывался от угощения или переходил в другой водоем. По их замечанию, водяной всю зиму лежит в воде и спит крепким сном. Просыпается злой, голодный и сердитый, с досады и голода ломает лед, замучивает мелкую рыбку до смерти, а большая уходит сама от него в другие реки. Если же его задобрить гостинцем, водяной стережет рыбу, переманивает из других рек, спасает рыбаков от бури и потопления, не рвет бредни и неводы.
Во время своего гнева водяной три дня дожидается гостинца, а если рыбаки запоздали с подношением, то он, истребив рыбу, перебирается в другой водоем. Желание водяного получить гостинец узнаётся по сильному колыханию воды и глухому стону.
По поверью, водяной ухитряется призывать к себе рыбу из чужих рек и озер. Так объясняли в прошлом умаление и полное исчезновение рыбы в тех или других водах.
Объясняли это и несколько иначе, уверяя, что один водяной проиграл все свое добро другому. Так, о водяных Кончозера и Пертозера рассказывали, что они, как соседи, играли то ли в карты, то ли в шары, и первый выиграл у последнего всю ряпушку. С тех пор эта рыба перестала ловиться в Пертозере.
Помимо гостинца, рыболовы чествовали водяного жертвенным возлиянием. Старший из них выливал в реку масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье! Люби да жалуй нашу семью».
По первой щуке, пойманной весною, судили о будущем урожае хлеба: если икра в щуке толще к голове, то лучший урожай будет от ранних посевов, а если к хвосту, то от поздних; икра ровная предвещала посредственный урожай. Хребтовые кости щуки подвешивали к воротам как средство, предохраняющее от повальных болезней, а щучьи зубы собирали и носили при себе, чтобы в летнюю пору не укусила ни одна змея. Между прочим, верили, что водяной часто оборачивается рыбой, и по преимуществу – щукой.
В Новгородской губернии, в селениях вокруг Валдая, бытовало поверье, что на Семенов день, который приходился на 21 сентября, угорь утренней зарей выходит из воды и прогуливается лугом на три версты по реке. Эта рыба будто бы смывала с себя все болезни.
Однако рыбаки считали угря в числе непозволенных яств. Одна только крайность заставляла покуситься на эту рыбу, но и то с условием: обойди прежде семь селений, и если не сыщешь никакой еды, тогда можешь есть угря, но не касаясь его головы или хвоста.
Рыбаки считали угря за водяного змея, хитрого и злобного, но за какие-то грехи лишенного возможности жалить людей и зверей. При этом колдуны используют угря в своих чудесах, когда нужно знать, например, о пропаже. Тогда они кладут угря на горячие уголья и по прыжкам и движениям его гадают, где скрыта пропажа.
Среди же белорусов бытовала вот такая малоприятная примета: если перед рыбаком плеснет хвостом щука, то он не проживёт и трех лет.
Столь же зловещим выглядело в Богемии вот такое суеверие: рыбаки не обязаны были подать помощь утопающему как жертве водяного, поскольку последний мог лишить их за это счастья в рыбной ловле и утопил бы их самих при первом удобном случае.
Многие рыболовы и в наших дни имеют «везучие» и «невезучие» удочки. Для «удачи», прежде чем закинуть удочку, плюют три раза на крючок с наживкой. Суеверные рыбаки говорят: «Чем дешевле и хуже снасти, тем лучше ловится рыба», «На невод (сети) не ступать – рыба не ловится», «Ёрш в первом залове – к неудачной ловле».
Есть ли доля правды в этих суевериях?..
Комментарии (0)