Как бы негативно ни складывалась обстановка на водоемах в середине жаркого лета, умелому рыболову всё равно довольно часто улыбается удача, когда трофеи бывают вполне достойных размеров. И чтобы улов не пропал зря, надо еще умудриться сохранить его до конца рыбалки в живом или свежем виде. Только в этом случае есть шанс успеть в жару доставить рыбу домой без потери ею пищевых качеств и безопасной для потребления.
Мобильные рыболовы – спиннингисты и любители летней ловли на мормышку – чаще всего улов сохраняют либо на кукане, либо в просторной плетеной корзине, выложенной внутри свежей травой и имеющей хорошую вентиляцию через неплотные боковые стенки. В последнем случае рыба, конечно, неживая, но она постоянно охлаждается, находясь в теплоизолирующей таре, поэтому срок ее свежести значительно продлевается. Кроме того, каждая тушка как бы подвяливается снаружи, что хорошо предохраняет нежный продукт от проникновения и размножения вредных микроорганизмов.
У рыболовов стационарных, преимущественно поплавочников и доночников, ловящих на прикормленном месте с берега или с лодки, поставленной на якоря, задача сохранения улова решается несколько иначе, поскольку трофеи у них другие, точнее сказать, более слабые к воздействию внешней среды. Думается, понятно, что тот же лещ или плотва с язем вряд ли долго «протянут», будучи посаженными на довольно грубую застежку массивного кукана, и в теплой воде, погибнув, они испортятся гораздо быстрее окуня или щуки, поскольку их мясо жирнее. На кукан чаще всего из «мирных» рыб сажают карпа, сазана или карася, причем только крупных и сильных рыб. И делают это потому, что мощные сазаны или карпы в течение рыбалки могут легко испортить садок, в котором находится более мелкая рыба, да и в значительной мере помять и побить некрупных собратьев по неволе.
Таким образом, садки используются преимущественно для рыбы, которая составляет улов основной массы рыболовов, при этом трофеи не отличаются сильно друг от друга по размеру. Садок, конечно, не является абсолютной панацеей предохранения улова от порчи именно в жаркую погоду, в условиях сильно перегретой воды. Дело в том, что садок с рыбой чаще всего приходится устанавливать в прибрежной полосе с малой глубиной, где к полудню вода перегревается настолько, что оттуда уходит всё живое. По этой причине, прежде чем выбрать место для рыбалки с берега, нужно позаботиться о хорошем размещении будущего улова: садок следует располагать на глубине не менее 1,5-2 метра и в тени прибрежной растительности, а чтобы он не всплывал и не сдвигался волнами, его необходимо огрузить, положив на дно садка гладкий камень достаточного веса.
Впрочем, когда дном, на котором лежит садок, оказываются каменная отсыпка, ракушечник или хуже того бетонная набережная, то камень в сетке может сослужить плохую службу, постепенно протерев сетку насквозь. В подобной ситуации однажды пришло такое решение – растянуть садок над «шершавой» поверхностью на резинках: одна из них с грузом на конце привязывается в центре днища садка и груз забрасывается предельно далеко, сильно растянув резинку длиной 1,5-2 метра, другая крепится к горловине, натягивается и привязывается на берегу на той высоте, чтобы «тело» садка с уловом нигде не касалось грунта. Кроме того, даже при сильном прибое от ветра или от проходящих кораблей садок и улов в нем не будет резко дергать, доводя рыбу до бессилия – резина станет плавно амортизировать накат и откат волны. Для этих целей вполне подходит бельевая резинка, которую в зависимости от нагрузки и размеров садка можно сложить в два, три и более раз.
Сохранность рыбы зависит в большой степени от типа самого садка. Совершенно недопустимо держать улов в садках, изготовленных из металлической сетки: они, как правило, слишком тесные, рыба бьется и травмируется о жесткие стенки и быстро погибает. Лучшие садки, изготовленные из сетчатой дели, надетой на обручи диаметром до метра. Желательно, чтобы длина такого садка в расправленном состоянии была не менее 2,5 метра, тогда рыба разместится в нем на глубине и достаточно далеко от берега и от мутной полосы прибоя, кроме того она не будет стеснена в движениях.
Также продолжительность жизни рыбы даже в качественном и правильно установленном садке в значительной мере связана с умением и аккуратностью самого рыболова. Например, не раз при активном клеве в жару плотвы или карася приходилось намеренно ставить «не по насадке» крупный крючок. При хорошем клеве это почти не сказывается на результатах ловли, зато из пасти рыбы не приходится извлекать глубоко проглоченный крючок, неизбежно травмируя рыбу, вызывая у нее кровотечение.
Но уж если так случилось, крючок необходимо предельно аккуратно доставать специальным приспособлением под названием экстрактор, типов которого существует несколько – в виде вилочки, трубочки или спирали. И вообще, как изымать рыбу из воды следует без экстремальных нагрузок для нее, уж тем более не шлепая ее со всего размаха о грунт или днище лодки, так и принимать в руку трофей надо, не слишком сдавливая его. Более всего надо беречь жабры рыбы и стараться при захвате не запускать туда пальцы. Лучше надежно брать рабу в ладонь, обхватывая всеми пальцами, и предельно оперативно избавлять ее от крючка, иначе продолжительный контакт с горячей кожей рыболова вполне может вызвать у нее термический ожог и последующую скорую гибель. Так что не тискайте трофей, не хвалитесь им, не устраивайте фотосессию с ним, а скорее помещайте в садок.
Кроме того, очень спорный в жару момент – отпускание на волю мелкой или уже не нужной рыбы, побывавшей в контакте с крючком, раскаленным воздухом и рукой человека, да еще испытавшей значительные физические нагрузки при ее «выдергивании» из воды. Скорее всего, такая рыба погибнет, став в теплой воде питательной средой для всякой заразы. Лучше взять за правило покидать место ловли, где преобладают поклевки мелочи, или скорректировать снасть, прикормку и насадку. Конечно, недостойно настоящего рыболова ловить рыбу только ради того, чтобы потешить свой азарт, насытить непомерные амбиции, хотя улов и не нужен для дела. Поэтому во многом кажутся аморальными любые рыболовные соревнования, где первенство определяется по максимальному количеству истребленных живых тварей, причем зачастую никаких ограничений в правилах таких мероприятий не устанавливается.
Комментарии (0)