Как известно, и вполне естественно – рыболовы и охотники много времени проводят на природе. И что меня часто поражало и восхищало в моей долгой охотничье-рыболовной практике – это неожиданные интересные встречи с природными явлениями и подсмотренные эпизоды из жизни животного мира.
Сказанное относится в полной мере и к так называемой «тихой охоте»: походам за грибами, ягодами, а также простым прогулкам по лесам, полям, водоемам. Да что и говорить, такие встречи происходят и во время всяких других мероприятий на природе (купания и загорания, увеселительные выезды). Мне уже доводилось на страницах газеты под таким же заголовком знакомить читателей с некоторыми из этих интересных встреч. Но жизнь приносит все новые и новые эпизоды, оставляющие неизгладимый след в душе.
Встреча 1. Она произошла очень давно, где-то в 1968 году у озера Куверши Ногинского района Московской области. Я спокойно сидел в лодке недалеко от берега и ловил рыбу поплавочной удочкой. Дело было в начале июня. Мое внимание привлек плеск некрупной рыбы у самого берега, у береговой кочки. Это нерестилась уклейка. И вот, из близлежащего лесочка спокойно и деловито выходит кот, осторожно подходит к берегу, быстро ловит уклейку и медленно несет ее в зубах в лесок. Через несколько минут этот вояж успешно повторяется. И так пять раз. Ел ли он сам эту рыбу, либо угощал родственников и знакомых – мне неизвестно. Но больше я склоняюсь ко второму варианту. Ведь никто не мешал ему поедать улов по мере поступления тут же, на берегу.
Встреча 2. Эта встреча произошла нынешней весной, весной почти уникальной, очень поздней. Грачи прилетели 19 мая, что дней на десять позже обычного. Скворцы опоздали дней на двенадцать, думаю, что нынче их и прилетело мало. Допускаю их массовую гибель на чужбине. Из четырех моих подотчетных скворечников в трех разных местах п. Усвяты Псковской области были заселены только два, в прошлом году были заселены все четыре. Шли мы с моей спутницей Маргаритой Ивановной (в границах поселка Усвяты) к Замковой горе посмотреть, как у мальчишек дела с рыбалкой на озере Городечно. Смотрим, в траве на берегу озера у самой воды дремлет здоровенный рыжий кот, явно очень сытый и довольный. На нас он не обратил никакого внимания. Ну, да ладно. Дремлет, стало быть, брат наш меньший. А тут же рядом, у края асфальтированной дорожки, идущей вдоль подножья горы, мы увидели неуклюже прыгающего в низкой траве птенца дрозда. Так вот чем промышлял кот! У него что, календарь природы висит на стенке? Многие другие случаи подобного рода подтверждают, что так оно и есть. А рядом, в кронах высоких кленов и лип, растущих на склоне горы, тревожно кричали родители птенцов. Не без труда поймав одного из них, мы провели фотосессию и с миром отпустили молодого дрозда. Поблизости мы обнаружили еще несколько подобных несмышленышей.
Описанный случай вовсе не уникален. Многие владельцы этих одомашненных «минитигров» (особенно проживающие в сельской местности) уверяют, что в период появления и роста птенцов в дикой природе их питомцы уходят из дома надолго, именно с целью сезонного питанья за счет неосмотрительных птиц разных видов. Один мой знакомый рыболов, проживающий в непосредственном соседстве с заливным лугом, на днях сообщил, что его кошка принесла домой молодого дупеля.
Встреча 3. Года два назад впервые в жизни мне удалось встретить на своем пути гнездо вальдшнепа. Это произошло в четырех километрах от моих родных Усвят. Двигаясь пешком на весеннюю рыбалку, я решил срезать угол и пройти каких-то триста метров через вполне проходимый лес к одному из проточных озер системы реки Усвячи – притока Западной Двины.
Буквально в пятидесяти метрах от проселочной грунтовой дороги, в редком смешанном лесу с двумя высоченными соснами, с земли взлетел вальдшнеп. Это он засек меня и по звуку шагов, и даже визуально. Я уже был в пяти-семи метрах от его местоположения на земле и маршрут моего движения в перспективе буквально проходил по его спине. Было очень похоже, что птица слетела с гнезда. Так и оказалось. Гнездо было открыто всем ветрам и дождям, как, например, у чаек. Только у чаек ветров больше, но у них зато меньше сухопутных врагов. А у вальдшнепа было практически беззащитное гнездо: лесной зверек, вороватые птицы и пресмыкающиеся без всяких проблем могут поживиться яйцами из кладки.
Может быть, именно по этой причине вальдшнепов в наших лесах летом немного. Вот поучиться бы им у ворон, сорок, голубей, воробьев, скворцов, чьи гнезда доступны в основном только человеку. Но этот самый человек, проживая с ними по соседству, «подписал» с ними пакт о ненападении, хотя его условия чаще нарушает именно слабая сторона…
Вышеописанные три встречи можно отнести к категории взаимоотношений в животном мире вне зависимости от деятельности (если не считать помощи и помех росту кошачьего и собачьего поголовья) на земле-матушке человека, они показывают, что по крайней мере у кошек свой собственный календарь природы на стене висит. Но есть многое в жизни природы, когда человек «привлекается» к сотрудничеству животным миром в своих корыстных интересах. О таких встречах и пойдет речь ниже.
Встреча 4. Есть такие лесные красивые птицы сойки. На зимовку в жаркие страны они не улетают. Им совершенно нечего делать в жидком кустарнике на берегу рек. И действительно, летом там их нет. Зимой картина принципиально меняется. На реках бывают рыболовы-подледники. Так вот, сойки установили, что у рыболовов можно успешно поживиться остатками еды и прикормки, а то и рыбкой, либо добровольно оставленной на льду, либо попросту украденной практически за спиной рыболова.
Рыболовы-подледники отлично знают, что вездесущие вороны забираются порой очень далеко от берегов водоема, устраивают настоящий прессинг на рыболовов с целью поживиться рыбкой. Стоит оставить рыбок на льду и отойти на приличное расстояние от них, как вороны быстро пикируют «на угощение».
Встреча 5. Признаюсь, этой встречи лично у меня еще не было, но в ее достоверности не сомневаюсь. Мне рассказывали очевидцы (да и в прессе про это писалось), в дельтах рек, где по берегам узких проток гнездятся утки, хитрые и нахальные вороны устраивают пир за счет рыболовов. Те на моторных лодках отправляются в путь к протокам, а за ними прямо от лодочных стоянок пристраиваются вороны. Что им надо? Ведь люди их и не собираются чем-либо угощать. Но умные вороны знают точно, что угощение все-таки будет! Лодка движется по протоке, некоторые утки от трескотни мотора взлетают с гнезд, а дальше… для ворон открываются бесплатные кормушки. Значит, и у ворон есть настенный (настольный) календарь!
На мой взгляд, люди явно недооценивают умственные способности представителей живой природы. Но современная пресса уже все реже и реже твердит об исключительности в этом смысле человека.
Итак, календари у представителей живой природы существуют! И в них красным отмечены сроки не очень частых, но таких привлекательных периодов, когда можно успешно попировать! И если есть возможность, почему бы не воспользоваться вольной или невольной помощью человека.
Комментарии (0)