Прошедшая неделя, наверное, впервые за дождливый осенний период была в столичной и окрестных областях относительно спокойной. Это значит, что осадки практически прекратились, ветер стих, но вместе с быстрым ростом атмосферного давления температура воздуха в течение суток опускалась намного ниже нормы. Такая погодная ситуация привела к дальнейшему остыванию водоемов и одновременному падению в них избыточного уровня воды и ее постепенному просветлению. Особенно актуальным прекращение осеннего наводнения стало для юга Подмосковья. Данное течение событий на водоемах стимулировало отход рыбы от берегов на значительные глубины с одновременным переходом в питании на пищу животного происхождения, что предполагало на рыбалке использование широкого ассортимента насадок и наживок.
С наступлением на водоемах осенних условий обитания для рыбы, что прежде всего связано с охлаждением воды ниже определенной температуры, для рыболова приходят непростые времена, когда улова может не быть вовсе, если совершить хотя бы одну ошибку. Дело в том, что для успеха осенней ловли необходимо одновременное совпадение нескольких важных факторов: обнаружение места концентрации рыбы, оптимальная глубина, верный выбор объекта рыбалки и точный подбор наживки или насадки.
Если насчет места и глубины, как в стоячей воде, так и на реках, всё довольно ясно – рыба встает до ледостава на средних глубинах, где оптимальная освещенность и ослабленное течение, при этом тут обычно намного больше естественного корма, чем в русловой канаве или в прибрежной зоне. Что касается вопроса, кого ловить, то тут рыболов волен сам решать: либо настроиться на пока достаточно активную плотву, либо полдня сидеть на карася, дожидаясь, когда он соберется на прикормке и станет очень привередливо брать, причем это событие не обязательно произойдет, поскольку настроение карася сильно зависит от состояния погоды. Кроме того, в случае с плотвой улов может состоять в основном из мелочи, а карась осенью более достойный трофей, дающий своими тонкими поклевками много понимания в правильном устройстве не только поплавочной снасти, но и специализированной донки.
Сложнее с подбором наживки или насадки, когда осенний день сам по себе короток, а время активного клева еще короче, поэтому на эксперименты его почти не остается. Тут можно посоветовать только одно – с утра больше внимания уделять ловле на личинки в виде мотыля, опарыша, ручейника, не пытаясь в ледяной воде рыбачить на грубого для осени червя, а после полудня при хорошей погоде надо пробовать применять самые нежные и компактные растительные насадки.
Итак, на Оке в районе Каширы и Серпухова на истекшей неделе уровень быстро снижался и к выходным дням в итоге упал почти на два метра, но «лишним» в реке оставалось еще более метра воды, которая успела немного осветлиться. Видимо, только последнее обстоятельство способствовало тому, что хищник в Оке начал потихоньку ловиться на спиннинг – как с лодок, так и с берега отмечались редкие поимки некрупных судаков и окуней, причем в основном на оснастки с отводным поводком. Конечно, уже не удавалось доставать с берега поплавочной удочкой до разной белой рыбы, которая отошла на глубинные свалы. Заметно ухудшились результаты после спада высокой воды и у любителей ловли налима, который, видимо, тоже покинул береговую зону.
На малых реках, таких как, к примеру, Пахра на ее глубинном участке под с.Ям, вода практически пришла в норму как по уровню, так и по чистоте уже к середине прошедшей недели, а течение заметно ослабело. Это сделало возможным тут вполне комфортную и добычливую ловлю на удочку плотвы, густеры и подлещика, которые отошли на глубины более трех метров вдалеке от берега, что требовало использования удилища длиной не менее семи метров. Следует отметить, что из всей рыбы на растительную насадку в виде перловки или манной «болтушки» продолжала клевать только плотва, но универсальным теперь всё же стал мотыль – либо он один на крючке, либо в комбинации с опарышем или личинкой «репейника». Теперь даже на реке с заметным течением надо очень аккуратно относиться к прикармливанию: рыба вообще долго подходит на прикормку, но если перекормить избыточно или бросать в воду слишком «жирную», насыщенную и чересчур ароматную прикормку, то в ледяной воде на месте ловли можно надолго разогнать всё живое.
На многих больших водохранилищах, где вода от дождей не была мутной, лишь заметно поднимался уровень, спокойная и пасмурная погода прошедшей недели положительно сказалась на поведении солидного хищника, в основном судака и щуки, которые стали на глубинных свалах проявлять себя «выходами» в течение дня. Например, на Рузском водохранилище в районе Осташева и Акатова улов некоторых умелых спиннингистов за день составлял до семи «хвостов» в виде щук и судаков весом до трех килограммов, которые ловились на свалах на джиговые приманки в диапазоне глубин от 5 до 9 метров. При этом надо отметить, что в верхней части водоема, начавшего быстро терять воду, средний вес трофеев был больше, чем у рыбы, пойманной в низовьях.
Три дня рыбалки со спиннингом на Угличском водохранилище в районе устья р.Медведицы также со всей очевидностью показали резкое снижение активности мелкого хищника, прежде всего берша и окуня, зато на глубинных русловых свалах объявилось достаточное количество достойных по размеру судака и щуки, кстати, здесь же иногда со дна клюет и крупный жерех. Однако, учитывая огромные водные пространства, на данном водоеме приходится немало поплавать и поработать с эхолотом, чтобы определить места выхода на кормежку хищника.
На большинстве карасевых прудов Подмосковья дела с уровнем и прозрачностью воды тоже постепенно налаживаются, хотя ловля карася в ледяной воде становится довольно проблемным занятием. Например, в Минаевском пруду недалеко от д.Шишкино (справа от Каширского шоссе) в прошедшие выходные дни подход рыбы на прикормку пришлось ждать почти четыре часа, и клевать она вначале стала только на опарыша, но во второй половине дня лучше ловилась на перловку. То же самое наблюдалось и на водоеме у с.Лобаново (слева от Каширского шоссе), где среднего размера карась был даже активнее местной плотвы и хорошо клевал как на удочки, так и на донки. Однако было явным смещение его «интересов» от растительных и грубых животных насадок к мотылю. Также ухудшал рыбалку избыток прикормки.
Комментарии (0)