Вести с водоёмов

Изображение Вести с водоёмов
Изображение Вести с водоёмов

После недавнего аномального тепла на прошедшей неделе в Подмосковье резко похолодало, особенно в ночное время. Приход холодов сопровождался ураганным ветром, резкими скачками атмосферного давления, местами наблюдались снежные заряды. При столь сложных погодных условиях весенняя вода на реках почти не прибывала и сходила постепенно, а на большинстве водоемов без течения, особенно крупных, сохранялся вполне надежный лед. Поэтому на отчетной семидневке была возможна смешанная рыбалка: многие рыболовы со спиннингом и удочкой перешли ловить на относительно чистую и невысокую речную воду, но немало нашлось и тех, которые все никак не могли расстаться с зимой и выбирались на лед. Однако из-за очень нестабильной погоды и быстрого остывания воды хорошего клева не было ни у кого.

В сложные периоды рыбалки, конечно, очень важно найти места, где рыба скопилась по тем или иным причинам, тогда можно надеяться на успех ловли. Особенно это актуально весной, когда одна рыба нерестится и не клюет, зато какая-то другая, наоборот, активно кормится, причем и то, и другое может происходить на одном ограниченном участке водоема, где сложились определенные условия. Так, сигналом к нересту у конкретной рыбы служит достижение водой нужной температуры, что на разных участках водоема случается не одновременно, и зависит это и от глубины, и от преобладающего направления ветров, и от характера впадающих притоков, и даже от наличия и типа растительности на берегах и в воде.

Наиболее выгодной окажется ситуация, когда в залив с небольшой глубиной и остатками прошлогодней подводной растительности впадают несколько речек и ручьев, текущих на большом протяжении по открытой местности — вода в них быстро нагревается. А если в залив длительное время дует ветер, сгоняя сюда теплую поверхностную воду, то это еще скорее привлечет разную рыбу, а также и ее потенциальный живой корм. Напротив, если на берегу стоит дремучий лес, долго отдающий ледяную талую воду, или в залив впадает холодная лесная речка, то рыба здесь появится по срокам гораздо позже.

На реках же, где вся вода имеет примерно одинаковую температуру за счет перемешивания течением, рыба выбирает те участки, где поток заметно слабее: тут оседает корм, а у отложенной икры есть больше шансов на сохранность в случае быстрого подъема уровня из-за нередких весной сильных дождей. А что до сроков подхода рыбы в такие места, чтобы кормиться или нереститься, то на этот счет существует немало внешних признаков, которые всегда учитывают опытные рыболовы. Например, если в начале весны береза на берегах реки только выбросила первый лист, то в ближайшее время тут начнется массовый икромет у плотвы, но закончится он у голавля, язя, ельца, жереха. Поэтому в этот момент у самого берега можно рассчитывать на короткий преднерестовый жор крупной плотвы, который, впрочем, может растянуться по времени, если начнутся частые смены потеплений и похолоданий.

Итак, почти полное отсутствие половодья на реках стало причиной того, что на основных подмосковных водохранилищах ледовый покров нынешней весной не поднялся и не отошел от берегов, а похолодание даже укрепило его. Поэтому и на прошедшей неделе продолжалась ловля со льда на Рузском, Можайском и Озернинском водохранилищах. Однако резкие погодные скачки не лучшим образом отражались на поведении местной рыбы. Например, подлещик вновь со средних глубин отошел на большие, где клевал очень вяло и в основном некрупный. Несколько лучше обстояли дела с прибрежной ловлей плотвы и окуня на глубинах до 5 метров. Но и эта рыба почему-то относительно активно клевала с утра и до полудня, а затем, когда высоко поднималось солнце и ветер усиливался до ураганного, клев окуня и плотвы практически прекращался до вечера. Таким же образом вела себя и щука, причем «зубастые» весом более килограмма в уловах были редки.

И даже на некоторых прудах Подмосковья сложились особые ледовые условия, когда зимняя рыбалка на них продолжается до настоящего времени. Обычно это водоемы, вытянутые с севера на юг, у которых восточный берег высокий и покрытый лесом. Например, совершенно безопасно под восточным берегом со льда рыбачили в субботу и воскресенье на пруду у д. Чулпаново (слева от Симферопольского шоссе). Здесь в прибрежной зоне на глубине до двух метров довольно активно клевали некрупные плотва и окунь, но изредка попадалась плотва весом до 200 граммов. Аналогичные условия для рыбалки были и на пруду у д. Денежниково (справа от Рязанского шоссе), где оба берега укрыты высоким лесом. Но здесь ловилась только совсем мелкая плотва.
В то же самое время на мелководных прудах, открытых всем ветрам и весеннему солнцу, лед прекратил свое существование, и кое-где даже начали вполне результативно ловить карася. Так, на обширном пруду под названием «Лягушатник» с максимальной глубиной около 1,5 м, расположенном в селе Константиново (Домодедовский городской округ), хорошо работал пикер при максимальной дальности заброса. При насаживании на крючки оснастки 3-5 крупных мотылей довольно бойко брали караси весом до 300 граммов.

Из других водоемов без льда следует отметить Угличское водохранилище, где сейчас сложились уникальные условия как на самом водоеме, так и на его притоках, что связано с запредельно низким сбросом воды. Так, на судоходном устьевом участке р. Дубны максимальная глубина сейчас составляет всего 2 метра, поэтому рыба в притоки не идет, зато уплотнилась концентрация и белой рыбы, и хищников вблизи устьев притоков, что позволяет тут очень успешно ловить с лодок разными снастями.

Постепенно складывается рыбалка на удочку на многих больших и малых реках Подмосковья в условиях достаточно чистой воды и отсутствия фазы привычного высокого половодья. Вода здесь пока очень холодная, поэтому рыба практически не отзывается на прикармливание и для успеха ловли приходится просто искать места естественного скопления той или иной рыбы. Например, вполне удачным оказалось посещение участка Оки под с. Лужники, где уровень реки поднялся только на два метра и, кажется, на том остановился. Здесь успех приносила ловля на удочку не длиннее четырех метров в прогалах среди затопленных кустов, где глубина была около двух метров и не было зацепов. В таких «окнах» тихой воды на мотыля уверенно клевали плотва, голавль и другая рыба весом до полкило, поэтому снасть требовалась достаточно крепкая.

А вот на Пахре под с.Ям, где вода по-летнему низкая и чистая, но очень холодная, рыба от берегов пока отошла на фарватер. Тут ее «доставали» только фидером и пикером, но на эти снасти на мотыля и опарыша клевала в основном уклейка, изредка попадались окунь, подлещик и плотва, а вблизи берега на у дочку случались лишь редкие поклевки.