У каждого человека в жизни есть особые воспоминания, связанные с рыбалкой. Зачастую это период детства. Вот и я вспомнил, когда большую часть летних каникул проводил в деревне, где половину каждого солнечного дня пропадал на пруду.
Занятий там было множество, но самое интересное и запоминающееся — ловля раков. Накупаешься, проголодаешься, а идти до бабушкиного дома на обед далековато, версты две. Вот и думаешь — где что-нибудь найти съедобное. Проблема с едой решалась на месте. Ребята, которые постарше, всегда находили выход из ситуации. Мы, как голодная саранча, съедали все найденные яства: недозревшие яблоки, принесенный с ближайших полей зеленый горох, а также початки молочной кукурузы.
В этот раз было принято решение наловить раков. Задачу получал каждый из нас: кому за водой к роднику сходить через огромный частокол крапивы, кому сбегать домой чугунок принести, кому у соседей соли попросить, а кому раков наловить. Старшие определили расстояние, которое нам необходимо пройти в поисках раков. Способ ловли очень простой. Находясь по пояс в воде, мы нащупывали руками, а где было глубоко — ногами углубления в виде норок. После чего ныряли и доставали спрятавшихся раков.
Берега на пруду низкие, поросшие травой, деревьями и невысокими кустарниками. Ощущения подхода к кустам с воды были неприятные, так как ветки царапали загоревшую спину, паутина попадала именно в лицо, оводы кусали больно... Дно под кустами было илистое и неприятное на ощупь. Попавшие под ногу раки с силой пытались вылезти из-под нее, активно работая мощным хвостом, пятились назад. В этот момент и приходилось нырять, даже, можно сказать, приседать в воду и быстро, не отпуская ноги, хватать членистоногого. Рак, как только мы всплывали, держа его в руках, начинал быстро и громко хлопать хвостом, как трещоткой.
Вода в пруду была зеленой, и ряска, плавающая в камышах, прилипала к нам с головы до шеи. Мы были похожи на маленьких зеленых человечков или, можно сказать, водяных. Пойманных раков мы выбрасывали на берег, где местный мальчишка с порезанной от ракушки ногой быстро их складывал в майку, завязанную снизу на узел.
Боялись мы и ужей, которые неожиданно появлялись в самый неподходящий момент, извилисто разрезая зеленую гладь, уплывали на чистую воду. В этот момент мы забывали про лов раков и в один нырок собирались вместе уже на глубине пруда.
Со дна доставалось все, что нами нащупывалось: это были различные вещи — расколотые бутылки, консервные банки, порванные сапоги, грузила от закидушек, покрышки от велосипеда. Отмывшись от всей растительности, которую только можно было собрать в водоеме, мы наперегонки возвращались на берег, где на костре уже стоял чугунок. Наступал ответственный момент, когда раки, высыпанные из майки в кипящую воду, быстро меняли цвет, превращаясь из темно-зеленых в красно-оранжевых. Пойманный улов делился на равные части. Каждому из нас доставалось рака по три, но и этому мы были очень рады, съедая практически всё, кроме панциря.
Детские забавы переросли в интересное занятие в юношеские годы. Вспоминая ловлю раков, понимаешь, что она была уже серьезнее в плане подготовки снастей и приманки, чем раньше. На утреннюю или на вечернюю зорьку я всегда старался взять несколько ловушек (рачевен). Мелкая рыба служила в качестве приманки. Она разрезалась вдоль хребта и закреплялась на дне раколовки. Выставлялись раколовки от места лова рыбы метрах в десяти-пятнадцати. Проверялись раколовки каждый час. Уходил я с рыбалки и с рыбой, и с раками, пусть их было немного, но десяток раков всегда украшали стол.
Будучи уже отцом, приезжал я с сыновьями на этот пруд и показывал им, как ловить раков хваткой. Хватка — это такой вид раколовки. Также я рассказывал детям, что есть разные виды приманок. Кроме свежей рыбы, используют жмых, чеснок (им натирают хлеб, а иногда даже кирпич) и моллюсков из местного водоема. Когда ты достаешь ловушку, а в ней шевелятся раки — чувствуешь непередаваемое волнение. Мелких рачков, что меньше восьми-десяти сантиметров, мы отпускали, оставляя себе достойных по размеру.
В зрелом возрасте рыбалка стала для меня увлечением, которым старался заниматься в любом месте своего пребывания. Где бы я ни находился в отпуске или командировке, шел на рыбалку. На юге страны, на Азовском море, я был свидетелем ловли креветки. Принцип тот же самый, что и ловля рака в пруду рачевнями, только установка огромных ловушек в море происходит с баркаса, который оставляет за собой пенный след и круглые поплавки ярко-оранжевого цвета. Ловушки опускаются на дно моря на глубину до 10-15 метров. Приманка для креветки — опять же свежая нарезанная рыба. Вечером выставили ловушки, утром собрали улов. Честно сказать, в Азовском море креветка не очень крупная.
На Дальнем Востоке, в Японском море, креветка намного крупнее. Средний размер ее с чайную ложку. Частные компании и местные рыбаки, имеющие разрешение на вылов водных ресурсов, для установки ловушек чаще всего используют лодки с мотором. Ловушки имеют конусную форму, нижняя часть ловушки большого диаметра, верхняя — чуть уже. Вся конструкция сделана из металлического прута толщиной 10-12 мм, обтянута мелкой капроновой сеткой с поводком длиной 1,5-2 метра.
Рыбаки, используя координаты GPS, прибывают в нужный квадрат и с помощью кошки зацепляют трос, который лежит на дне, приподнимают его. В свою очередь, трос зафиксирован с одного и другого конца тяжелыми грузами. На тросе имеются кольца для крепления поводков ловушек. Длина посадочного троса составляет примерно 100-120 метров. Крепежные кольца расположены друг от друга на расстоянии 6 метров, отсюда следует, что на таком расстоянии можно установить от 18 до 20 ловушек.
Несмотря на рыбную приманку, улов креветки зависит от различных природных факторов, таких как отливы, приливы, изменения лунного цикла, температуры воды и воздуха. Мы выставили ловушки ранним утром, а вечером их проверили. Результат был неплохой и составил 15 килограммов креветок. Ужин с таким деликатесом был просто необычайным. А от поданного на стол креветочного супа по-корейски я вообще был в восторге. И на вид красивое блюдо, и на вкус превосходное. Просто сказка!..
Комментарии (0)