Лещ на исходе осени

Изображение Лещ на исходе осени
Изображение Лещ на исходе осени

В предзимье напрочь меняются условия любой рыбалки. Особенно эти изменения заметны на малых реках. Теплой летней зорькой, бывало, заякоришься по краю прибрежной полосы травы и, можно сказать, место ловли найдено. Заросли кубышки и роголистника — обычные спутники мелководий на скате в яму. Оно и понятно: на мели вода лучше прогревается и насыщена солнечным светом. А если место находится сразу у русла реки, то вода здесь обычно ходит кругом и плес этот чаще всего довольно глубок и богат рыбой.

Поздней осенью травы опадают и вид реки делается неузнаваемо строг и холоден до легкой тоски. При этом после нередких продолжительных дождей в верховьях вода поднимается и течение усиливается почти как весной. Заросли травы в летнее время гасят течение и создают вихревые потоки с обратным течением. Осенью струи реки движутся по своим более свободным законам. Искать бровки и перепады на яму становится труднее. Но чаще всего уловистые места располагаются рядом с границей стремительных струй, на переходе их в обратное движение. Нередко крупная рыба выходит на отмели, где еще сохраняется растительность. Это касается как рыб хищных, так и серебристых представителей карповых. Скупое осеннее солнце еще прогревает такие места, и самая разнообразная мелочь резвится здесь, словно впрок перед зимними метелями и морозами. Мрачные хищники поднимаются с черных глубин и жадно кормятся некрупной «белью». Здесь же, в зарослях камыша и не опавшей еще травы, нередко можно увидеть и буруны-развороты довольно крупной золоточешуйной рыбины. Это осенний лещ, довольно вялый, но еще временами берущий насадку.

В проводку

Нередко самой результативной бывает ловля леща поплавочной удочкой в проводку. Если позволяет глубина, то ловить можно с берега, но более успешной будет скорее рыбалка с лодки. Поскольку на глубине травы уже почти нет, препятствий для движения насадки обычно не встречается, кроме отмелей и кос. Но это даже будет плюсом: двигающаяся свободно приманка вдруг останавливается и дальше уже движется рывками, с замедлениями и ускорениями. Идеально, если это песчаная коса с ямками-углублениями без лежащей на дне травы. На течении чаще всего эти отмели и бывают свободны от коряг и топляков. Трудности случаются в определении поклевки. Здесь может помочь только опыт. Погружение поплавка при задевании дна крючком с приманкой обычно монотонное и однообразное. Поклевка же крупной рыбины на течении довольно энергична, и поплавок в большинстве случаев ложится набок, а затем быстро исчезает под водой. На русле с ровным дном насадка должна двигаться около дна, что определяется несколькими ее забросами-проходами.

Удилище для ловли в проводку должно быть легким и прикладистым к руке, поскольку держать его приходится постоянно на весу. Оно оснащается легкой безынерционной катушкой, которая позволяет маневрировать снастью и отпускать крючок с насадкой на довольно большое расстояние по течению. Естественно, что для лучшей видимости поплавок должен иметь высокую антенну. Кроме сплава по течению, есть еще дополнительные приемы, которые могут вызвать поклевку вялого леща или другой «белой» рыбы. Это так называемые «придержки», во время которых крючок с насадкой поднимается от дна, совершая движения, похожие на игру зимней мормышки. Собственно череда различных приемов, куда входят сплав по течению с задевом дна, придержка снасти, удаление оснастки от рыболова на большое расстояние, и является основой осенней ловли леща, когда пассивная снасть нередко вызывает только поклевки ершей.

На некоторых реках насадкой еще может служить обычный червь-подлистник или навозный, но настоящей осенней приманкой будет скорее мотыль. Если есть возможность нашелушить личинок репейника или набрать в крепких стеблях чернобыльника, то подсадка их, нежных и бело-желтоватых личинок, даст результат, несравнимый с насадкой мочек-пучков одного лишь мотыля. При кажущейся неотличимости личинок репейника и чернобыльника, последний почему-то более привлекателен для рыбы. По крайней мере, мне приходилось это замечать.
Для насадки мотыля и вышеуказанных личинок потребуется довольно тонкий и уже по-зимнему некрупный крючок. Также по-зимнему можно и вязать мочки мотыля, прихватывая их тонкой резинкой к жалу крючка. В этом случае мотыль не прокалывается и не вытекает, а долго еще живет и привлекает рыбу естественной алостью и движением. Есть еще одна особенность осенней ловли. Если весной и летом крупный лещ соблазнится скорее аппетитным пучком червей, чем одним, даже и с длинным хвостом, то осенью, случается, матерая рыбина вдруг заинтересуется одним мотылем, насаженным полукольцом на едва видимый крючок-заглотыш легкой удочки, заброшенной для какой-нибудь сорожки. Тогда остается уповать лишь на вялость предзимней рыбы, крепость снасти и покладистость местного водяного… Этот закон подлости был знаком и знаменитому Сергею Тимофеевичу Аксакову.

На донку, мормышку и на «потяг»

Осенняя ловля с лодки может быть более результативной, чем с берега, поскольку с лодки проще найти выходы на яму и борозды-ложбины среди ровных глубин. Здесь чаще всего держится рыба и совершает свои утренние и вечерние моционы на кормежку.

Для ловли с лодки на донку бортовая удочка предпочтительней поплавочной, если встать на довольно сильном течении. Метровое удилище оснащается безынерционной катушкой, сторожком-кивком и скользящим грузилом, за которым вьется в струях воды подлесок длиной около 1-2 м. На подлеске обычно привязываются два-три поводка с крючками №7-8 отечественной нумерации. С другого борта можно опустить кормушку с фирменной прикормкой или приготовленной по своему рецепту. Это может быть каша из перемолотого вареного гороха и пшена с добавлением фидерной прикормки, жмыха, перемолотых слегка поджаренных семечек, подрумяненных сухарей, также молотых. Для вязкости можно добавить кашу из овсяных хлопьев.

Но лучше на бортовой донке установить фидерную кормушку весом около 40-50 граммов. Для ловли на сильном течении потребуется скользящая кормушка весом около 100-150 г.

Ловля может быть пассивной, то есть состоящей из созерцания нервно подрагивающего сторожка в ожидании поклевки, но можно, применяя тяжелую мормышку, искать рыбу на разных пределах и рельефах дна. Для этого мормышку короткими толчками стравливают по течению, а затем, также толчками, подтягивают обратно. Выше тяжелой мормышки можно подвязать легкую пластмассовую, белую или цветную, а также светящуюся. Вес основной тяжелой мормышки должен быть подобран так, чтобы она не поднималась течением, но смогла бы слегка перемещаться под его воздействием. Донка со скользящим грузилом может работать в том же режиме, и ловля уже будет более динамичной. Плавным взмахом удильника делается потяжка-рывок, грузило с подлеском и поводками перемещается к лодке. А затем опадает обратно. Поклевка нередко происходит на подъеме приманки или после ее остановки.