«О, Волга!.. Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?» Помните? Н.А. Некрасов «На Волге». Думаю, что еще не все наши современники забыли строки великого писателя и охотника.
После долгих лет разлуки с любимой рекой, он писал: «Я вновь принес тебе привет. Уж я не тот, но ты светла, И величава, как была. Кругом всё та же даль и ширь?..»
И мне посчастливилось родиться на берегах Волги, не потерять с нею связь и теперь.
Волга – одна из самых крупных рек в Европе. Ее протяженность в настоящее время 3530 км (до постройки водохранилищ- 3690 км). Площадь бассейна- 1360 тыс. кв. км. Высота истока – 228 м над уровнем моря, устье реки лежит на 28 м ниже уровня моря. Расход воды у Волгограда составляет 8000 куб. м в сек. (плотина между Волгоградом и Ахтубой позволяет бизнесменом от электроэнергетики регулировать ее пропуск в Волго-Ахтубинскую пойму и дельту реки Волга).
В бассейне Волги находится 1/3 территории Европейской России. Волга принимает 151 тыс. водотоков общей протяженностью 574 тыс. км.
Современная Волга соединена с Балтийским, Белым и Черным морями.
В Волге обитает около 70 видов рыб, 40 из которых имеют промысловое значение.
Как же мы допустили, что вместо светлой, величавой и полноводной Волги имеем то, что имеем?
Сейчас ее перекрыли 8 плотин и 11 крупных водохранилищ. Воспетой в былинах, сказах и народных песнях Волги, той старинной, уже нет. Думаю, многие великие наши предки, выросшие и получившие силу духа на ее берегах, были бы шокированы творениями рук своих детей, внуков и правнуков.
Пора уже нам всем проснуться. Проснуться от повседневности, подняться над ней и начать делами доказывать свою приверженность общечеловеческим целям и ценностям.
Когда строили плотины и гидроэлектростанции, а вслед за ними на ее берегах заводы и фабрики, колхозы и совхозы, улучшали жизнь живущих сейчас, не задумываясь о будущем. И потерялось за этим нечто большее. Не услышали мы матушку природу. Не следуем ее законам, а стремимся подчинить ее себе. На коротком промежутке времени получаем от этого пользу, но углубляем своими трудами яму для себя и будущих поколений…
Первая плотина на Волге - Верхневолжский бейшлот - появилась у ее истока из озера Волго в 1843 году. Она предназначалась для регулирования стока воды и поддержания судоходных глубин в межень.
Последний этап зарегулирования стока Волги связан со строительством в 1956 году Волгоградской ГЭС, а в 1958 году - Куйбышевской ГЭС.
Сейчас на Волге, кроме названных выше, имеются: Иваньковское водохранилище (Московское море) с плотиной и ГЭС у г. Дубна, Угличское водохранилище и ГЭС у города Углич., Рыбинское водохранилище и ГЭС у г. Рыбинск, Чебоксарская ГЭС и Саратовская ГЭС.
Плотины и ГЭС прекратили вольное течение волжской воды, лишили рыб естественных нерестилищ. Из 219 нерестилищ, в основном галечных и каменистых, общей площадью 3390 га, полностью потеряли свое значение 84,6 % (2869 га).
В семидесятых годах прошлого века вблизи Каспия и Волги открыты Тенгизское нефтяное месторождение и Аксарайское нефте-газовое месторождение. В открытых нефти и газе была высокая серная составляющая…
Тогда же в низовьях Волги стали развивать рисосеяние.
На берегах Волги, как утверждают статистики, построено 45 % всех промышленных и 50% сельскохозяйственных предприятий СССР и России. Из 100 российских городов с наиболее высоким уровнем загрязнения атмосферы 65 находятся в бассейне Волги.
Наверное, пройдут годы, а может и десятилетия, и мы узнаем всю правду о том, как борьба за нефть и газ соотносилась с правилами экологической безопасности.
Все, что руками человека плохого для оставшегося рыбьего царства «удалось» сделать в период с 1956, дало о себе знать, в 1984 – 1985 годах, когда резко по сравнению с 1951 – 1955 годами сократился вылов рыб в дельте Волги и Северном Каспии.
С этого же времени, по мнению ученых ихтиологов, среди рыбы стало отмечаться большое количество больных особей. Началось вырождение уникальной даже в мировом масштабе Волго-Каспийской экосистемы. Волга несла и несет огромную негативную экологическую нагрузку.
Экологи, взяв за основу имеющиеся данные о промышленном и сельскохозяйственном развитии Волги, утверждают, что из общего объема поступающих в нее стоков 38% загрязнены выше допустимых пределов. Кроме того, отрицательное воздействие имеет деятельность ГЭС и водохранилищ.
Вспоминаю рыбалки моего детства и юности, когда казалось, что рыбы в Волге водится неисчислимое количество. Ранним утром и поздним вечером часто удавалось наблюдать, как из толщи Волги взмывали пудовые сазаны, пятикилограммовые жерехи, такие же судаки и даже осетровые. Было видно, что в разных местах, в пределах видимости, бьют котлы жерехи…
Раньше вобла была одним из постоянных продуктов питания многих семей астраханцев. Мы ее ели вареной, жареной, вяленой, копченой. Очень вкусной казалось отваренная вяленая вобла вместе картошкой, которую готовила матушка.
В те годы, когда Волга еще не была так загажена, вобла была не просто брендом, но и диетическим продуктом. Она входила в рацион питания подводников, космонавтов и пилотов сверх звуковых самолетов, ведь в ней белка содержится до 50 процентов, много минеральных солей. Белок воблы легко усвояем, не содержит аминокислот, и его в три раза больше, чем в говядине.
О том, как ловили воблу мои земляки, писал уже неоднократно. Повторю лишь то, что рыбалка на воблу обыкновенно длилась с неделю. Ловили ровно столько, сколько считали необходимым для семьи. Так как в те годы Рыбнадзор, милиция и власти смогли так построить свою работу, что не каждый отваживался не только торговать вяленой воблой на рынке, но и связываться с «теневиками».
Первой шла именно каспийская вобла. Эта вобла отличалась от жилой воблы (той, которая не уходила на зиму в ямы на Северном Каспии), прежде всего размерами (32 – 35 см и вес – до 850 г). Как позже узнал у специалистов-ихтиологов, вобле «за тридцать см» уже не менее 9 лет отроду, а икринок она несет на нерест около 170 тысяч. Одиннадцатисантиметровая вобла, какая сейчас в большинстве своем попадает в руки любителей, имеет лишь 4 тысячи икринок.
Сейчас о былой ловле, когда за полчаса на два крючка донки, на червяка, можно было наловить десятилитровое ведро мерной воблы, остались лишь воспоминания. Как свидетельствуют статистические данные об итогах весенней и летней путины на Нижней Волге, за последние годы ее уловы сократились в 8 раз. В 2010 году промрыбаки своими неводами смогли поймать лишь 2,5 тыс. тонн воблы.
Не лучше с уловами других видов бели и хищника. Некогда рыбацкая столица России добывает сегодня лишь 1% от общего вылова по стране. Не говоря уже о том, что не осталось флота для добычи кильки на Каспии.
Об осетровых и говорить не хочется. Уловы их с 1993 г. снизились в 276 раз.
Мне уже доводилось в ряде изданий приводить данные своих личных наблюдений, сведения, почерпнутые из докладов ученых, о причинах того, что некогда рыбацкая столица России - Астраханская область - с каждым годом сдает и сдает свои позиции.
Как и многие, считаю, что одной из главных причин является постройка на ней ГЭС и водохранилищ, что привело к зарегулированности ее стока.
Ученые посчитали, что в водохранилищах испаряется примерно 10 кубокилометров воды в год. Кроме того, пришедшие к «рулю» гидроэнергетики бизнесмены в угоду прибыли изменили внутригодовое перераспределение волжского стока. В период половодья в коренное русло и дельту Волги воды поступает много меньше необходимого, да к тому же в поздние сроки. Вследствие этого значительно сократились масштабы естественного размножения рыб. Осенью и зимой же регулярно происходят повышенные стоки воды, походящие на своеобразное зимнее половодье.
Убытки от малой воды при половодье можно оценить лишь спустя годы, когда подрастет и пойдет на нерест рыба соответствующего поколения.
Кроме того, начиная со второй половины 80-х годов XX века, резко возросло антропогенное (человеческое) воздействие на среду обитания рыбных запасов, как на Каспии, так и в дельте Волги.
Усилилось загрязнение Волго-Каспийского бассейна сточными водами, нефтепродуктами, пестицидами, дефолиантами, детергентами (моющими средствами), отходами многочисленных химических и промышленных предприятий, расположенных в бассейне р. Волга…
Не может не радовать, что к вопросу сохранения Волги начали обращаться власти, общественность и простые граждане.
Правительством РФ утверждена концепция федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах" ( далее - Программа).
В Программе установлено, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 291,8 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет), а Государственным заказчиком-координатором Программы выступает Минприроды России.
Анализ Программы показывает, что в отношении рыбохозяйственного комплекса в зоне устьевого взморья р. Волги необходимо создание оптимальных условий для прохода на нерест и обратно осетровых рыб, выращивания их мальков в зоне мелководья, а также поддержание судоходных глубин на Волго-Каспийском канале и необходимых глубин на рыбоводных каналах.
Поэтому Программой предусмотрены:
- расчистка и дноуглубление протоков р. Волги;
- восстановление каналов-рыбоходов, обводнение нерестилищ дельты и поймы, создание условий для развития прудового рыбоводства.
Кое–что из необходимого исполняется. Продолжаются мелиоративные дноуглубительные работы. Они ведутся на нерестовом массиве «Верхне-Рычанский», рыбоходных протоках Конная, Сулак в Володарском районе, на ериках Бушма и Бирючий в Икрянинском. Протяженность углубляемых участков в дельте Волги составляет более 220 км, проектная стоимость – 550 млн. рублей.
Думаю, и нам, любителям, надо включаться в это общее дело. Надо осознать, что лишь совместными усилиями можно возродить былую Волгу, с ее чистой водой, песчаными пляжами и обилием рыбы.
Тема спасения Волги бесконечна. Нахозяйничали все мы немало. Хотелось бы обратиться и к местным жителям, и к охотникам и рыбакам, и к диким и цивилизованным туристам, посещающих этот благодатный регион. Пора осознать всю важность поднятой темы.
А может быть, мы с вами, простые рыбаки и просто граждане, выступим с инициативой создать общественный Фонд оздоровления и возрождения Волги.
Думаю, найдем в своем тощем кармане рубль или десять на это благое дело. Раскошелятся, увидев это, и господа бизнесмены. Стыдно станет и властям за те крохи денежных средств, которые они расходуют на это благое дело.
Не будем все сваливать на процессы, которые нам неподвластны. Ну не сможем ни мы, ни власти в одночасье остановить работу предприятия, которое загрязняет воду, открыть шлюзы и плотины на Волге. Так давайте перестанем сорить на ее берегах, призовем к этому других. Будем не только замечать нарушения водоохранного и природоохранного законодательства, но и вместе с властью и правоохранителями пресекать их.
Автор, как и все, имеет право ошибаться. Но хочу, чтобы все, кто прочитает этот материал, уверовали в то, что он идет от сердца, и служит целям консолидации общества, частью которого являемся и мы, любители охоты и рыбалки. Консолидации в целях восстановления могущества и величия нашей Отчизны, сбережения и приумножения богатств, как данных нам свыше, так и тех, что сотворены нашими пращурами и современниками…
Комментарии (5)
Константин Краёв
Хорошо написано и если бы 10 % этого шло во благо Волги а то чиновники на бумаге пишут много а сами не видят что ли ка её запасы разбазариваются и сколько их браконьеров но они не браконьеры они платят мзду но кому эти денежки уходят и в чьих карманах оседают Они ловят всё время даже в апреле после вскрытия льда так чем думают эти чинуши ведь рыба готова к нересту она с икрой а закрывают с мая месяца а за это время эти (рыболовы ) столько выловят что нерестится некому так откуда возьмётся малёк а из него ведь вырастает рыба
Иван Максимов
Верю , что написано от чистого сердца, некоторые неточности как то : неправильно указанный исток ( ключ у деревни Волговерховье, а не озеро Волго, не упоминание о Горьковском водохранилище, с плотиной у г. Нижний Новгород и.тд), нисколько не умаляют ценности и поднятой в статье проблематике. Верю. что когда то, Волга станет чище и полноводней (хотелось бы дожить до этого). Но для этого надо чтобы Волжским басейном , да и не только им стали серьезно заниматься на уровне государства. Ну а по поводу рыбных запасов, браконьерство- браконьерством, а сильные колебания уровня воды в нерестовый период губят рыбу не меньше. Как то раз на одном водоёме бассейна р. Оки, весной ( как раз заканчивалась охота) резко упала вода, так на кустах посохшей икры висело очень много.
Усилить контроль за чистотой промышленных стоков также необходимо.Ну и регулирование водозабора, без этого тоже не обойтись. Много чего нужно делать и на уровне государства и нам с Вами лично. А проблема мусора на берегах? Полая вода столько сносит грязи в низ, что просто диву даёшся. Убери за собой, турист, рыбак охотник, и Волге (Оке, Оби, Каме и т.д.) станет хоть чуточку но легче.
Gennady Fyodorov
Ограничение лова рыбы не спасёт её от исчезновения. Выловить всю рыбу невозможно! Невозможно, если есть кормовая база и нерестилища. До постройки Чебоксарской плотины, малька было видимо-невидимо. Стерлядь была не проблема, только закажи, привезут живую, но кроме 2-3 штук её никто не брал. Карандашей-мальков бережно отпускали. Бели и хищника брали сколько нужно на уху. Леща в икромёт заготавливали бочками и его не уменьшалось. После запруживания, два года дуром шла щука из затопленных марийских озер. Потом как отрезало. Только солитёрный подлещик. Кто виноват? Рыбаки? Раньше были рыбколхозы и артели. Теперь нет. В Казанском музее хранится голова белуги метровых размеров и фотография артели с уловом. Теперь это название забыто, как и осётр, а они ходили на нерест в Ветлугу, Парат, Цивиль и Суру. Этот бассейн был источником высококачественного пищевого белка. В Мариинском Посаде раньше никто не жил без стерляжьей ухи. Сейчас правда единицы, но в магазине в продаже нет волжской рыбы. Только дико дорогая, сорная морская. По всей дороге от Чебоксар до Челнов на остановках продается морская рыба, подкопчённая, чтобы не сразу испортилась. Кому нужна Чебоксарская ГЭС, которая даёт электричества только чуть больше. чем на своё обслуживание? Ни Чувашии, ни Мари-Эл прибыли от неё нет, так как она принадлежит Росгидро, а оно ни с кем не делится. Убытки - наши, прибыль - ваша. Бизнес! И так дальше вниз по Волге и вверх по Каме, Вятке. Огромный регион страдает из-за того, что якобы нужно поднять уровень воды для судоходства. Да нет судоходства на Волге и Каме! Ни пассажирского. ни грузового. Последний Метеор стоит в Казани у речного училища на суше. Необходимо распрудить все плотины на Волге и Каме, очистить фарватеры и рекультурировать пойменные земли - изобильные луга для молочного животноводства.Миллионы гектаров плодороднейших пойменных земель простаивают. Аэрации вод нет. Гнилостные процессы и гельминтозы рыб губят все биоценозы Поволжья и Прикамья.
1 ответ
Валентин Бодунков
Достойный комментарий и предложения, солидарен!
Вячеслав Михайлов
Спасибо всем, кто продолжил начатую мною тему о Волге - матушке.
Проблема не нова, но, как ее решить?
Предложений может быть множество. И все будут, наверное, правильные, но что делать в создавшемся положении?
Реально ли взять и освободить Волгу от ГЭС и водохранилищ? И каковы будут последствия.
Значит надо делать уже сейчас то, что возможно и не приведет к негативным последствиям. Хотим мы этого или нет, но электроэнергетика существует и заменить ее в одночасье нельзя.
Но найти деньги на борьбу с заиливанием рыботоков, для дно углубительных работ на Волге и ее притоках, возможно.
Как и возможно привлечь к ответственности всех тех, кто не выполняет обязанностей по сбережению Волги, нарушает водоохранное и экологическое законодательство.
У нас за положением в экологии и природоохране надзирают до 12 федеральных структур. Этим же, в соответствии со своей компетенцией, занимаются региональные власти и муниципалитеты. Есть и экологические и природоохранные общественные организации.
Получается, что контроль и за состоянием Волги почти тотальный, но где результаты?
Контроль для контроля, сам процесс этого не улучшают, да и, вероятно, не смогут поправить положение с Волгой - матушкой.
Да, ясно, что о проблеме с Волгой и вокруг нее, знаем не одни мы с форумчанами и она существует давно.
Исправление положения дело не одной акции или проведении ежегодного Дня Волги.
Это задача на годы...Сейчас же надо делать то, что возможно. Над от дежурных компаний по ее защите переходить к конкретной и повседневной, рутинной и возможной работе по исправлению положения дел. Возможно законными методами и приемами бороться за чистоту ее берегов, против сбросов и сливов в Волгу всяких нечистот и отходов деятельности. .
Не будем и проходить мимо нарушений водоохранного и экологического законодательства. Поймем, что за Волгу мы все, в разной мере, но ответственны...
Сейчас опять заговорили о возможном большом весеннем паводке. Есть и нотки боязни того, что может где-то и подтопить жилье. Конечно, можно предполагать многое.
Но зимнее половодье и в этом году есть, а значит количество воды в водохранилищах будут снижать. Большая весенняя вода, конечно же, может дойти до сухих ериков и ильменей. Придет туда рыба, а дальше многое опять будет зависеть и от нас. Надо способствовать тому, чтобы не произошли заморы. Способствовать же мы можем хотя бы тем, что о местах, где это возможно, будем сообщать власти и "вывешивать" сведения о них в Инете, соцсетях...