В путешествии по Енисею мне не приходилось ломать голову над тем, чем заправить (моя бабушка говорила «задобрить») рыбную юшку, которая часто была основной едой в этих диких местах.
Достаточно было пристать к любому «приплеску» (низменному берегу), как тут же бросались в глаза аппетитные ростки лука-дикороса. Позже я узнал, что это был лук угловатый (название от формы стебля и семян), весьма распространенный обитатель пойменных и заливных лугов, песчаных наносов рек. Такого количества этой зеленой снеди, как на песчано-галечных енисейских берегах, я больше нигде не встречал.
После очередной ночевки, упаковав вещи, я срезал пучок свежего лука и клал в низкую широкую кастрюльку (подобрал в одной заброшенной деревне), которую использовал и как котелок, и как сковороду. Любая рыбная трапеза на берегу и перекус в лодке не обходились без этих пусть немного жестковатых, но сочных, с приятной, возбуждающей аппетит (на его отсутствие, правда, и так жаловаться не приходилось) горькостью зеленых перьев...
Рыба и лук, как брат и сестра. Во многих рыбных блюдах они неразлучны. После рыбы лук, пожалуй, главный компонент ухи. Можно луковицу мелко покрошить в варево, а можно туда положить целиком, лишь слегка надрезав. Обычно такую луковицу потом выбрасывают. Однако есть любители (таких, правда, немного) пожевать ее пропитанную рыбным духом мякоть отдельно.
Ну и, понятное дело, заправка ухи зелеными луковыми перьями. Это как окончание картины, на которой художник ставит последний мазок. Классикой кулинарного жанра является присыпка луком жареной рыбы. То ли в измельченном виде, то ли крупными дольками. Особым деликатесом выглядит на сковороде рыбка, украшенная кольцами лука. Кстати, перед жарением рыбные тушки (предварительно обезглавленные и превращенные в мешочки, а не разрезанные по брюшку) можно плотно начинить луком (в смеси с яйцами, картофелем, капустой). Я уже не говорю про луковый соус — родную стихию для остывающей после раскаленной сковороды и кипящего масла рыбы.
В конце концов, почти для любого рыбоеда, перед тем как насладиться пахучей юшкой или отправить в рот добрый шмат жареного карпа, особая радость (правда, со слезами на глазах) просто похрустеть свежей, только что сорванной с грядки луковицей. В ее сладости и горечи, кстати, наука для чувственных душ рыбаков разных мастей, потаенный истинный смысл рыбацкого ремесла…
Комментарии (0)