На минувшей неделе погода в столичном регионе явно переживала сезонный слом с зимнего режима на весенний, что сопровождалось крутым и глубоким падением атмосферного давления, снегопадами, частыми сменами силы и направления ветра и, самое главное, быстрым повышением среднесуточной температуры вплоть до оттепели. Теперь уже, несмотря на вполне возможные рецидивы холода, общая тенденция в сторону потепления и начала активного снеготаяния не изменится, что не может не влиять естественным образом на состояние разных по типу водоемов, на поведение рыбы в них и на результаты рыбалки. Тут только надо четко представлять и понимать, что и в какой мере следует ожидать от того или иного водоема или определенной рыбы на каждом этапе весеннего развития событий.
Даже задолго до того, как большое количество талой воды попадет под лед водоемов, рыба начинает чувствовать приближение весны – значительное увеличение продолжительности дня и абсолютных показателей освещенности хорошо ощущается даже под толстым ледовым покровом, покрытым снегом, потому что прозрачность зимней воды очень высокая. Увеличение дозы солнечного излучения ведет к изменению биологических ритмов у всего живого на планете, в том числе и под водой: тут дело складывается так – прежде всех внешнее воздействие воспринимают почему-то самые мелкие биологические формы, что в основном и составляет основную массу рыбьего корма. Все эти ракообразные и личинки начинают активнее двигаться, идти к свету – подниматься в верхние слои воды, выходить на относительно неглубокие места, а с поступлением талых вод живность массово пойдет к берегам. В организме любой рыбы тоже к весне ускоряются естественные процессы, связанные прежде всего с завершением созревания половых продуктов, что уже делает трудным по затратам энергии обитание на больших глубинах, да и корма тут на исходе зимы практически не остается. Все вместе это и служит причиной начала предвесенних и весенних миграций рыбы из мест зимовки, где она находилась в условиях минимальной освещенности весь холодный период года, что требовало минимальной подвижности при самых малых затратах энергии и очень скромном потреблении корма. Вот оттого излишнее прикармливание рыбы зимой зачастую ведет к прекращению клева или ловится только мелочь, которая всегда несколько активнее, потому что ее в любом водоеме избыточное количество – в природе так устроено, чтобы хищники могли иметь корм в достаточном количестве.
Таким образом, когда в конце зимнего периода приходит пора брожения в подводном мире, даже еще без особого тепла, рыболову важно не пропустить этот момент и не потерять зря драгоценное время, вновь и вновь отправляясь на привычные места, где стабильно клевала та или иная рыба среди зимы. Многие неопытные рыболовы при длительном отсутствии клева на проверенных местах зачастую начинают приписывать неудачи приходу ненастья или иному резкому изменению в погоде, что, возможно, было бы справедливо еще месяц назад, теперь же и рыболову надо быть подвижнее, предприимчивее, чтобы, несмотря на толстый лед, найти новые зоны концентрации рыбы. При этом следует понимать, что, в зависимости от хода весенних событий, и вновь найденные места клева рыбы могут работать и неделю-другую, и всего лишь день-два, поэтому уж весной-то точно не нужно привязываться к какому-то месту, постоянно меняя не только участки ловли, но посещая и разные по типу водоемы, вначале большее внимание уделяя рекам, а затем уже завершая ледовый сезон на водохранилищах, карьерах, озерах и прудах. Понятно, что жизнь льда на реках не долга, когда начнется приход талой воды, которая к тому же принесет много мути и прочей грязи, а на водоемах с низкой проточностью длительное время даже в весенний период на определенных участках могут сохраняться относительно спокойные, комфортные условия для обитания рыбы в данное время. И задача рыболова вычислить, найти такие участки, а наловить активной, плотно стоящей рыбы при жадном весеннем клеве – дело нехитрое даже для начинающего рыболова, если снасть его соответствует условиям в месте рыбалки.
Итак, именно страсть к насиженным за зиму местам на минувшей неделе сыграла злую шутку на Рузском водохранилище с теми многочисленными рыболовами, которые в районе Акатова настроились ловить леща в русловой зоне водоема, где глубина составляла 10-14 метров. Практически все их усилия были напрасными – лишь изредка отмечались поклевки мелкого подлещика, густеры и ерша. Зато вдруг заработали прирусловые поливы с глубинами 7-9 метров, где вместе с подлещиком весом около полкило часто попадались крупные окуни. Это говорит о том, что разная рыба не одновременно реагирует на начавшиеся сезонные изменения в водоемах – вероятно, в стане леща подвижки начались при первых же признаках весны, а окуни и прочие хищники из глубин тронутся несколько позже. Видимо, и сам характер ненастной погоды на прошлой неделе способствовал ходу леща: ведь еще Л.П.Сабанеев отмечал, что непогода выбивает леща со дна, что надо понимать как уход этой рыбы с больших глубин на относительно малые, что, как видно, зачастую подтверждается не только летом, но и зимой. Кроме того, дополнительным стимулом ухода леща из русла стало, вероятно, усиление течения из-за сброса воды – это отмечали все рыболовы, которые на минувшей неделе сидели на Рузе прямо на русловой канаве. Что касается ловли плотвы на данном водохранилище, которая плохо брала на привычных поливах с глубиной 4-6 метров почти весь период крепких морозов, то оживление ее клева началось, но происходит оно пока постепенно, поэтому хороших уловов еще не отмечено.
Практически аналогичная обстановка с ловлей леща наблюдалась и на Можайском водохранилище в районе Красновидова, где в прошедшие выходные дни рыболовы на русле сидели очень плотно, буквально в двух-трех метрах друг от друга. Здесь, конечно, весенние подвижки рыбы из русловой зоны не были полностью определяющими плохой клев, потому что ей особенно и идти-то некуда, так как вода сильно сброшена. Возможно, она просто уходила из мест массового скопления рыболовов, поскольку неумеренное в этом случае прикармливание могло даже сказаться на составе и качестве воды. И тем не менее, рыболовы которые разместились ловить на оставшихся узких прирусловых поливах с глубиной максимум 5-8 метров в надежде на клев плотвы и окуня, неожиданно отличились неплохими уловами мерных подлещиков и даже лещей. Плотва и окунь также ловились, но на глубинах 4-6 метров, а вес трофеев не был завидным и редко достигал 100 граммов. Думается, на Можайке сейчас серьезное внимание следует уделить верховьям водоема, куда в особо морозные зимы и при низком уровне воды всегда поднимались массы активной рыбы – и леща, и густеры, и окуня, и судака.
Относительно стабильной на Угличском водохранилище остается ситуация с клевом рыбы на протяженном и широком левобережном поливе водоема ниже устья р.Медведицы, поскольку уровень воды падает медленно, течение существенно не усиливается. Однако на данном участке, где ловля происходит с глубин 4-6 метров, заметно поменялся видовой состав уловов: если раньше в них преобладали мерный окунь и плотва, то теперь клюет в основном густера весом до 300 граммов, а окунь и плотва попадаются редко и мелкие. Данное обстоятельство говорит только об одном – рыба начинает смещаться с русла Волги и выходить на относительно спокойные поливы, а густера, как наиболее многочисленная и активная в поисках корма, сместилась практически в береговую зону, чему в немалой степени способствовало и установление пасмурной погоды, поскольку эта рыба сугубо сумеречная.
На Оке в районе Каширы, где к весне лед достиг очень большой толщины, что весьма затрудняет поиск рыбы, рыбалка по одним показателям успешная, а по другим – совсем плохая. С одной стороны, наблюдается явное уплотнение в стаи местного судака и окуня, и при обнаружении скопления хищника ловля может быть продуктивной как на блесну, так и на крупную мормышку. Например, недавно плотная стоянка судака была обнаружена рыболовами в районе местной ГРЭС, когда уловы из одной лунки хищников весом до 2 кг достигали 14 голов. Также находили и окуня, который чаще обнаруживался в прибрежных канавах с большой глубиной и очень слабым течением. С другой стороны, на Оке, как и на водохранилищах, стало трудно попасть на клев белой рыбы – белоглазки и густеры, которая вдруг почти исчезла с тех мест, где ее неплохо ловили почти всю зиму. Приходится делать много лунок в толстом льду, чтобы в итоге попасть на локальную и часто кратковременную стоянку достойной по размеру рыбы. Так, под той же ГРЭС на зимних местах, где глубина достигает 9 метров, в прошедшие выходные дни клевала лишь откровенная мелочь, а рыбу весом до 300 граммов и более удавалось находить лишь некоторым рыболовам, причем чаще это случалось в зонах реки с усиленным течением, каменистым или твердым дном и на гораздо меньшей глубине – обычно 4-6 метров. Аналогичный характер рыбалки был на Оке и под Белопесоцким монастырем, где клевала очень крупная белоглазка, но попасть « в рыбу» повезло совсем немногим.
Завершается рыбалка со льда на глубинном участке р.Пахры под с.Ям, где течение усилилось, а ледовый покров быстро размывается, становится опасным, но зато здесь рано начнется рыбалка в проводку по открытой воде еще до ее замутнения. В прошедшие выходные дни рыболовы на Пахре опять не дождались «выхода» леща – как и прежде, неплохо клевали лишь некрупные густера, плотва и подлещик, изредка попадался мерный окунь.
Комментарии (0)