Вести с водоёмов

Изображение Вести с водоёмов
Изображение Вести с водоёмов

И на минувшей, уже апрельской неделе рыболовы столичного региона вновь не дождались от весенней погоды свойственных текущему сезону бурных событий: опять всё было нестабильно, при прохождении циклонов обильно выпадали осадки в виде снега и даже дождя, отмечались значительные колебания температуры и атмосферного давления, но в целом было прохладно, поэтому снег таял очень медленно и прихода свежей воды во многие водоемы почти не наблюдалось, лишь на реках уровень медленно рос, но ситуация тут оставалась далекой от половодья. Так что в течение прошедшего отчетного срока клев рыбы не отличался особой активностью и устойчивостью день ото дня, на водоемах с малой проточностью он носил почти зимний характер и это определяло очень различные по количеству и качеству уловы у разных рыболовов, как и их мнения о состоявшейся рыбалке.

Даже при вялом, затяжном течении весны, как это наблюдается в нынешнем сезоне, в водоемы всё равно постепенно поступает талая вода. Только сказывается ее приход везде различно – многое зависит от типа водоема, то есть от его размеров и преобладающих глубин, от условий водообмена и по большей части от того, среди лесов или полей он расположен. И тут надо сразу сказать, что чем больше водоем и чем ниже его проточность, тем сильнее в нем дефицит свежей талой воды при низких темпах ее поступления. С одной стороны, это плохо, потому что местное рыбье население слишком медленно приходит в себя после зимовки. Зато, с другой стороны, в таком водоеме не происходит резких изменений в среде обитания, порой вовсе прекращающих клев или массовый уход рыбы с определенных мест, поэтому здесь и прохладной весной можно рассчитывать хоть и не на «бешеный», но на достаточно стабильный, прогнозируемый клев той или иной рыбы.
 

Кроме того, рыбалке может немало помочь и то обстоятельство, что при слабом приходе талой воды она станет распределяться и накапливаться лишь в определенных зонах водоема, привлекая в некие пограничные места очень много рыбы, где клев действительно будет активным, как бы подтверждающим миф о чрезвычайно хорошей рыбалке по последнему льду. Но ведь при этом у других рыболовов, не попавших волей случая на счастливый пятачок, результаты окажутся совсем противоположными. Поэтому весной, если водоем благополучно пережил зиму, но рыба в какой-то день на нем совершенно не клюет, то берущую рыбу, то есть ее плотную стоянку, надо просто упорно искать, не жалея времени и сил на сверление тяжелого льда, лучше делать это коллективно. А результатом может стать прекрасный клев, который позволит быстро наверстать упущенное и выполнить дневную норму за какой-то час. Наверное, всё же это лучше – получить удовольствие после нелегкого труда, чем целый день тупо смотреть на неподвижные кивки или поплавки, задавшись целью умереть над прикормленными лунками, но дождаться подхода к ним рыбы. Однако вряд ли это случится, потому что рыба ушла туда, где ей комфортнее, кстати, туда же наверняка переместился и ее привычный корм, поэтому весной обычно рыболову приходится ходить за рыбой, а не ждать, когда она сама найдет рыболова, чтобы быть им милостиво пойманной.
 

А вот где же весенней порой могут сложиться плотные скопления рыбы, возможно примерно вычислить, если знать некоторые оригинальные свойства воды. Так, наша главная жидкость наиболее плотная и тяжелая, когда ее температура составляет около плюс четырех градусов – такая вода заполняет придонные слои водоемов без течения зимой, это «зимняя» вода. Зато талая вода более холодная, ее температура близка к нулевой отметке, то есть к точке замерзания, но такая вода и самая легкая, почему, превратившись в лед, она плавает на поверхности «тяжелой» воды. Поэтому и талая вода, постепенно наполняя водоем, растекается над «зимней» водой, практически не смешиваясь с ней, но по мере накопления выдавливая ее. Понятно, что относительно полная замена всей воды на свежую раньше происходит на неглубоких местах, вблизи незаросших берегов, где снег тает быстрее, вблизи устьев притоков и больших оврагов. Поэтому весной надо больше уделять внимание перспективным местам в прибрежной зоне, около участков активного поступления талой воды, а также искать рыбу и в верхних горизонтах, в полводы, потому что свежая вода далее растекается над большими глубинами поверху, а рыба точно встает в пограничном слое.
 

Итак, практически по приведенному выше сценарию складывалась рыбалка со льда на Рузском водохранилище в Акатово на исходе минувшей недели, особенно в субботу, когда обильный утренний снегопад сменился проливным дождем и под лед начало поступать много свежей воды. На сей раз большинство рыболовов, севших ловить на привычных глубинных зимних местах, остались почти без улова, а некоторые не видели и поклевки. Однако на относительных прибрежных мелководьях, где глубина составляла от двух до пяти метров, дела шли совсем иначе – сюда явно сместилось большое количество плотвы и окуня, отмечался и подлещик. Но и тут наблюдалась заметная разница в клеве по глубинам: на тех же пяти метрах рыба брала по-зимнему, аккуратно, чаще на мотыля на неподвижной снасти, при этом плохо реагировала на играющего «чертика». Однако совсем иначе она вела себя, к примеру, на трех метрах – поклевки на «чертика» здесь были очень активными, резкими, причем довольно высоко от дна. Да и плотва тут ловилась заметно более крупная, чем на пяти метрах, правда, на трех метрах очень донимал окунь весом до 100 граммов. И еще, весной, когда рыба не стоит на месте, когда трудно предугадать пути ее движения даже на «правильном» участке водоема, многие рыболовы избирают неверную тактику ловли, отчего и остаются часто без улова. Порочная схема такова: во льду делается рядом пара лунок, в них опускается чуть ли не ведро прикормки, а затем начинаются томительные часы ожидания прихода рыбы. Кому-то, конечно, иногда везет, но чаще результат плачевный. Лучше поступать следующим образом: сделать «дорожку» примерно из десятка лунок в направлении от глубины на мелководье, соблюдая дистанцию между лунками до 20-30 метров (тут всё зависит от рельефа и перепада глубин), затем все лунки понемногу прикормить, и тогда уже через полчаса после пробных обловов всех лунок станет ясно, на каком уровне рыба концентрируется. Рабочие лунки нужно пометить, сосредоточить на них всё внимание и по мере необходимости докармливать небольшими свежими порциями прикормки. Что касается состояния Рузского водохранилища, то на данный момент лед здесь очень толстый и прочный, снега много, идет активный сброс воды, поэтому уровень водоема не повышается. Получается, что на Рузе еще можно будет спокойно ловить со льда как минимум недели две, но уже на текущей неделе в силу, вероятно, вступают весенние ограничения, позволяющие рыбачить только с берега – так что остается быть либо законопослушным, либо нет.
 

И на Озернинском водохранилище, где уровень воды низкий, но ему пока не дают расти, сбрасывая воду, рыбалка все еще комфортна и безопасна. Здесь на основном плесе у моста неплохо ловится подлещик на поливах вблизи русловой канавы, и в прибрежной зоне активны некрупные плотва и окунь весом около 100 граммов. Хорошо брала рыба также в самом дальнем Бунинском заливе. Однако надо иметь в виду, что на данном водоеме к рыболовам подходят какие-то люди в форме и требуют купить путевку стоимостью в двести рублей.
 

На многих участках Можайского водохранилища всё по-прежнему – уровень водоема низкий, лед толстый, но течение по руслу заметно усилилось, особенно в верховьях и в средней части после плотины на Колочи. Местные подлещик и густера клюют очень посредственно, но зато на прибрежных поливах можно очень неплохо половить мелких и средних по размеру плотву и окуней, под Троицей продолжается хороший клев уклейки.
 

Рыболовы, которые на минувшей неделе побывали на Рыбинском водохранилище и его притоках в районе Брейтова и Прозорова, отмечают, что как на самом море, так и на его притоках либо еще совсем глухая зима, либо просто рыбы стало мало – клев повсеместно плохой, эпизодический, достойных трофеев нет и у рыболовецких артелей. Так, отмечался лишь один короткий выход мерной плотвы на устьевой части Сити, в верховьях этой же реки под д.Бобровники удалось хорошо половить лишь местную плотву весом до 200 граммов. Случались выходы морской плотвы и ниже канала в Борке.
 

На Угличском водохранилище при его высокой проточности лед сошел на очень большом протяжении водоема, но уровень воды пока остается низким. Сейчас здесь рыбалка сосредоточена в основном на больших притоках водоема, в частности на протяженной устьевой части р.Медведицы, куда продолжается массовый заход рыбы, но скопления рыбы на реке каждый раз приходится искать заново. Так, в прошедшие выходные дни она проявлялась в разных местах на почти пятикилометровом участке реки между деревнями Чупеево и Романово. Здесь вперемешку клевами и плотва, и густера, и подлещик, и окунь, и красноперка. Рыба брала как со дна, так и в полводы.
 

Ока в районе Каширы до конца минувшей недели была на грани вскрытия и ледохода, но ледовый покров удержался, видимо, он уйдет на текущей неделе, потому что вода в реке всё время поднимается. Много отчаянных рыболовов продолжали ловить на окских затонах, перебираясь на лед на лодках. Но эта суета не стоит усилий и рисков, так как рыбы зашло в затоны много, но она клюет всё хуже и хуже, не реагирует ни на какие рыбацкие ухищрения, видимо, чувствуя скорое бурное и мутное половодье.