О сложности ловли плотвы, несомненно, известно каждому любителю рыбалки. Особенно актуально это в середине лета, когда водоемы богаты разнообразным растительным и животным кормом. Плотва в эту пору сыта.
Трудно ловить плотву летом. А как зимой? Приходится признать, что и в зимнюю пору, при ловле плотвы со льда, она нередко проявляет самые разнообразные капризы. Попробуем рассмотреть поведение этой рыбы в разные периоды зимнего сезона.
Период первозимья
Каждый год наступает тот короткий период первозимья, когда на малых и мелководных водоемах – прудах, небольших озерцах, карьерах, старицах – появляется достаточно надежный ледяной покров и на нем уже можно увидеть сидящих над лунками рыболовов.
Но вот незадача: рыбалка на малых водоемах очень скоротечна – здесь быстро наступает у рыбы так называемое кислородное голодание. В результате рыба становится вялой, капризной, ее клев ухудшается, а кое-где вообще прекращается. Сказанное в полной мере относится и к плотве. Она в эту пору ведет себя особенно капризно. Проявляется это прежде всего в быстротечности ее клева. В один день можно вернуться домой с полновесным уловом, а буквально через несколько дней картина резко меняется.
И вот тому пример. Предложил однажды знакомый рыболов поехать порыбачить со льда на пруд у деревни Слобода, что слева от Каширского шоссе, если ехать из Москвы. Приехали, просверлили лунки, прикормили. Только опустил я мормышку и начал играть кивком, как он тут же прогнулся. Подсек, рука почувствовала приятные рывки сопротивляющейся рыбы. Вытащил вполне приличную по размеру плотвицу. Поймал тогда более трех килограммов плотвы. Напарник тоже был с хорошим уловом.
Вдохновленные таким успехом, через несколько дней снова приехали сюда. Просверлили лунки точно на прежних местах. Но, как ни удивительно, водоем словно подменили. Плотва не клевала. Из разговора с местным рыбаком выяснилось, что клев на этом пруду по перволедью длится всего несколько дней, потом все затихает. И подобных фактов кратковременного клева плотвы на малых водоемах можно привести немало.
Под толщей льда
Но вот и большие водоемы – озера и водохранилища – покрылись надежным ледяным панцирем. Армия любителей подледного лова устремилась к своим проверенным местам за определенной рыбой, в том числе и за плотвой.
Однако ее клев в эту пору бывает неустойчив, иногда без всяких видимых причин она упорно не притрагивается к насадке. На поведение плотвы под толщей льда, на ее активность или пассивность влияет немало факторов. Прежде всего отрицательно сказывается недостаток кислорода в воде. В этих условиях плотва особенно чутко и болезненно реагирует на резкие колебания атмосферного давления, изменения температуры воздуха, перемену направления ветра.
Причем капризность плотвы порой проявляется совершенно по-разному. Чаще всего это выражается в непостоянстве клева. Взять, например, большой Бисеровский песчаный карьер, расположенный неподалеку от подмосковной Купавны. Водоем богат плотвой, с образованием льда здесь она становится главной добычей многочисленных рыболовов. И что характерно: местная плотва то порадует любителей зимней рыбалки активным клевом, когда уловы достигают восьми килограммов, то вдруг уже на следующий день непонятно почему отказывается от любого «угощения» на крючке.
Нередко бывает и так, что плотва вдруг начинает радовать своим активным клевом, но он продолжается недолго, резко обрывается. И трудно объяснить, почему так происходит. В связи с этим вспоминается такой поучительный случай. Приехал однажды зимой в составе группы рыболовов из Военно-охотничьего общества на Волгу (Иваньковское водохранилище). К рассвету специально заказанный автобус доставил нас к месту рыбалки. Многие сразу устремились к заливу, где, по рассказам бывавших здесь рыболовов, хорошо клюет плотва. Оказавшись тут впервые, мне ничего не оставалось, как последовать за «бывалыми» рыбаками.
Залив оказался уютным местечком, он заметно углублялся в берег. Глубина – всего около трех метров. Я даже засомневался, будет ли на таком мелководье какая-либо рыба. Однако всякие сомнения сразу развеялись, когда опустил в лунки удочки. Поклевки последовали сразу. И попадалась только плотва, причем вполне «товарная». Клевало одинаково хорошо как на удочку с мормышкой и кивком, так и на поплавочную снасть.
Такой неожиданно активный клев плотвы в середине зимы не мог не радовать. Однако радость оказалась преждевременной: после примерно двух часов активной ловли клев вдруг словно отрезало. Рыбаки сверлили новые лунки, меняли места ловли – безрезультатно. И постепенно покинули этот залив, разбрелись по волжскому льду в поисках другой рыбы.
В чем же дело? Почему плотва жадно клевала в рассветное время и так неожиданно прекратила брать с наступлением дня? Этот каприз плотвы трудно объяснить, но помнить об этом рыболову надо. И если вдруг плотва начала клевать, то не следует отвлекаться и терять зря время, помня о том, что клев может в любой момент прекратиться.
Сегодня здесь – завтра там
Часто нестабильность клева плотвы проявляется в том, что она вдруг меняет место стоянки. Особенно показательно в этом отношении знаменитое Рыбинское водохранилище. Несколько раз приезжал сюда с сыновьями и знакомыми рыбаками и почти каждый раз ожидал нас подобный сюрприз.
Помнится, из рассказов знакомых рыболовов услышали о том, что на реке Себле, впадающей в водохранилище севернее поселка Прозорово, попадается на крючок так называемая «морская» плотва весом до килограмма и более. «Морская» – значит, заходящая в реку из Рыбинского «моря». Ну кто из заядлых рыболовов не захочет поймать такую плотву! И вот с сыновьями Андреем и Василием в одну из апрельских пятниц в двенадцатом часу ночи выехали из Москвы. Расчет был таков: порыбачить с утра всю субботу, переночевать, в воскресенье опять порыбачить полдня, а во второй половине дня – домой.
Еще не рассвело, когда пересекли реку Ильдь. Обратили внимание на множество машин, стоящих по обеим сторонам дороги у моста через реку. Это были машины приезжих рыбаков. Забегая вперед, отмечу, что потом мы очень сожалели, что не остановились здесь.
Наконец мы на месте. С нетерпением спустились на лед. Сразу обратили внимание на множество старых лунок, из-за которых толстый ноздреватый лед напоминал сплошное решето. Поэтому сверлить лунки не было необходимости. По рассказам уже побывавших здесь рыбаков, именно на этом месте ловили они всего два дня назад плотву весом до килограмма.
С понятным волнением, предвкушая поистине экзотическую рыбалку, опустил мормышку с мотылем в лунку, начал играть кивком. Однако проходит много времени, а поклевок все нет и нет. Нашему разочарованию не было предела. Сын Андрей, которому предстояло сидеть за рулем, сказал, что пока не поздно, пока под лучами весеннего солнца не совсем раскисла грунтовая дорога, надо отсюда поскорее уезжать.
Расстроенные неудачей, решили махнуть рукой на такую рыбалку и возвращаться домой, не солоно хлебавши. Уже в третьем часу дня подъехали к мосту через Ильдь. Кругом по-прежнему было много машин, как и утром. Увидели и рыбаков, расположившихся по всему руслу. Уже не надеясь ни на что, просто решили узнать, как тут идут дела. И когда мы увидели рядом с лунками на льду довольно крупных плотвиц, решили еще раз попытать свое счастье.
Я облюбовал свободное местечко у поворота реки рядом с крутым высоким берегом. Размотал удочку с мормышкой, и только начал играть кивком, как он плавно выпрямился. Подсек, вытащил приличную по размеру плотвицу. Наконец-то! Поклевки последовали одна за другой, я с радостью вытаскивал очередную рыбу. В соседнюю лунку опустил поплавочную удочку. На эту снасть рыбалка пошла еще веселее. Хорошо шли дела и у сыновей.
Так подробно пишу про наши мытарства только для того, чтобы показать, насколько подвижна бывает плотва. Особенно ярко проявляется тяга к перемене мест у этой рыбы с наступлением весны. В подтверждение сказанному приведу такой убедительный пример. Рыбачил однажды по последнему льду на Тишковском заливе Пестовского водохранилища. Стояла теплая, пасмурная погода. Снега на льду уже не было, он был чистый и влажный, будто асфальт после дождя.
По привычке просверлил лунки над руслом речки, посредине водоема. Но странное дело: поклевок не было. А если и были, то на крючке оказывался мелкий ерш. Я стал менять места, продвигаясь вдоль русла в поисках рыбы. Но безрезультатно. Уже отчаявшись, без всякой надежды на успех подошел ближе к берегу. Просверлил лунку и огорченно вздохнул: глубина менее полуметра. Какая тут может быть рыба, подумал я. Хотел сразу же уйти, но на всякий случай опустил мормышку. Тут кивок чуть дрогнул и прогнулся. Быстро подсек, вытянул плотву. Насадил мотыля и снова опустил мормышку. Опять та же картина. Очередная плотвица затрепыхалась на льду.
Просверлил еще несколько лунок примерно на таком же удалении от берега. И везде клевало. Причем чаще там, где слой воды подо льдом был даже менее полуметра. При подсечке рыбу вытаскивал из лунки одним взмахом руки.
Так неожиданно для себя я очень неплохо порыбачил на непривычном месте – мелководье. А между тем ничего необычного и странного здесь нет. Ведь с берега в залив стекали ручейки талой воды.
Как ее соблазнить?
Начнем с прикормки. В начале зимы, особенно в период перволедья, с этим вопросом проще. Плотва в эту пору еще активна и ее вполне можно привлечь к месту ловли обыкновенными панировочными сухарями. Однако в середине зимы, когда плотва из-за недостатка кислорода в воде теряет обычную активность и меньше питается, она становится особенно привередливой. И не всякая прикормка растительного происхождения тут может сработать.
Не раз убеждался, что в глухую зимнюю пору единственно неотразимой прикормкой для плотвы является то, к чему эта рыба привыкла в естественных условиях – мелкий кормовой мотыль. Тем более что есть водоемы, где плотву приходится прикармливать только мелким мотылем. Взять, к примеру, озеро Белое у поселка Косино. Все рыбаки здесь знают об этом капризе местной плотвы. Поэтому прикармливают свои лунки только мелким мотылем без всякой примеси. Да и на Рузском водохранилище и других водоемах плотва ловится значительно лучше, если лунки прикормлены только мелким мотылем.
Чтобы соблазнить капризную плотву на поклевку, немаловажное значение имеет и то, какое «угощение» вы предлагаете ей на крючке. Чаще всего это привычный мотыль. Иногда вместо одного крупного мотыля подавай ей два-три мелких. Еще лучше, если вместе с мелкими мотылями посадить на крючок крошечную личинку репейной моли, которую рыбаки называют «репейником». Разумеется, крючок при этом должен быть достаточно тонким и острым, чтобы не травмировать крохотную личинку.
Именно так поступают рыболовы на большом Кудиновском песчаном карьере, расположенном слева от станции «Электроугли» по Горьковскому направлению железной дороги. Этот обширный и глубокий (от 8 до 15 метров) водоем богат плотвой, и с началом ледостава тут всегда можно видеть много рыболовов. И все ловят в основном плотву. И что характерно: местная плотва почему-то часто игнорирует предлагаемого ей чистого мотыля, тогда как «бутерброд» из личинки «репейника» с одной личинкой мотыля хватает охотно. И подобных примеров можно привести немало.
Комментарии (0)