Объединяя в слове «насадки» все, что способно раздразнить рыбий аппетит и вызвать ее на поклевку, рыболовы всегда имеют в виду, что сюда включены как живые, так и неживые, но естественные съедобные приманки. Все зимние искусственные приманки на крючке мормышки и блесны или на отдельном монтаже называются подсадками и подвесками.
К живым насадкам, или наживкам, как правило, относят не только всяческую живность, обитающую в воде, хорошо знакомую рыбе и удобную в применении, но и ряд насекомых, личинок и червей, которых рыболовы находят и добывают вне водоема. Из таких наживок издавна, известны личинки веснянки, поденки, стрекозы, мотыль, мормыш, личинка репейной моли, зимующая гусеница капустницы, земляные черви, короеды и опарыши. И это, конечно, далеко не полный список.
К неживым естественным приманкам, или собственно насадкам, обычно причисляют тесто, кашу, распаренные зерна злаков, бобовые, кусочки сала, мяса, части или целых моллюсков и раков, рыбью резку, обрезки кишок, плавники, рыбий глаз, легкие и печень животных, птиц, сгустки крови, лоскут рыбьей кожи или филе, крупную икру лососевых рыб и прочее.
В холодной зимней воде все биологические процессы в организме рыбы замедляются, особенно в тот период ледостава, когда на низкую температуру водоемов накладывается еще и заметное уменьшение растворенного в воде кислорода, что обычно для февраля даже на реках. И мелкая, и крупная рыба в это время, конечно, продолжает кормиться и клевать на рыбацкие снасти, но при этом становится очень привередливой – предпочитает лишь определенную пищу животного происхождения, предельно малую по размерам и непременно свежую…
Из таких наживок рыболовам-зимникам более всего доступны мотыль и личинка репейной моли, но вот не всегда бывает так, что на одну и ту же наживку клев у разных рыболовов одинаково хороший, и дело тут не только в качестве снасти и отточенности техники ловли. Нередко причиной бесклевья становится плохое качество наживки, поскольку в зимней воде рыба наиболее чувствительна к посторонним, неестественным запахам, которые легче «спрятать» в нагретых летних водоемах, в которых вода подобна насыщенному, густому бульону с множеством ароматов. А ведь покупая мотыля для насадки или прикормки в рыболовном магазине, мы берем «кота в мешке», так как не знаем, где он был добыт и как хранился. Не раз приходилось в этой связи наблюдать, что рыба подходит на прикормку из чистого лиманного мотыля, активно шевелящегося, но почти не ест его, потому что он имеет солоноватый вкус, зато бывает, что некоторые из пойманных окуней оказываются буквально забитыми «грязным» мотылем с вонючим илом, добытым из «родных» отстойников. То же самое и с крупным мотылем, в последнее время все чаще привозимым в наши европейские города с уральских озер, но у нас есть немало водоемов, где крупная рыба предпочитает исключительно «местного» мотыля, а на привозного может польститься лишь вечно голодная мелюзга. К тому же, для удобства перевозки и расфасовки мотыля часто заворачивают в газеты, и он по этой причине приобретает довольно едкий «типографский» запах, не способствующий азартному клеву. Да и мотыль, добытый в отстойниках, не всегда может пахнуть «естественно», и он даже может стать причиной внесения в водоем какой-либо опасной заразы, что, вероятно, справедливо привело во многих зарубежных странах к запрету прикармливания рыбы мотылем.
Опытные рыболовы, чтобы хоть как-то «очистить» наживку, приобретают ее за несколько дней до рыбалки, затем перебирают и промывают всю порцию мотыля в специальном устройстве в виде кассеты с сетчатой крышкой, через отверстия в ней отделяя мертвых и вялых личинок от живых и «бодрых». Очищенный таким образом мотыль пару дней живет в холодильнике в чистой воде, которая регулярно меняется. Наживка, может быть, и не приобретает «местного» запаха, но неприятные «ароматы» теряет. Мотыля можно слегка ароматизировать, если перед рыбалкой положить его в тряпочку, на которую было нанесено очень и очень небольшое количество укропного или анисового масла либо какой-нибудь фруктовой эссенции.
Чтобы наживка не подмерзла во внешнем кармане и не запарилась во внутреннем, надо уменьшить теплопроводность упаковки, для чего используют пенопластовую коробку, а в зимнее время мотыля следует непременно класть только в сухую тряпочку – в личинках и так много влаги, от которой тряпочка станет лишь слегка влажной.
Другая весьма распространенная зимняя наживка – личинка репейной моли, или «репейник», или «чернобыльник». Эти желтовато-кремовые живые шарики хороши для подсаживания на крючок при ловле на игру, а также в качестве «бутерброда» к мотылю при ловле леща или плотвы, но тут не все так просто. Издавна промеж рыболовов идет спор, на какую личинку лучше клюет: на добытую в шишечке репейника или чертополоха («репейник») или в стеблях полыни («чернобыльник»). Окончательный ответ еще не найден, хотя «репейник», кажется, более «жирный», зато в полыни добывать личинок гораздо легче, а несколько их, насаженных на крючок «чертика», заметно улучшают клев леща и окуня при ловле на игру, особенно в пору последнего льда, также на них из-подо льда прекрасно берет икряная весенняя уклейка.
И все же, несмотря на все хлопоты по подбору и сохранению наживки, бывает, что рыбалка не ладится. Дело тут в том, что отсутствие клева на мотыля бывает, когда на крючок очень мелкой мормышки, нужной в глухозимье, насаживают крупного мотыля – от этого игра всей приманки резко ухудшается, становится неровной, хаотичной, что настораживает рыбу, живущую в подледном «заторможенном» мире. Следует покопаться в коробочке с наживкой, выбирая самые мелкие личинки, а еще лучше – перейти на ловлю, насаживая на крючок по 1-3 личинки кормового мотыля, имея в арсенале мормышки с очень тонкими крючками. Очень полезно бывает насадить мотыля колечком, проткнув крючком его головку и хвост, либо полуколечком, введя крючок в середину личинки и выпустив его жало около головки – все это значительно уменьшает «габариты» наживки; кроме того, из двух проколов в личинке в воду выделяется больше привлекающей рыбу ароматной жидкости, но по этой причине насадку следует освежать как можно чаще. Еще более «радикальный», но очень действенный способ – насадив крупного мотыля как обычно, аккуратно оборвать его так, чтобы на крючке осталась лишь его темная головка с небольшим кусочком тела. Поклевок на такую компактную наживку бывает много, особенно уверенно берет на нее окунь, но ее также надо часто обновлять.
Не раз на зимней рыбалке бывало, что рыба вообще ни на что не хотела брать, и лишь подсадка на крючок довольно крупной личинки стрекозы или двух-трех личинок «казары» или веснянки вызывала немедленную поклевку матерого окуня-горбача. Добыть такую наживку, как, впрочем, и ручейника, зимой непросто, но возможно, если знать на водоеме мелководные места, летом густо зараставшие водной растительностью. Тут нужно планомерно делать лунки, прокачивая в них воду ледобуром, как поршнем, и собирая всю живность, что будет вместе с водой вылетать на поверхность льда. Если в лунку накануне опустить пучок соломы или травы, то в него тоже набьется немало личинок стрекозы, веснянки, ручейника, а также мелких рачков-бокоплавов.
Иногда приходится слышать от рыболовов, что, к примеру, на Угличском и Рыбинском водохранилищах, многих других лесных водоемах, крупная рыба всем наживкам предпочитает муравья и муравьиные яйца. Это неверно – опыт ловли тут показал, что местная рыба прекрасно клюет на опарыша, который теперь есть в продаже круглый год. А вот совсем ненужное и неоправданное разорение муравейников, наносящее огромный вред экологии лесов, преследуется по закону, что грозит нарушителям большим штрафом.
Комментарии (0)