В глухозимье выбор водоема, как никогда, может предопределить удовлетворение от ловли. Для некоторых, к числу которых я отношу и себя, весьма интересно поймать хоть что-то там, где никто сейчас не ловит. Обычно это небольшое озеро или пруд. Лишь бы в нем не было замора. Многие стремятся получить информацию об активном клеве в каком-то конкретном месте и, как обычно, опаздывают. Вспышки клева, хоть и редко, случаются, но они очень кратковременные.
Большинство рыболовов реалистично относятся к ловле в это время года и выбирают себе водоем, исходя из близости от дома и от его проточности, то есть от кислородного режима. Где больше кислорода, там и более активна рыба. Сейчас очень важно, насколько вы знакомы с особенностями выбранного водоема. Если хорошо знать места и быть уверенным, что рыба на них есть, то все усилия будет направлены на то, чтобы добиться поклевок, заставить вялую рыбу взять приманку. Поэтому, если стоит выбор между незнакомой рекой или хорошо знакомым озером, то надежнее последнее. Сейчас не совсем то время, когда имеет смысл тратить силы на исследование незнакомой акватории. Это трудно даже физически и малопродуктивно. Более подходящая тактика заключается в методичной проверке уже знакомых по прежним годам мест. Если за прошедший год не произошло существенных изменений в рельефе, то и рыба никуда не делась.
Важно, посещая водоем из года в год, не только замечать «клевые» места, что, впрочем, происходит автоматически, но и связать клев в том или ином месте, в то или иное время с уровнем воды.
К советам вести календарь наблюдений лично я отношусь скептически. Во-первых, прямой и надежной взаимосвязи между клевом и погодой не вижу. Погода наиболее сильно влияет на самого рыболова, и на характер клева. Изменение характера клева не трудно компенсировать подбором снасти и техники ловли. Много раз я очень успешно ловил при самом что ни на есть восточном ветре и «уходил от нуля» в снегопад, принесенный с юга. Во-вторых, заметки о былых рыбалках легко могут направить по неверному пути. Вы приезжаете на известное место, погода, что и в прошлом году или неделю назад, ничего не изменилось, а клева нет. То ли клева нет, то ли рыба ушла. А былые успехи держат, привязывают к месту. Вместо того, чтобы искать рыбу, вы продолжаете терять время. В результате делается не совсем верный вывод о том, что клева не было.
Практика показывает, что из четырех-пяти известных точек хоть на одной рыба проявляется. Если нет, то или нужно продолжить поиск, или поискать причину в снасти и технике ловли. Обычно снасть и подводит. Опять же, воспоминания о прошлых успешных рыбалках очень сильно «привязывают» к той или иной снасти. Рыболовы начинают даже делить мормышки или блесны по водоемам. Это неплохо в период перволедья. Никто не отрицает, что есть водоемы, в которых щука предпочитает блесны цвета красной меди, или плотва явно лучше реагирует на черные мормышки, но в глухозимье этого мало. Как раз в то время, когда на испытанные приманки клева нет, и нужно подбирать что-то другое. Практика показывает, что настойчивый подбор почти всегда приносит положительный результат. Но просто менять мормышки нет смысла. Нужно менять всю снасть, то есть мормышку, леску и кивок. Почти всегда положительный результат дает замена лески на более тонкую, а мормышки на более мелкую. Даже если мормышку оставить ту же, то замена лески обязательно скажется на результате. Это все знают, но многие забывают. Почти всегда рыболов начинает ловить той снастью, с которой он здесь успешно поработал неделю или две назад. Но условия подо льдом могут измениться настолько быстро, что на знакомом месте, где точно есть рыба, поклевок почему-то нет. Меняете леску с 0,11 на 0,08, и все становится на свои места. При этом не поленитесь и попробуйте поменять и наживку на крючке. То есть пробуйте ловить не только на крупного мотыля, но и на мелкого или на «репейника».
Замена снасти на более тонкую расширит возможности. На более тонкой леске мормышка лучше воспринимает движения руки и кивка. Это значит, что можно и нужно добиться более мелкой и частой игры. Расширится игровой диапазон, что особенно важно, если большая глубина.
Здесь стоит заметить, что не всегда нужно использовать самую тонкую для данных условий ловли леску. Например, когда я ловлю на колеблющуюся блесну щуку, то среди зимы я меняю относительно тонкую леску ( 0,18-0,20 мм ) на более толстую, вплоть до 0,35 мм. Делается это для того, чтобы затормозить падение блесны. Тогда ее движения становятся более вялыми и она, как говорят, «сыплется», то есть падает, переваливаясь с боку на бок. Возвращение блесны в самую нижнюю точку после падения происходит медленно, а на короткой паузе в нижней точке часто и происходят поклевки. Другой пример. Если ловить окуня, особенно крупного, на небольшой глубине, обычно до полутора метров, то тоже, бывает, имеет смысл использовать несоразмерно толстую леску. За счет сопротивления лески удается настолько снизить вертикальную составляющую скорости падения блесны, что она уходит далеко в сторону от лунки. Это хорошо не только потому, что облавливается большая площадь, но и потому, что блесна покидает световое пятно от лунки.
Недостаточно иметь хорошую снасть, которую, например, можно сделать по образцу удачливого соседа по ловле, но и не менее важно научиться использовать все ее возможности. Легкая блесна на толстой леске сама на несколько метров от лунки при глубине метр не уйдет. Ее кладут на дно после первого падения, затем поддергивают и стравливают леску. И так делают до тех пор, пока блесна отдаляется от лунки, что может занять некоторое время. Затем блесну очень медленно протягивают по дну. Мало научиться загонять блесну от лунки, нужно еще и подобрать скорость волочения. А еще важнее знать, когда и где такой прием может принести успех.
С мормышкой то же самое. Очень часто случается так, что окунь или подлещик исправно трогают мотыля на крючке, когда вы ловите на прикормленной лунке, а результат почти нулевой. Случается и так, что кроме «подергунчиков» явных поклевок нет в течение всего дня. А вы попробуйте в этой же лунке половить на маленького чертика, да еще и не у дна, а постепенно поднимая его на метр и выше. Результат может приятно удивить.
Практически всегда характер клева в течение дня меняется, причем довольно быстро и резко. Утренние четкие поклевки сменяют редкие трогания приманки рыбой. Я в таких случаях сначала меняю снасть на более тонкую, потом меняю приманку на крючке на более мелкую, затем убираю с крючка приманку и делаю высокие проводки с частой игрой. Все это делается в течение десяти минут. Если рыба начинает реагировать на быструю игру очень мелкой мормышки, то имеет смысл попробовать специализированную безнасадочную мормышку.
Сейчас плохую службу может сослужить прикормка, особенно если это смесь компонентов растительного происхождения. Отпугнуть рыбу такой прикормкой, может быть, и не удастся, но привязать самого себя к лунке – вполне возможно. При слабом клеве у рыболова возникает «заклад» на действие прикормки, и вместо того, чтобы искать активную рыбу и подбирать снасть и технику, рыболов ждет. Ждет, когда рыба «подойдет». Рыба не подойдет. Несколько личинок мотыля могут вызвать интерес у окуня или плотвы к приманке, да и то не всегда. Каждый раз важно понять, как сегодня рыба относится к прикормке. Если активность не увеличивается или после прикармливания поклевки прекращаются, то вывод ясен без объяснений. Важно то, что прикормка в любом случае приводит к необходимости смены игры, а зачастую и всей снасти. И как это ни покажется странным, но это будет замена на более тонкую снасть. Бывают исключения, когда начинает ловиться много более крупная рыба, но такое случается достаточно редко.
Сейчас как никогда важна гармония всех действий, начиная от определения перспективного места и подбора снасти, до комплексного целенаправленного подхода к ловле определенного вида рыбы.
Комментарии (0)