Приближение весны ощущается во всём. Прежде всего, солнце не только светит, но и сильно греет. Однако лед стоит, температура воды под ним не меняется, количество кислорода не увеличивается.
Что явно изменилось, так это продолжительность светового дня и освещенность подо льдом за счет того, что солнце поднимается над горизонтом с каждым днем все выше. Это не могло не отразиться на поведении рыбы. В некотором смысле – увеличение освещенности должно стимулировать рыбу к пробуждению от зимней «спячки». Вполне возможно, что оно так и есть. Я говорю так потому, что трудно утверждать, кто больше «проснулся» – рыба или рыболовы. У последних стало намного больше времени, чтобы попытаться что-нибудь поймать. Можно было бы предположить, что с увеличением светового дня и рыба тоже будет начинать раньше клевать и ловиться до самого вечера. Такое предположение частично подтверждается в те дни, когда по совершенно другим причинам рыба активно кормится. Бывает так, что она исправно клюет весь день. Но нередко рыба весь день вовсе не ловится.
Чем крупнее рыба, тем более явно она соблюдает какое-то свое расписание питания. Только мелочь, которой нужно как можно быстрее расти, чтобы не отстать в конкуренции, может питаться постоянно. Крупная рыба растет много медленнее, и основная часть пищи идет не на рост, а на поддержание сил и активности на должном уровне. Не стоит упускать из виду, что и корм рыбе не все время доступен. Разная живность в течение суток тоже совершает те или иные телодвижения – кормится, замирает или прячется от той же рыбы. Мелкий корм появляется на открытых местах, за ним активно охотится мирная рыба. Мелкая рыба насыщается и встает или начинает вести себя не так активно, что становится командой для хищников.
Так или иначе, но даже постоянно голодная мелочь в течение суток становится активной и очень активной, пассивной и очень пассивной. То есть существуют периоды лучшей рыбалки, а значит, расписание клева. Оно очень приблизительное, поскольку меняется каждый день. На это влияет не только освещенность, но сейчас это один из самых мощных факторов.
Самое интересно то, что говорить о каких-либо точных закономерностях весьма затруднительно. Причина заключается в том, что есть еще не менее сильные факторы – в результате сложение факторов может привести к противоположным явлениям. Но все равно можно и нужно стараться учитывать освещенность в своих прогнозах на ловлю.
Рыба, которая придерживается прибрежной зоны и участков с подводной растительностью, «просыпается» с восходом солнца и рано начинает питаться. Это мелкие окунь, плотва, пескарь. Уклейка также не относится к ночным рыбам. Видимо, с рассветом просыпается их привычный корм. Между самим рассветом и моментом, когда освещенность подо льдом станет не ниже определенного уровня, клев не слишком активный. В течение часа, а то и двух, клев достигает пика интенсивности. Если день солнечный, то пик клева наступает раньше. Если пасмурно – то пик наблюдается не раньше, чем через полтора часа с его начала, но по времени активный клев продолжается дольше. Как правило, когда солнце достигает высшей точки на небосклоне, клев прекращается. Прекращается – это сильно сказано, точнее – рыба занимает другой горизонт и воспринимает приманку более настороженно. Бывает достаточно сместиться с мели глубже, и тогда выясняется, что рыба прекрасно реагирует на приманку – правда, это уже не совсем та рыба, которая клевала на рассвете. Идут два параллельных процесса. Сначала начинает ловиться рыба на мели, где освещенность увеличивается в первую очередь, затем освещенность возрастает на глубине, и тогда начинает клевать рыба, стоящая на глубине. С другой стороны, с ростом освещенности рыба начинает мигрировать. Та, что стояла на глубине, может пойти на мель или подняться в средние и верхние слои воды. Та, что стояла ночью на самой мели, может переместиться несколько глубже.
Чем рыба крупнее, тем расписание ее движения и питания более явно выражено. Особенно четко это происходит у хищников, хотя опять же должен сделать акцент на то, что это расписание ежедневное. Всплеска активности сегодня может и не быть совсем. Все нам хорошо знакомы «не клёвые» дни. Рыбы эхолот показывает много или даже очень много, а поклевок нет. Причин может быть несколько. Во-первых, щука, например, охотится не каждый день. Плотва может подняться под лед и, занятая планктоном, не обращать внимания на вашу мормышку с висящим хвостом мотыля. Лещ вообще уже давно наелся ночью и спокойно ждет следующей ночи, когда стихнет суета над головой.
С ростом освещенности периоды клева становятся не только менее предсказуемыми, но и более короткими, зато более частыми. Если в середине зимы достаточная для многих рыб освещенность была в течение пары часов, и за это время нужно было покормиться, то сейчас времени стало достаточно. Поэтому у окуня или плотвы пики клева могут быть после рассвета, часов в одиннадцать, затем после часа дня и уже за час до захода солнца. У подлещика чаще наблюдается несколько другое расписание. Часам к одиннадцати рыба «усваивает» то, что она потребила ночью, еще до восхода солнца, и часик исправно клюет. Затем «обеденный перерыв» до двух, после которого клев может начаться – может быть, он начнется только в четыре или полшестого.
Наиболее ярко видно влияние освещенности на примере уклейки, которая клюет только если освещенность достигает определенного уровня. Даже когда солнце начинает светить прямо в лунку, эта рыба клюет. Она перестает ловиться в середине солнечного дня только при несоблюдении достаточной маскировки со стороны рыболова. Нужно затемнять лунку, не шуметь, не топать и стараться не сверлить новых лунок. Это же относится и к плотве в те периоды, когда она поднимается под лед.
А вот с пескарем, как я заметил, все наоборот. Клевать на реке или на озере эта рыба начинает часов в одиннадцать, а пик клева приходится на два-три часа дня. Интересно то, что лучший клев в ясный, солнечный день. Стоит туче закрыть солнце, и клев моментально прекращается. Если день пасмурный, то пескарь начинает клевать, когда полностью рассветет, и клюет периодами в течение всего дня.
То есть, с одной стороны, недостаточная освещенность не стимулирует активность рыбы, а избыточная ее настораживает. От какой-то границы освещенности, а значит, и видимости, рыба начинает различать искусственные приманки. Становится понятным, почему замена мормышки на более мелкую или использование приманки с активной и разнообразной игрой дает явно положительный результат.
В целом, как мне кажется, чем более солнечный день и чем меньше глубина, тем периоды клева более короткие, хотя рыба в эти моменты может быть очень активной. Поэтому я выработал для себя правило: как только поклевки прекращаются, нужно менять снасть. Начинаю ловить, например, с мормышкой 2 мм, затем 1,5 мм, потом 1мм, затем меняю лунки, переходя на более глубокие. Если и это не дает желаемого результата, то я или иду домой, или, если еще есть время, переключаюсь на другую снасть. То есть вместо классической мормышки беру «чертика» или «нимфу», и наоборот.
Если в течение двух-трех часов не удается приспособиться к сегодняшнему расписанию рыбы, то имеет смысл прибегнуть к следующей тактике. Я выбираю место, которое сегодня уже безуспешно обследовал, но уверен, что рыба на нем есть, и начинаю методично подбирать игру, снасть, исследовать разные горизонты. Когда освещенность становится ниже какого-то уровня, рыба все равно проявляет себя, и нередко удается дождаться неплохого клева. Здесь важно точно предугадать, на какую рыбу нужно рассчитывать.
В целом, избыточная освещенность делает каждую рыбалку мало предсказуемой, трудовой и скоротечной, хотя на моей памяти множество исключений из этого «правила». Неопределенность результата «закопана» не только в самой освещенности, но и в массе других факторов, с нею косвенно или прямо связанных. Например, в поступлении под лед талой воды, но об этом в следующий раз.
Комментарии (0)