Мельче полуметра

Изображение Мельче полуметра
Изображение Мельче полуметра

Большинство рыболовных экспертов начинают аналитические статьи фразами типа: «…первый раз я ловил таким способом много лет назад. В тот день…», - а потом, после занятной байки, переходят к обобщениям. Но первая моя подледная рыбалка на минимальной глубине состоялась весной, поэтому рассказывать буду по порядку, а к тому случаю вернусь потом, если к слову придется.

Первый лед

В это время рыба хорошо клюет на любой глубине, нельзя сказать, что она тяготеет к мелководью. Другое дело, что рыболов тяготеет к участкам с непрозрачным льдом, которые обычно располагаются вблизи берега, на мели. Если ловить на блесну, будет попадаться окунь, если на мормышку – окунь и плотва. На блесну окунь клюет на мели лучше, поэтому уловы, скорее всего, будут примерно одинаковыми. День ото дня клев ослабевает, активность окуня уменьшается с той же скоростью, что и на больших глубинах, а плотва мелководье в основном покидает.

Глухозимье

Все известные мне публикации в рыболовной периодике о ловле в глухозимье на мели посвящены окуню и щуке. И это правильно. Плотву мне удавалось ловить, но в очень локальных местах, не меняющихся в течение сезона и редко меняющихся год от года. Думаю, эти места расположены поблизости от родников. А вот окунь и щука (у меня окунь) ловятся хорошо, порой лучше, чем по первому льду. Чем это может быть вызвано? Скорее всего тем, что на мели проще поймать малька. Чаще всего бывает так: на глубине 30 см крупный окунь может клюнуть, но попадается и мелкий. А на глубине 15 см откровенной мелочи уже нет, весь окунь такого размера, что может питаться мальком. В пасмурную погоду окунь клюет на мели весь день, в ясную – утром и вечером. Окунь в основном стайный, то есть не попадается равномерно вдоль всей береговой линии, а очень хорошо ловится в отдельных местах. Лучше всего работает блесна (бойтесь щуки!), хуже – мормышка с мотылем, еще хуже – безмотылка.

Правда, тут есть одно «но». Пишут в рыболовные журналы все-таки в основном москвичи, а Москва окружена «питьевыми» водохранилищами, для которых характерно постепенное снижение уровня воды в течение зимы. Соответственно опыт ловли на мели у большинства авторов, у меня в том числе, не универсальный, а «подмосковно-водохранилищный». Насколько он применим на водоемах других типов, сказать не берусь.

Весна

Вот и подошли к основной теме. На мели рыба весной клюет, еще как клюет! Разная и на водоемах разных типов.

Сначала – о грустном

Понятно, что к весне уровень воды в водохранилищах надо понизить, чтобы было куда принять вешние воды. Если водохранилище образовано плотиной ГЭС, предвесенний сброс воды происходит (по неизвестным мне причинам) резко. Через каждую плотину вода традиционно сбрасывается в определенный период и с определенной скоростью. Например, на Иваньковском водохранилище сброс бывает во второй половине февраля, на Угличском – в первой декаде марта. Что при этом происходит под водой, точно не знаю, но кажется правдоподобной такая картина.
Течение усиливается. Поскольку без вмешательства человека усиление течения всегда сопровождается подъемом уровня воды, рыба начинает двигаться вверх по течению, в том числе заходить во впадающие в водохранилище реки. Если река достаточно большая, ничего страшного не происходит, нам это даже на руку – в таких реках улучшается клев, и особенно заметно он улучшается возле берегов, можно сказать, вплотную к берегам. Если же река небольшая, а рыбы заходит много, случается замор. А если предустьевый участок мелководный, как у речек Себла и Ламь на Рыбинском водохранилище, рыба в больших количествах погибает, зажатая между дном и льдом. Не знаю, насколько страшны последствия этой беды и можно ли ее избежать. Но уверен, что стремление «надушить» рыбы в такой ситуации, когда ее проще забагрить, чем поймать по-честному, к рыбалке отношения не имеет.

В тростнике

Если же говорить о естественных природных процессах, то раньше всего мель оживает на неглубоких водоемах с обширными зарослями тростника. Думаю, хотя это не более чем догадка, что дело в кислороде, проникающем в воду по оттаявшим стеблям или вдоль них. Как только приходят продолжительные оттепели, рыба устремляется в эти заросли. Обычно это бывает в феврале, и первыми в тростнике обнаруживаются щука и окунь. А в марте подтягивается лещ, и тут уж начинается «сенокос». Строго говоря, глубина подо льдом в местах ловли может быть и больше полуметра, главное – за границу «тресты» не вылезать. Но и на «мельче полуметра» хорошо ловится.

Начальный опыт «тростниковой» ловли я приобрел на озере Кафтино в Тверской области (эх, давненько не приходилось там бывать). Попадалась всякая рыба, но основу добычи составляли крупный подлещик и лещ, поэтому ловля, как правило, велась на крупные мормышки, наживленные червем или солидной, не меньше 10 штук, гроздью мотыля. Если ловить на небольшие приманки, в том числе безнасадочные, в уловах будут преобладать мелкий окунек и средняя плотвичка, а матерый лещ может счесть «микробов» на конце вашей снасти вовсе не заслуживающими внимания.

На более глубоких озерах мартовский заход рыбы в тростник имеет меньшие масштабы, но все равно заросли тростника – наиболее перспективные места ловли в марте. В апреле рыба разбредается по всему водоему, и уже не угадаешь, на какой глубине лучше ловить. Бывает, что на мели, а бывает, что и нет.

В заливчиках

Малые реки Подмосковья освобождаются ото льда в течение марта, на неделю-другую раньше или позже в зависимости от скорости течения. «Первый раз», о котором я хотел рассказать, случился у меня 8 марта на реке Клязьме, год точно не вспомню, кажется, 1981-й. Мы с приятелем Виктором приехали на наше любимое место – и ужаснулись: льда нет. То есть осталось чуть-чуть, но в заливчике с максимальной глубиной 30 см подо льдом. Делать нечего, надо пробовать. К нашему удивлению, удалось поймать на двоих порядка 10 кг окуней и плотвы вполне достойного размера. Вряд ли все они «жили» на площади 15-20 м2, должно быть, подплывали в процессе ловли. А на самой малой глубине, 10 см, были и обрывы. С тех пор (вот она, любимая конструкция наших экспертов!) много раз удавалось успешно рыбачить в таких заливчиках на разных небольших речках. Причем когда лед еще есть на участках с большей глубиной, плотва ловится в основном там, а окунь – все равно на мели. Подлещик попадается редко, помню только один случай, на речке Кубрь, когда его было поймано много. Окунь явно предпочитает блесну или мотыля, а остальная рыба (в основном плотва, как прилов – подлещик, язь, голавль) – безмотылку.

Вдоль закраин

Этот вид ловли у меня ассоциируется с Плещеевым озером, уж больно красив на нем весенний выход рыбы на мель. Озеро большое и глубокое, но в разрезе имеет форму «шляпы» с широкими полями, то есть от берега глубина увеличивается сначала очень плавно, а в какой-то момент – резко и значительно. Дно на мели песчаное, водная растительность развита слабо. В середине зимы основные события происходят на перепаде глубин, а весной, причем достаточно ранней, когда настоящих закраин еще нет, рыба (в основном плотва) начинает клевать на минимальной глубине. Клев быстро усиливается и держится на стабильно высоком уровне до тех пор, пока постепенно расширяющиеся закраины не лишают нас возможности ловить на мели. Четко прослеживается зависимость размера добычи от глубины: на 20 см клюет отборная рыба, а на 40 см большая тоже может клюнуть, но в основном попадается мелочь. Основная приманка – безмотылка, но думаю, что и с насадкой можно успешно ловить.

Весенняя миграция

Сузим тему: речь идет о подъеме рыбы в период последнего льда из водохранилищ во впадающие в них реки. Мне удавалось наблюдать этот процесс на двух водохранилищах: на Можайском, в районе впадения реки Москвы, и на Рыбинском, в районе впадения Волги. По неизвестной причине рыба (в основном лещ и плотва) поднимается вдоль самого берега, протискиваясь подо льдом на глубине менее 10 см! И прекрасно при этом клюет. Основная приманка – мормышка с мотылем. Можно ловить и на безмотылку, но лично мне психологически тяжело применять ее на глубине менее 15 см. Кажется, что между дном и льдом вообще нет места, где играть мормышкой? Однако оно есть, и его достаточно, чтобы трофейная плотва и взрослые лещи там не только плавали, но и клевали. Это кажется невероятным, ведь им приходится ложиться на бок, зачем?! Не знаю, но факт остается фактом.
Вот, по большому счету, и все, что я знаю о подледной ловле на минимальной глубине.