Любителей ловли весенней щуки на жерлицы на порядок больше, чем охотников за судаком. Причина в том, что теоретически искать щуку проще, поскольку не приходится исследовать огромные просторы больших водоемов. В целом, щуки в водоемах много больше, чем судака. Но самое главное состоит в том, что щука есть почти во всех водоемах.
Ловить мелкую щуку в небольших прудах и речках не очень интересно, хотя сама сложность охоты в таких условиях может понравиться. В больших водоемах рыба всегда крупнее, но искать ее труднее. Поиск без определенного плана и какого-то представления о поведении рыбы в данный момент может стать неблагодарным и тяжелым занятием. Увеличить вероятность успеха поможет знание как рельефа водоема, так и повадок рыбы. У каждого рыболова накапливается собственный опыт, который может вообще не совпадать с опытом других. И выводы могут быть совершенно разными, но это рыбалка.
На мой взгляд, наиболее вероятные маршруты движения хищника проходят около береговых мысов. Вторым вероятным местом выхода являются подводные возвышенности, но на самый верх возвышенности щука выходит редко. Очень неплохими будут бровки, идущие вдоль подводной растительности. Если рельеф водоема ровный, что называется «корыто», то искать щуку имеет смысл, начиная от берегового мыса в сторону глубины, поскольку щука может быть везде. Так или иначе, но даже в «корыте» есть ямки и возвышенности, затопленные камни и ветки деревьев. На больших и глубоких водоемах очень перспективны прибрежные отмели с плавным понижением дна от берега до глубины полтора метра. Такие берега характерны для водохранилищ с переменным уровнем воды. Все хорошие места объединяет одно — здесь концентрируется мелкая рыба. Как правило, это сеголетки окуня и плотвы.
С появлением талой воды рыба идет к берегу, на отмели, к устьям ручьев и рек, поэтому щуку нет смысла искать на ямах. Сейчас, как я считаю, надежнее искать щуку рядом со стаей окуня. Я предполагаю, что окунь стаей загоняет малька или мелкую рыбу на пологую отмель, а щука идет позади или рядом. Как судак под лещом. Причем щука идет тоже стаей, придерживаясь своего порядка. Предполагаю, что мелкие щуки участвуют с окунями в охоте за мелкой рыбой, а крупные щуки хватают и окуней.
В водохранилищах, где расплодилась тюлька, картина еще интереснее. Впереди идет загон из окуней, позади стая из щук, а за ними еще и судак. Судака немного, но он есть. А береговую бровку уже оккупировал налим. Может показаться, что достаточно найти стаю окуня, и рыбалка состоится.
Во-первых, стаю активного окуня еще надо найти. Допустим, окунь обнаружен, но вдруг начали сбрасывать воду. Рыба моментально отходит с метровой глубины на трехметровую, то есть на бровку. Рыба отходит и на несколько часов встает, не двигается и не питается. Щука при таком варианте развития событий клевать будет, но не так активно.
Во-вторых, щука находится не в самой стае окуня, а рядом. Причем с любой стороны. Когда окунь только загоняет малька на мель, щука идет позади. Стая окуня отходит от берега, а щука продолжает охоту, причем лезет буквально под лед на отмели. Ей не привыкать, поскольку она всю зиму периодически охотится на самых мелких местах. Но тогда щука остается на мели, а окунь уже на бровке. Так повторяется периодически. Все было бы хорошо, если бы такие простые сценарии повторялись с какой-то периодичностью в одном и том же месте. Но как на зло, окунь куда-то уходит, погода меняется, и где искать его, не понятно.
Это неопределенность толкает рыболова на привязку к какому-то конкретному участку ловли. Исследуется рельеф и для начала выставляется ряд жерлиц. Причем имеет смысл ставить жерлиц много и в самых разных местах. Если время выхода хищника не известно, то начинать ловлю надо с рассвета. В конечном итоге, всё заключается в первой поклевке. После трех поклевок картина проясняется, и уже можно делать какие-то выводы. Становятся известными глубина и рельеф, на котором сейчас жирует хищник. Хорошо, если это не проходное место и поклевки не случайные. Тогда можно концентрировать снасти и искать подобные точки. Также определяется время клева. На следующий день, если не изменятся погода и уровень воды, нужно начинать именно с этих мест, но поставить несколько снастей со смещением в глубину или к отмели. После первых поклевок я сразу же перемещаю снасти на уровень поклевок. Например, поклевки начались на глубине метр. Я беру ледобур, делаю лунку, переношу на нее снасть с глубины и продолжаю ряд. Затем беру следующую жерлицу, то есть переношу снасти постепенно, по одной. При этом обязательно оставляю пару жерлиц на более глубоком месте. Здесь вероятны поклевки, когда щука покидает отмель, но желательно узнать, когда это произойдет. Может статься так, что хватит сил и времени, чтобы успеть переместить снасти во второй раз. Ловля трудовая, и больше чем с полутора десятком жерлиц одному управиться трудно.
Несколько слов об оснастке. Я остановился на оснастке из лески 0,30-0,35 мм, одинарного или двойного крючка № 1 или 1/0, поводка из лески 0,5 мм (если объектом ловли является крупная щука, то я применяю леску 0,6 мм) и скользящего грузила в виде картечины круглой формы. Именно круглое грузило меньше всего захлестывается за леску во время опускания оснастки под лед. Очень важно правильно подобрать вес грузила. Он должна быть, с одной стороны, минимальным, чтобы после поклевки не оказывать сопротивления хищнику. С другой стороны, вес грузила должен быть таким, чтобы противодействовать попыткам живца спрятаться в ближайшем укрытии.
Бывает важен выбор живца. Для ленивых рыболовов во многих магазинах продают карасей. Но карась не самый лучший, а точнее, не самый универсальный живец. Во многих водоемах, особенно в тех, где щуке достаточно корма в виде плотвы или окуня, хищник на карася внимания не обращает совсем. Очень хорошим и универсальным живцом служит пескарь, но лично у меня «рука не поднимается» использовать эту рыбу в качестве живца, да еще для ловли столь не «благородной» обжоры.
Личный опыт говорит о том, что по совокупности за и против лучшим, можно сказать, универсальным живцом является окунь. Причем местный окунь.
В водоемах с тюлькой от нее не отказывается ни один хищник, впрочем, как и от верховки. Несколько может смутить, что тюлька замороженная, то есть не активная. Докладываю, что крупную щуку на многих северных озерах с холодной донной водой ловили и ловят именно на свежего снулого крупного живца. Живца кладут на дно.
Если я ловлю один, а так я и делаю в большинстве случаев, то тактика примерно следующая. Приезжаю на водоем до рассвета, сверлю лунки, ставлю жерлицы и иду к берегу заготавливать живца. Как только окунь пойман, я сразу же «заряжаю» первую жерлицу, и так далее. Обычно удается зарядить все жерлицы до восхода солнца. Минут через двадцать после восхода я сверлю очередную лунку. Вопрос — где? Хорошо, если уже была поклевка, тогда я делаю лунку над той же глубиной, бровкой или отмелью. Если поклевок не было, то лунку я готовлю над другим перспективным, на мой взгляд, местом. Проходит еще несколько минут, и я снимаю первую жерлицу, проверяю состояние живца и переношу снасть в новую лунку. Неспешно делаю следующую лунку, в которую переношу вторую жерлицу, и так до первой поклевки. Первая поклевка показывает не район выхода хищника, а глубину.
Самое неприятное, что может случиться, так это полное отсутствие рыбы у берега. Такое явление характерно для водохранилищ в конце зимы, когда тепло, а притока талой воды еще нет. Приходится искать малька и хищников выше зоны расслоения воды над ямами и руслом. Труднее всего принять волевое решение и уйти от берега. Начать поиск заново. В таких случаях очень помогает эхолот, настроенный на рыбу любого размера. Важно найти не щуку, а место, где сконцентрировалась рыба, и на какой она глубине. В каждой новой лунке имеет смысл проверять наличие рыбы и уровень, на котором она стоит.
Нередко уровни расположения рыбы в разных частях акватории отличаются. Чем ниже уровень, тем лучше.
Комментарии (0)