Известно, что серебряный карась и реже встречающийся его золотистый собрат водятся в определенных водоемах, прежде всего в прудах, озерах и карьерах, но немало их и в некоторых спокойных реках, и на плесах выше речных запруд.
То есть эта рыба привержена неспешному образу жизни в тихой воде, где обычно нет недостатка в корме, поэтому сложность ловли карася состоит чаще в его сытости
и привередливом отношении к рыбацким приманкам.
После недавнего нашествия ротана, резко снизившего поголовье золотого карася, приходится говорить об опыте ловли серебряного карася. Он к тому же по образу жизни очень близок к лещу, любителю обширных плесов и порядочных глубин, хотя в определенное время прекрасно клюющему и на мелководьях. При этом у серебряного карася, как и у леща, часто наблюдается полуденный жор, когда разыгравшиеся от ветра волны начинают круто ходить по плесу, а в летнюю жару — великолепный ночной клев при полной луне. Поэтому рыболовы, которые ловят карасей только на утренней или вечерней зорьках, делают большую ошибку, особенно весной до нереста и осенью после первых крепких утренников, и часто остаются ни с чем.
С серебряным карасем в большинстве случаев «отношения» на водоеме наладить довольно легко, имея хороший опыт ловли леща или плотвы, с которыми он нередко соседствует. Причина активного или плохого клева карася обычно кроется в кормности водоема и в межвидовой конкуренции. Часто на рыбалке приходится сталкиваться с такой картиной: при большой плотности карася в выбранном месте на прикормке ловятся лишь плотва или подлещики, и активность этих рыб нарастает при увеличении, конечно, до определенной меры, количества прикормки и частоты ее подачи. Но ситуация станет иной, если «плотно» прикормить лишь один раз. Через некоторое, хотя и не короткое время более активные конкуренты карася удалятся в поисках «лучшей доли», а караси начнут все плотнее скапливаться вокруг остатков прикормки, и задачей рыболова станет лишь грамотно, с помощью весьма малых порций корма поддерживать устойчивый клев, не привлекая других рыб.
Эта тактика всегда себя оправдывала на водоемах, заселенных не только карасями, но и другими рыбами карпового семейства, которые, удовлетворившись наиболее крупными частицами прикормки, не утруждают себя собиранием мелких остатков. Карасю же, в питании которого преобладают органические донные отложения, закормленный когда-то участок дна становится всего лишь более «вкусным», чем всё дно водоема в округе. Но часто только одно лишь плохое ориентирование в составлении прикормки и в технике прикармливания именно карася сводит на нет все усилия мастеров ловли плотвы, лещей или карпов.
Прежде всего, прикормка должна состоять из тщательно измельченных компонентов, даже если в выбранном водоеме у карасей нет серьезных конкурентов. Это необходимо для того, чтобы не пресытить карасей более крупными частицами корма, то есть стараться не изменить обычную для рыбы скорость питания. А перекормить карася очень легко и для этого немного надо — пара горстей вареной каши, и можно сматывать удочки. Л.П.Сабанеев писал, что карась, похоже, относится к тем рыбам, которые всегда сыты, так как их кишечник оказывается постоянно до отказа набитым няшей (илом).
На водоемах, где водятся плотва, лещ, густера, карпы, уклейка, верховка и прочая активная в теплой воде рыба, следует осторожнее применять в прикормке такие весьма эффективные и «долгоиграющие» при ловле этих рыб компоненты, как сухое молоко, яичный порошок или растительные протеины. Например, верховка, которая, наверное, есть в любом карасевом пруду, совершенно «шалеет» при добавлении в прикормку этих привлекающих веществ, и по этой причине насадка почти всегда доходит до дна в неполноценном виде, а то и вообще сбитой с крючка. А постоянные «бодания» поплавка мириадами назойливых рыбок способны вывести из равновесия любого рыболова.
Как и при ловле других карповых рыб, прикормка для карася строится по принципу: скелет (основа и связующее) + привлекающие и кормовые добавки + ароматизаторы + балласт.
Поскольку ловля карасей ведется в водоемах без течения или в местах с очень слабым, естественным или нагонным (ветровым) течением, то содержание связующего (обычно толокна) в прикормке редко когда должно превышать 5% от ее общего объема. Это позволяет сильно увлажнять прикормку, чтобы заброшенная в воду порция быстро достигала дна, но при этом ее не уносило в сторону, несмотря на скорый распад даже компактного шарика уже в средних слоях воды.
Часто при небольшой дистанции заброса и малой глубине ловли прикормку бывает полезно довести до сметанообразного состояния небольшим количеством воды, как для уклейки. В этом случае каждая порция легко распадается уже при ударе о воду и, погружаясь, равномерно распределяется на дне — таким способом удается избежать чрезмерной концентрации корма в локальном месте. Этот прием эффективен при вялом клеве карасей. Забросить такую прикормку легко или мокрой рукой, или обыкновенной столовой ложкой.
В качестве основы прикормки обычно применяют хорошо измельченные панировочные сухари (пшеничные и кукурузные) и отруби. Меняя соотношение сухарей и отрубей (оптимально 3:1), можно варьировать скорость оседания прикормки на дно из верхних или средних слоев воды, поскольку здесь основными носителями веса и «потребителями» воды будут сухари (отруби почти не разбухают). Клев карасей, да и другой рыбы улучшится, если добавить в основу измельченные сухари, приготовленные в домашних условиях в духовке или жарочном шкафу из черного ржаного хлеба (до 10% от объема основы). Следует осторожней применять различные распаренные жмыхи (подсолнечный, конопляный, льняной, рапсовый). Они почти не потребляются другими рыбами, но зато очень быстро насыщают карасей. В прикормке их должно быть не более 5% от объема основы.
Поскольку приходится при ловле карасей крайне ограничивать содержание в прикормке таких весьма эффективных привлекающих веществ, как сухое молоко, яичный порошок, то здесь на первое место выходят привлекающие компоненты растительного происхождения — семена конопли, рапса, подсолнечника и других масличных культур. Перед добавлением в прикормку их следует тщательно прожарить (не допуская подгорания) и измельчить. Делать это лучше перед каждой рыбалкой, а не про запас, так как выделяющиеся при термической обработке масла имеют свойство быстро прогоркать. В скелете эти привлекающие вещества могут составлять до 10% объема сухой смеси. Хорошо сказывается на клеве многих карповых рыб добавление в состав прикормки порошка какао (до 5% от объема привлекающих компонентов).
К кормовым добавкам традиционно относят мелкого мотыля и опарыша, а также нарубленных червей (до 10% от объема всей прикормки). Но на большинстве карасевых водоемов применять эти компоненты при ловле карасей становится невозможным из-за населяющих их во множестве пескаря, горчака, мелких окуней или ротанов, да и той же верховки. Так что от дорого стоящих мотыля и опарыша на реальной карасевой рыбалке обычно больше вреда, чем пользы, поэтому от них лучше отказаться, может быть, до сильного осеннего охлаждения водоемов.
Карась обладает прекрасно развитым обонянием, и тут важно уметь грамотно использовать пахучие привлекающие добавки к прикормкам или насадкам при ловле этой рыбы. В настоящее время известно немало таких веществ: эфирные масла — анисовое, лавандовое, укропное; фруктовые эссенции — грушевая, банановая, земляничная. Ведутся поиски все более эффективных ароматизаторов и их комбинаций. Главная цель, которой служат эти компоненты — рыбе задается избирательное направление движения при поисках корма, насадка становится более «аппетитной», едва уловимо изменяется вода в зоне ловли (например, как бы «освежается» во время жары).
Издавна рыболовам была известна «маниакальная» тяга карасей к различным ароматам, иногда весьма экзотичным, таким как керосин, деготь, валериана, корвалол, протухшие творог или сыр, жженый рог и даже духи «Красная Москва». Являясь аттрактантами для карасей, они служат и иной цели — некоторые из них отпугивают от прикормки других рыб, то есть становятся для них репеллентами. Видимо, современным рыболовам, наряду с привычными анисом или ванилином, следовало бы поискать ряд подобных веществ для избирательного привлечения не только карасей, но и любой другой рыбы.
Тактика применения ароматизаторов достаточно проста: лучше меньше, чем больше, поскольку излишнее увлечение этими химически активными веществами может вызывать у рыбы легкие поверхностные ожоги жабер, полости рта, глаз, внутренних органов и распугивать ее из зоны ловли. Например, на течении рыба может встать в 5-10 метрах ниже прикормки и быть недоступной для снасти. Также рыболовам следует при ловле карасей крайне осторожно применять одновременно два или несколько ароматизаторов — эффект трудно предвидеть. Лучше, для чистоты эксперимента, прикормку или насадку разделить на небольшие порции, с которыми и работать, меняя место ловли при неудаче или слабом результате. К тому же, существующие сезонные и местные пристрастия рыбы к тем или иным ароматным добавкам должны стимулировать рыболова не замыкаться на каком-то одном, двух или трех уже апробированных веществах.
Обычно более активный клев карасей удается возбудить частой, малыми порциями, подачей прикормки, что заставляет рыбу живее двигаться среди частиц и мути от погружающего корма («раскармливание» рыбы). В этом случае, чтобы не перекормить карасей, в прикормку необходимо вводить балласт, доля которого должна соотноситься с интенсивностью кормления (до 70% от объема всей прикормки). Для этого лучше всего использовать плодородный грунт с берега водоема. Мало того, что земля сама по себе имеет для многих рыб привлекательный запах, она еще намного легче любого прочего грунта, поскольку в основном состоит из органических остатков. Это важно по той причине, что в местах обитания карасей дно обычно покрыто достаточно толстым слоем ила, поэтому и следует избегать применения слишком вязкого и тяжелого балласта, иначе комок прикормки не распадется в толще воды, уйдет в ил, и желаемого эффекта не будет. А в лежащий на поверхности ила «вкусный» грунт карась долго «въедается», постепенно накапливаясь на прикормленном месте.
Комментарии (0)