Принципы построения прикормки

Изображение Принципы построения прикормки
Изображение Принципы построения прикормки

Часть 2. Составы для большой глубины и течения

В качестве примера возьмем ловлю с лодки на волжском водохранилище леща в проводку. Глубина 12 м, течение в выходные очень слабое, тяжелая пшенка из стационарной кормушки не вымывается, клев слабый. Выход в использовании скользящей поплавочной оснастки и стандартной прикормки. Прикормка опускается кормушкой у борта лодки, а по шлейфу «легкой» прикормки пускается скользящая поплавочная оснастка.

Место прикормлено точно, шлейф создан, приманка гарантированно медленно тащится в нужной струе, чувствительность оснастки максимальная, простота работы со снастью выше всяких похвал. Если место выбрано правильно, то успех гарантирован. Пример хороший, но для большинства поплавочников не слишком востребованный. Так рыбачат очень немногие, поскольку ловить с берега интереснее и проще организационно. Поэтому перейдем к прикормке, для которой не понадобится кормушка.

С самого начала должен акцентировать внимание на двух моментах. Во-первых, недопустимо использовать «несозревшую» прикормку. То есть состав, который еще не пропитался водой. После непродолжительного, даже очень тщательного перемешивания кажется, что прикормка готова, так как хорошо лепится в шар, но это не так. В ней остаются легкие фракции, в которых воздух вытесняется водой по истечение какого-то времени. Производители конструируют составы таким образом, чтобы это время не превышало 20-30 минут. Не пропитанная прикормка будет выделять множество частиц легких фракций, которые или будут сразу всплывать, или относиться течением на протяжение всего пути падения шара на дно. В результате вы получите на дне пятно из того, что упало, то есть балласт и утяжелитель с небольшим содержанием питательных и привлекающих рыбу компонентов. Например, мотыля может вымыть почти полностью, если он еще и неправильно был замешан. То же самое может случиться с бисквитом, молотым жмыхом и с порошкообразными ароматизаторами. Хуже всего обстоит дело с опарышем, который моментально способен развалить любой шар. Поэтому в глубинные прикормки, а тем более в смеси для течения, советую добавлять личинок, ошпаренных кипятком. И это имеет смысл, так как именно на течении опырыш эффективен.

Во-вторых, готовая смесь должна иметь совершенно конкретную для данных условий вязкость и плотность. Вязкость нужна, чтобы шар минимально размывался в начальной стадии, то есть во время падения. А плотность нужна для того, чтобы увеличить скорость падения и тем самым увеличить точность создания пятна, прежде всего на течении.

И здесь еще одна проблема — попав на дно, прикормка должна размываться. То есть даже очень вязкий состав должен постепенно впитывать воду и разваливаться на части. Это большая проблема, которую бывает не просто решить. Здесь нельзя использовать «жирную» глину, поскольку она «завяжет» состав надолго. Глину или суглинок для снижения склеивающих возможностей сушат, измельчают и в виде сухого порошка добавляют в прикормку. В случае с глиной может статься так, что скорректировать ошибку в дозировке воды не удастся, а вот с суглинком это сделать много проще. Если есть возможность, то советую запастись глиной для прикормки, сделанной в промышленных условиях. Я лично в последнее время стал заменять глину на мелко перемолотые сухари из экструдированной кукурузы в смеси с сухим песком. Но и с этим компонентом можно «завязать» прикормку в очень плотную массу, поэтому лучше добавлять не более 20-30% в состав для небольшой глубины.

На практике получается так, что просто пойти в магазин и приобрести нужный для большой глубины и сильного течения состав вряд ли удастся. Поэтому советую пойти по другому пути.
Для начала надо определиться с кормовым составом прикормки, который будет эффективен на данном водоеме в данное время. Определить такой состав теоретически можно, основываясь на анализе кормовой базы водоема, на анализе поведения рыбы в данный момент времени и на анализе состояния воды. Последнее подразумевает не только анализ воды на химические примеси или на содержание кислорода, но и анализ температурного распределения слоев воды и, конечно, анализ перемещения слоев воды (течение). Все эти факторы так или иначе влияют на поведение, активность рыбы и на ее аппетит. Реально учесть все не удается, поскольку нет никакой возможности перед каждой рыбалкой проводить полный анализ воды и дна водоема лишь для того, чтобы поймать свои законные пять килограммов «сорной» рыбы. Поэтому приходится обращаться к определенным закономерностям, выявленным из практических наблюдений.

В зависимости от типа, водоемы могут сильно отличаться по кормовой базе. Водоемы озерного типа, особенно заиленные, «содержат» большое количество донного корма в виде, например, мотыля. В водоемах со стоячей водой, как правило, достаточно много мелких ракообразных. Реки более богаты рачками и относительно крупными донными червями. Водоемы родникового типа и проточные водоемы, как правило, богаты личинками бабочек (ручейники), стрекоз, ракообразными и ракушками. Именно этим можно объяснить тот факт, что привычный для московских рыб и рыболовов мотыль в виде прикормки может совершенно «не работать» на многих не подмосковных водоемах, да и на подмосковных водоемах зачастую мотыль в прикормке не панацея от бесклевья. Мотыль обычно безотказно «действует» во время ловли в прибрежной зоне, то есть там, где береговая «раса» мелкой рыбы знакома с этим кормом. Мне кажется, что и эффективность действия мотыля в подмосковных водоемах во многом определяется тем, что рыбу в этих водоемах рыболовы годами приучали к большому количеству мотыля в прикормке.

На некоторых глубоких и проточных водоемах эффективными в качестве прикормки могут оказаться сухари, жмыхи и каши. На некоторых же очень чистых озерах и быстрых реках не действует ни одна из известных прикормок или мы пока не знаем, как ее правильно применить. Итак, можно сделать первый вывод, который заключается в том, что «базовый состав» прикормки определяет, но не предопределяет ее эффективность в конкретном водоеме. Каждый водоем требует проведения кропотливых экспериментов с целью подбора эффективного состава прикормки.

Достаточно надежной базой для прикормки, кроме мелко перемолотых сухарей с добавлением сухого молока или яичного порошка, бисквита и жмыха, может стать пшенная каша или распаренная «перловка». И вот тут приходится решать, что лучше. Или сухари, которые быстро смываются течением, но дают длинный шлейф и быстро привлекают рыбу, или распаренные зерна, которые будет лежать на дне. Хорошо, если дно твердое, иначе прикормка уйдет в ил, что может случиться не только на водохранилище, но и на большой реке. Я лично на Волге нырял и смотрел, как «пропадает» несколько килограммов пшенки со жмыхом на глубине шесть метров. Для этого достаточно совсем небольшой ямки на дне.

Труднее всего, когда ловишь с берега, а глубина совмещена с течением. Кроме того что нужно связать шары прикормки до оптимальной консистенции, дополнительно нужно увеличить скорость падения шара на дно. Как часто выясняется: рыба среагировала на прикормку, но стоит в нескольких метрах ниже по течению. Это означает, что прикормка лежит на дне, рыба реагирует, но прикормку снесло.

Утяжеление лучше проводить, используя «нейтральные» по связующим качествам компоненты — песок и гальку. Я приспособился делать тяжелые шары, вдавливая внутрь в каждый готовый шар камень приличного размера. Такой шар не разваливается после удара о воду и во время падения ко дну. Сложность только в том, чтобы камни были одного веса, иначе будет трудно точно прикармливать.

Если вам все-таки не удастся сотворить нужный состав прикормки, то можно вспомнить о таком проверенном способе подачи прикормки, как «авоська». Далее я о нем расскажу.