Плотва и осень

Изображение Плотва и осень
Изображение Плотва и осень

В условиях, когда вода остывает быстро, рыба некоторое время испытывает что-то похожее на температурный шок — это, прежде всего, выражается в снижении активности питания. А итогом этого становится и явное ухудшение клева, и смещение его пика на самые теплые полуденные часы или даже на вторую половину дня.

В ситуации постоянного охлаждения водоемов, характерной для осенней поры, можно, конечно, продолжать ловить теплолюбивых карпа или карася, клев которых становится нестабильным и неверным, но завидные трофеи, возможно, стоят больших трудов. Однако более предсказуемой и продуктивной рыбалка станет, если перестроиться на другую рыбу, не так остро реагирующую на резкое изменение состояния среды обитания и массово населяющую тот или иной водоем, что среди особей одного вида всегда поддерживает сильную кормовую конкуренцию.

Безусловно, к самым распространенным в наших водоемах мирным рыбам смело можно отнести плотву, густеру, уклейку, возможно, ельца и пескаря. Среди них плотва наиболее неприхотлива, почему обычно хорошо клюет как по открытой воде, так и в пору ледостава. Однако на изломе сезонов и эта рыба не столь проста, что во многом определяется не только сложившимися условиями в конкретном водоеме, но и размером плотвы, у которой, как и у некоторых других рыб, существуют тугорослая и быстрорастущая глубинная формы.

Мелкая плотва наиболее массово населяет почти все водоемы, придерживается в них береговой зоны и малых глубин, но обычно ее вес редко достигает 200 граммов — она мало для какого рыболова является желанным трофеем. Крупная же плотва в больших чистых реках, озерах и водохранилищах может вырастать до веса в килограмм и более, что связано с питанием в основном животным кормом и глубинным образом жизни. Обычно такая плотва тоже многочисленна там, где она водится, однако эта рыба держится небольшими одновозрастными стайками, причем чаще крупная плотва занимает нишу на водоеме, где глубина составляет около четырех метров. Но когда водоемы осенью и накануне ледостава быстро остывают, именно крупная плотва, почти не снижая активности, отходит на значительные глубины, где начинает конкурировать за корм с лещом и густерой.

Поэтому и в прохладной воде начала осени некрупную «береговую» плотву можно вполне успешно ловить на растительные насадки, такие как перловка, пшеница, манная болтушка, хлопья «геркулеса», поскольку растительный корм обычен для этой рыбы практически во все сезоны. К тому же, «стандартная» плотва в холодной воде положительно реагирует на прикормку, обычно состоящую из компонентов растительного происхождения, и быстро накапливается в зоне ловли.

То же самое не всегда можно сказать про крупную плотву, которая после остывания воды ниже определенного показателя начинает негативно отзываться на прикармливание привычными составами, но ее иногда удается собрать очень простой прикормкой, состоящей всего-то из плодородного грунта с берега водоема, в который добавлены либо мотыль, либо опарыш, либо нарубленный червь. Однако, если этот корм для плотвы в водоеме непривычен, то ее лучше ловить в свободном поиске, применяя для насадки естественную пищу рыбы в холодное время года. Очень эффективными наживками именно для ловли крупной плотвы могут оказаться и личинка стрекозы, и ручейник, и рачок-бокоплав, и мясо рака или мясо моллюсков — тут выбор зависит от условий на каком-то участке конкретного водоема. Также многое определяется возможностью быстро и в достаточном количестве набрать нужную наживку. Например, на каменистых участках водоемов плотва предпочитает бокоплава — его тут много под камнями, а на заиленных глубинных местах ее более привлекают личинка стрекозы и даже мотыль.

Как это ни парадоксально, но осенней порой всё труднее становится поймать крупную плотву на водоемах с малой или незначительной проточностью, чем на реках, даже больших. А дело в том, что озера, карьеры и водохранилища остывают в разных местах неодинаково. Это зависит от множества факторов — в частности, от силы и направления ветра, от интенсивности дождей, от преобладающей глубины. И куда в итоге сместятся стаи плотвы, предсказать сложно, возможно, рыба уйдет очень далеко от берегов, где она будет вне досягаемости чувствительной поплавочной снасти, а на грубые донки крупная осенняя плотва может не клевать совсем. Кроме того, когда рыбе не надо тратить силы на противодействие потоку, она меньше нуждается в корме, что именно в холодной воде, в условиях замедленного пищеварения, выражается в виде очень капризного клева.

На реках, напротив, движущаяся вода всё время перемешивается и остывает равномерно, а еще и осветляется. От избыточной освещенности и от больших затрат энергии крупная речная плотва, похоже, холодной осенью лишь покидает неглубокие места с сильным течением, куда она уходила кормиться во время жары. После этого рыба весом 300-600 граммов начинает хорошо ловиться на глубинных участках реки, близко примыкающих к берегам. Тут относительно длинной удочкой, зайдя немного в воду, удается достать до глубин около четырех метров.

Пока вода не остынет ниже определенного значения (обычно в районе 14 градусов), плотва здесь будет неплохо клевать на зерна распаренной пшеницы, если только ею и прикармливать, используя специальную рогатку. Однако по мере дальнейшего остывания воды самую крупную плотву, иногда весом за килограмм, а также и прочую рыбу, на больших реках, подобных Оке, будет возможно поймать лишь на личинку стрекозы, не применяя никакую прикормку, а лишь по разным признакам отыскивая стоянки рыбы. Данную наживку добывать непросто: специальным черпаком с мелкой металлической сеткой на каркасе поднимают порцию ила в береговой зоне и промывают — с одного раза обычно получается две-три личинки, а их на рыбалку нужно около пяти десятков.

Есть несколько важных моментов в насаживании на крючок личинки стрекозы. Если это мелкая живность, называемая «казарой», то данных нежных личинок зеленоватого цвета надевают на тонкий крючок по две-три штуки, протыкая насквозь грудку. Кстати, «казару» добывают в прибрежных водорослях, вынося их пучок на берег и внимательно затем разбирая. А вот крупную живучую личинку, часто именуемую «каракатицей», напротив, лучше насаживать на довольно толстый и крупный крючок, пронзая им насквозь мягкое брюшко — так личинка крепче держится на крючке и некоторое время остается живой, продолжая шевелиться во время проводки.

Естественно, во все сезоны самая эффективная поплавочная рыбалка на реке с заметным течением — это ловля в проводку. Если в качестве насадки и прикормки используется распаренная пшеница, то проводка будет донной, когда приманка пускается вблизи дна и даже изредка «чиркает» по нему. Желательно движение оснастки периодически или постоянно придерживать, как бы «оживляя» насадку, которая начинает колебаться в потоке, а не пассивно плыть с его скоростью — это быстрее замечается рыбой и вызывает ее интерес.

В случае рыбалки без прикормки на ту или иную живность в качестве насадки, что характерно для ледяной воды поздней осени, придется не только обнаружить естественное скопление кормящейся плотвы, но и подобрать глубину хода приманки. Это особенно необходимо после затяжных дождей, когда течение усиливается и поток вымывает много личинок, которых несет в толще воды. В данной ситуации кормящуюся плотву удается обнаружить по характерным всплескам в определенных местах — обычно там, где течение замедляется или даже меняет направление, поскольку тут возрастает концентрация корма. И в данной ситуации желательно работать со снастью: придерживать ход оснастки; поддергивать ее во время проплыва; полностью останавливать, заставляя наживку всплывать вверх; переводить оснастку с одной струи на другую. Особенно эффективна при ловле в толще воды, даже на течении, проводка с погружением, когда огрузка между поплавком и крючком распределяется равномерно по леске, что обеспечивает плавную подачу наживки рыбе, что зачастую провоцирует ее на немедленную хватку.