Начало каждого нового зимнего сезона обычно складывается иначе, чем в прошлые годы. По этой причине в период перволедья рыболовов ожидают различные неожиданности в поведении той или иной рыбы. И часто данное обстоятельство обусловлено тем, при каких погодных условиях проходило становление льда и в какие сроки данный процесс уложился.
Рыболовы не зря связывают активность рыбы с поведением погоды, которая так или иначе воздействует на водную среду. Так, сильный ветер хорошо перемешивает воду, что благотворно сказывается на клеве в жару, но почему-то угнетает все живое в водоемах накануне зимы. А ливневый снегопад, идущий как на открытую воду остывших водоемов, так и на поверхность льда, бывает, вызывает просто бешеный клев разной рыбы. Считается, что густой снег в виде влажных крупных хлопьев несет тот электрический заряд, который стимулирует все живое. Однако можно посмотреть и с другой стороны — такой снегопад обычно предвещает потепление, «смягчение» погоды, то есть сведение всех внешних параметров к комфортному среднему уровню.
Накопилось немало интересных наблюдений поведения хищной и мирной рыбы, когда до срока приходят крепкие морозы, приводящие даже к замерзанию некоторых водоемов. При этом часто встает совершенно прозрачный, словно стекло, лед. В данной ситуации можно отметить, что именно на этих водоемах будет настоящий перволедный клев, и чем раньше случилось похолодание, тем рыба будет брать активнее. Затем, когда лед из-за последующих волн тепла и холода сойдет и встанет не один раз, такой хорошей рыбалки уже не будет.
А на крупных водоемах в случае «опаздывания» настоящей зимы хотя бы на пару недель от привычного срока порой никакого перволедного клева вообще не бывает — сразу приходится начинать ловить практически в условиях глухозимья. Дело в том, что к этому времени рыба уже успевает потерять ту активность, которая у нее была по открытой воде, или у рыбы попросту срабатывают биологические часы, переводящие ее жизнь в состояние зимнего полусна. Поэтому кажется не совсем правильным, когда немало рыболовов пренебрегают азартной рыбалкой по самому первому льду на «презренных» небольших прудиках-лужах, предпочитая отправляться на большие водоемы с открытой водой в надежде на солидные трофеи в виде щуки, судака или налима.
Однако и на малых водоемах, застывших под прозрачным покровом, не все так просто, учитывая преобладание тут в основном малых глубин. Это не позволяет в солнечные, ясные дни надеяться на клев солидного окуня, который по перволедью явно тяготеет к мелководьям. Но чтобы все же поймать «полосатого», следует предельно эффективно использовать ранние утренние часы и вечернее время, когда под лед попадает мало света и хищник ведет себя активно. Конечно, не надо упускать момент, когда пойдет снежок и хоть немного прикроет лед — тут следует целиком переключиться на окуня, как на самую активную по перволедью рыбу, и ловить его исключительно блесной, причем довольно крупной.
Но обычно по раннему прозрачному первому льду проще всего «разобраться» с белой рыбой, в том числе и с карасем и карпом, не успевшими утратить высокую подвижность. Вся эта рыба отходит практически на максимальные глубины, где вода немного теплее и тут менее всего донимает излишний свет. Здесь она продолжает кормиться и обычно неплохо клевать на стационарные снасти, а в благоприятные дни хорошо ловиться «на игру» на приманки без насадки. Особенно интересной и оригинальной представляется ловля серебряного карася по самому первому льду, пока эта рыба окончательно не утратила активность и не залегла на зимовку.
Тут надо всегда иметь в виду, что каким бы перспективным для ловли карася ни был пруд сам по себе, но и на нем существуют лишь определенные участки или зоны, где карась зимой обязательно будет плотно стоять, а есть места, где его не обнаружить ни при каких условиях. Особенно это относится к прудам речного типа, сохранившим после постройки плотины на речке или ручье естественный вид донного рельефа, когда перед затоплением не поработал старательно нож бульдозера, что практикуется на водоемах для товарного рыбоводства.
Именно в местах, где видны торчащие из воды коряги или где на дне много пеньков от сведенных деревьев, наиболее вероятно при любой погоде обнаружить стоянку активного карася, который почему-то испытывает просто патологическую тягу к закоряженным участкам. Даже отдельно стоящая или лежащая на дне коряжина при достаточной глубине всю зиму будет центром сосредоточения клюющих карасей.
А если учесть, что исходно наиболее густыми заросли кустов и деревьев перед затоплением были по берегам речки, то оставшиеся карчи как раз указывают на резко очерченную границу с максимальными глубинами. Конечно, среди коряг и корма больше в виде различных личинок и обрастаний, да и проточность и кислородный режим вблизи русловой канавы гораздо лучше, чем на всей остальной акватории, что очень существенно в зимний период. Кроме того, в условиях прозрачного льда на плотную стоянку карасей укажет скопление мелких газовых пузырей под ледовым покровом, которые поднимаются вверх, когда кормящийся карась копается на дне.
Комментарии (0)